Interfax-Russia.ru - Депутаты Госдумы РФ внесли законопроект об усилении уголовного наказания за жестокое обращение с животными.
Проект закона предусматривает, что за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное в присутствии малолетнего, или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряженное с демонстрацией в СМИ или интернете, предусматривает наказание вплоть до пяти лет заключения.
О необходимости усиления ответственности и о том, как возможное ужесточение закона отразится на защите животных в России, рассуждали эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru.
По мнению директора WWF России Игоря Честина, эффективность новых мер будет зависеть от того, как будет применяться закон.
"Сегодня у нас есть законодательство, но оно не применяется должным образом. От того, что оно будет жестче, если оно будет приниматься как сейчас, ничего не изменится. Это вопрос правоприменения, вопрос к работе полиции. Ведь важно, чтобы нарушитель сидел в тюрьме, чтобы полиция не отказывалась от выезда на случаи, чтобы следователи вели дела, а не закрывали их", - говорит Interfax-Russia.ru Игорь Честин.
По его словам, по уровню защиты животных и отношению к ним Россия сейчас находится между Африкой и Европой, при этом в нашей стране эксперт не видит позитивных изменений.
Похожее мнение Interfax-Russia.ru высказал и президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская. Она считает, что ужесточение законодательства не станет попыткой улучшения ситуации.
"Нет, это ничего не даст, если это будет единственная мера. В отрыве ничего нельзя делать, просто ужесточить закон – этого слишком мало. Это отрывочно и, я бы сказала, по-дилетантски, необходим комплекс мер. Ужесточать наказание нужно, потому что оно неадекватно низкое, но дело в том, что в нашей стране жестокость к животным – это не только, когда животное человек специально мучает. Это капля в море. В первую очередь, надо думать о бездомных животных. Они гибнут и умирают на улице от мороза, у них нет теплых укрытий, им нечего есть. Это и есть жестокое обращение с животными, и наше законодательство не решает эту проблему", - считает Светлана Ильинская.
По ее мнению, для защиты бездомных животных необходимо три ключевых фактора.
"В первую очередь, нужно принять закон, который бы предусматривал обязательное изъятие с улиц бездомных животных. Второе – у нас должны быть государственные приюты обязательного приема, которое должны вести неограниченный прием животных. Сегодня у нас есть только приюты с лимитом мест. Они набрали животных, сколько могли, а когда люди обращаются с просьбой принять животных, владельцы говорят, что мест уже нет", - рассказывает зоозащитник.
По ее словам, всех животных содержать пожизненно нереально.
"Чтобы они не мучились и не гибли, гуманнее их усыпить, чем оставлять умирать на улице. Это должно происходить, если в течение некоторого времени владельцев не находят. Иные способы попросту бесполезны. От способа усыпления можно отойти только тогда, когда среди бездомных животных останутся единицы. Это международный принцип по защите животных. Табу устанавливается не на то, что животных нельзя усыплять, а на то, что животное не должно мучиться", - объясняет Светлана Ильинская.
Она говорит, что еще одним ключевым фактором в улучшении ситуации является создание службы спасения животных.
"Если животное мучается на глазах у людей, разве это нормально? Животное попало в беду, а обратиться некуда. Зачастую человеку саму приходится спасать, либо он должен проходить мимо. При этом, как мы знаем, государство должно гарантировать благоприятную окружающую среду. Это принцип заложен в 42 статье российской Конституции", - обращает внимание эксперт.
Без велосипеда
Чтобы прийти к совершенному уровню зоозащиты, по мнению Светланы Ильинской, не нужно изобретать велосипед.
"Во всей Западной Европе, США все идеально, там действуют три главных пунктах, о которых я сказала. Есть опыт этих стран, в которых проблемы давно решены. Надо взять его и просто копировать в России", - говорит эксперт.
По ее мнению, это возможно делать в России уже сейчас, и не стоит опасаться большого удара по бюджету страны, напротив – реформы в этой сфере только снизят расходы.
