Interfax-Russia.ru – Первой премьерой Большого театра станет опера "Руслан и Людмила". По мнению постановщиков, действие обещает быть грандиозным и детям его лучше не видеть.
Грандиозный концерт в честь открытия обновленного здания Большого театра состоялся 28 октября. Спустя шесть лет театр снова ожил: зал наполнили зрители, а на легендарную сцену вышли известные артисты. И несмотря на критику и скандалы вокруг реконструкции театра, его открытие стало самым значимым культурным событием года.
Впереди театр ждет вереница премьер, в числе которых "Чародейка" Петра Чайковского и "Кавалер розы" Рихарда Штрауса. Впрочем, первой на подмостках Большого покажут оперу Михаила Глинки "Руслан и Людмила", которая обещает покорить зрителей не только прекрасной музыкой и игрой актеров, но и современным прочтением сюжета – режиссер и по совместительству главный художник спектакля Дмитрий Черняков в своей работе ориентировался на "продвинутого" зрителя.
"Мне бы хотелось, чтобы нас слушал зритель, который хорошо знает, что такое поэма Пушкина. Но это открытый спектакль, я надеюсь, всякий зритель сможет найти в нем что-то свое", - пояснил он журналистам.
Сама постановка окутана завесой тайн и, пожалуй, кроме даты первого спектакля, намеченного на 2 ноября, и незначительных подробностей, вроде количества музыкантов в оркестре и имен участвующих артистов, не известно практически ничего. Хотя некая недоговоренность постановке только на руку, ведь зрители, подогреваемые любопытством, раскупили билеты за два месяца до премьеры.
"Открытие театра должно быть праздником, поэтому премьерой выбрана именно опера "Руслан и Людмила" - это чистое наслаждение", - заметил Дмитрий Черняков.
Впрочем, выбор пал на "Руслана и Людмилу" еще и потому, что эта опера чуть ли не единственное произведение, написанное русским композитором на основе русского же произведения, поэмы Александра Пушкина, которая, к тому же, заканчивается на мажорной ноте: главные герои побеждают зло и вновь оказываются вместе. Кроме того, где как не на обновленной сцене Большого театра можно показать весь размах этой постановки с богатыми декорациями и великолепными костюмами в русском стиле?
Оперу "Руслан и Людмила" впервые играли в Большом 165 лет назад – за это время ее исполняли более 700 раз в девяти разных интерпретациях. Но Дмитрий Черняков сумел привнести в спектакль свой авторский стиль.
Режиссер старался максимально проработать психологизм спектакля об испытании любви, смелости и отваге – именно эти качества понадобятся главным героям, чтобы в конце концов обрести счастье. По словам музыкального руководителя театра Василия Синайского, "Руслан и Людмила" будет отличаться от всех предыдущих постановок этой оперы.
"Могу обещать, что это будет не очередная всем известная опера, но отдельное явление в оперной жизни", - подчеркнул музыкальный руководитель Большого театра.
В видении режиссера Дмитрия Чернякова и известного дирижера, приглашенного работать в Большой театр, Владимира Юровского, опера стала душераздирающей драмой.
"Мы трудились с ним на равных, на паритетных началах", - заметил Черняков.
Как сообщил в свою очередь исполнитель партии Руслана Михаил Петренко, режиссер "все эмоции умножил на десять". И хотя и режиссер, и дирижер весьма лояльно отнеслись к произведению, часть сцен пришлось сократить, чтобы излишне не затягивать историю. Купированию подверглись отдельные повторы музыки, а основные сцены, как и прежняя партитура, остались не тронуты.
Несмотря на это Дмитрий Черняков, который еще не забыл негодование публики после премьеры "Евгения Онегина", заранее готов к упрекам в свой адрес.
"Я не иду на скандалы специально. Когда я ставил, например, "Евгения Онегина", не рассчитывал на такую реакцию, а на нас накинулись и объявили постановку скандалом", - рассказал он.
Впрочем, история, хоть и сохранившая связь с оригиналом, но обогащенная откровенными сценами, едва ли избежит критики.
Поэма, входящая в обязательную школьную программу, в оперной постановке получилась не по-детски закрученной и уж точно не предназначенной для детских глаз. Чего стоит только главная героиня оперы, которую будет играть солистка Венской оперы Альбина Шагимуратова. Современная Людмила, в отличие от своего книжного персонажа, ведет себя вызывающе, без устали кокетничает и в одной из сцен усаживает к себе на колени Черномора. Впрочем, на этом режиссер не остановился и привнес в постановку еще несколько недвусмысленных сцен. Поэтому авторы действа настойчиво рекомендуют несколько раз подумать, прежде чем отправиться на премьеру всей семьей.
"Детей я действительно не рекомендую брать, потому что там есть детали постановки, травмирующие неокрепшее сознание", – заметил в интервью "Независимой газете" Владимир Юровский.
На реставрацию Большого театра потратили огромную сумму: последняя из озвученных министерством культуры цифр – 21 млрд руб. Не считая визуальных изменений, основные работы проводились по увеличению площади театра и улучшению его акустики.
Обновленная основная сцена теперь состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок, которые могут менять свое положение, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Однако в полной мере использовать все нововведения режиссер "Руслана и Людмилы" все же не решился. Масштабности ожидали и от маэстро Владимира Юровского, который в конце октября стал художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Но по его задумке в оркестровой яме, вмещающей до 130 музыкантов, разместится всего 20 скрипок.
Исполнитель роли Руслана Михаил Петренко признался, что пока на исторической сцене работать трудно.
"Она же совсем новая, там пока шумно. Но с точки зрения акустики – удовольствие", – заметил он.
До премьеры, назначенной на 2 ноября, остаются ровно сутки – время самой напряженной работы. Глава театра Анатолий Иксанов рассказал журналистам, что в новом сезоне Большой театр порадует зрителей пятью новым спектаклями, а за год покажет более 300 премьер.
"Мы работаем без выходных, постановочная часть работает 24 часа в сутки. Но никто не ропщет, наверное, появился дополнительный драйв - мы возвращаемся в родной дом", - сказал генеральный директор Большого театра.
Нет сомнений, что первая премьера Большого не останется незамеченной. Но главным остается вопрос: сможет ли публика оценить современное прочтение и находки режиссера, которого однажды уже обвинили в излишней смелости?
Обозреватель Татьяна Кочеткова