"Будет настоящая экономия денег. Сейчас же проводятся программы, которые не работают, происходит только имитация работы. Выделяются деньги на стерилизацию, на приюты, которые содержат пожизненно бездомных животных. Эти деньги выделяются ежегодно, а суммы только растут. Если мы внедрим новую систему, то бездомных попросту не будет, и не на что будет выделять деньги", - считает зоозащитник.
Также, по ее словам, важно повысить ценность животного.
"Не должно быть такого, чтобы животных продавали на птичьем рынке как картошку. Сегодня люди купили животное, а завтра им оно надоело, и от него избавляются. Та же собака или кошка должны быть эксклюзивным товаром для немногих. Должна быть регистрация и чипирование, чтобы если животное потерялось, хозяин был обязан заплатить штраф", - рассказывает эксперт.
Она говорит, что на Западе владельцы не просто регистрируются и чипируют животных, они кроме всего прочего платят налог. Эти деньги идут на то, чтобы как раз обеспечивать работу по спасению животных.
"При этом такой налог берут не со всех животных. Если животное подобрано человеком на улице, такого владельца должны освобождать от налога. Речь идет о тех, кто приобретет, например, породистую собаку. В этом случае он должен знать заранее, что будет обязан не просто ее содержать, а еще платить ежемесячную сумму. В таком случае не будет такого избыточного количества животных, и человек уже подумает, стоит заводить животное или нет", - считает Светлана Ильинская.
Тем временем в России
Комментируя благотворительные акции по раздаче животных, которые в последние годы активно проводятся в крупных российских городах, защитник животных выступает против самой такой идеи.
"Я против раздачи животных, это ничего не дает. Во многих международных зоозащитных организациях в уставах есть такое принцип, что нельзя животных дарить и уж тем более отдавать бесплатно. Ведь на таких акциях кошку или собаку может взять кто угодно, и невозможно проследить, с какой целью это животное взято, нет гарантий, что с ним будет все хорошо. Я знаю очень много случаев, когда животных берут с непонятными целями, забирают их в больших количествах. Потом выясняется, что среди этих людей есть садисты, или люди берут тех же котят на корм удавам", - говорит эксперт.
По ее словам, Москва ничем не лучше других регионов России по количеству брошенных животных, однако в столице создается видимость того, что бездомных кошек и собак нет.
"Это политика потемкинских деревень. Ведь город столичный, и животных просто убирают, делают это разными способами. Регулирование производят по разнарядкам и особо это дело не афишируют. Принцип такой: как только кошек в одном месте становится больше трех-четырех, их уничтожают. Либо замуровывают в подвалах, либо травят", - рассказывает зоозащитник.
По ее словам, кроме бездомных кошек и собак есть проблема с голубями.
"Пока никто не говорит о голубях, а ведь это тоже проблема, их количество нужно регулировать. В Москве идет установка по всему району замуровать чердачные окошки, специально, чтобы птицы умирали. Хотя замечу, что количество голубей в отличие от кошек и собак регулируют как раз не летальными способами. В европейских городах их кормят специальным кормом, который не дает им размножаться. Своего рода стерилизация для птиц, и она дает хорошие результаты. К сожалению, у нас ничего подобного пока нет", - объясняет Светлана Ильинская.
Она утверждает, что все беды в неблагоприятной зоозащитной ситуации в России – лобби в лице ветеринарных организаций, которые проводят программы по стерилизации собак и кошек, а также тех, кто выделяют на это бюджетные средства.
"Эти люди не хотят, чтобы проблема решалась. Ведь бизнес по стерилизации собак и кошек очень выгодный. Это лобби бьется за то, чтобы был именно такой бардак, и можно было и дальше проводить программу стерилизации. На бумаге они написали, что стерилизовали одно количество, а по факту оно совершенно другое. А ведь эти животные выпущены обратно на улицу, и их уже невозможно пересчитать", - заключила эксперт.
Обозреватель Олег Пименов
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook