Interfax-Russia.ru – Планы Минтранса перенести в РФ серверы для бронирования и продажи билетов на внутрироссийские авиаперевозки могут привести к остановке работы российских авиакомпаний.
Сейчас на рынке бронирования авиабилетов в РФ работают четыре крупных игрока: американские Sabre и Travelport, испанская Amadeus и российская "Сирена Трэвел".
Летом прошлого года Amadeus подверглась критике главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева. На совещании у президента РФ Владимира Путина чиновник заявил, что эта система устанавливает цены на авиабилеты таким образом, что у антимонопольного регулятора "возникают подозрения о нарушении конкуренции на этом рынке".
Артемьев предложил "разобрать" систему "и посмотреть, насколько она соответствует законодательству, лучшим практикам, которые есть".
"И в конечном итоге, я думаю, что если мы приведем эту систему в экономически обоснованный вариант, то это приведет к тому, что цены не будут так быстро расти, они будут реально ниже, я не могу сейчас оценить насколько, но на десятки проценты точно", - сказал глава ФАС.
Со своей стороны Путин поручил ФАС и Минтрансу разобраться с этим вопросом, хотя и отметил, что не согласен по поводу сговора.
Между тем в Amadeus напомнили, что дистрибутивная система является лишь одним из множества каналов продаж, которыми пользуются авиакомпании в России.
"Система агрегирует тарифы, предоставляемые непосредственно перевозчиками, и отображает их в неизменном виде для туристических компаний, подключенных к Amadeus. Система не принимает решений относительно уровня цен и никак на него не влияет", - заявил порталу "Интерфакс-Туризм" генеральный директор ООО "Амадеус-информационные технологии" Валерий Храбров.
В свою очередь эксперты туротрасли также отмечали, что проблемы ценообразования на авиабилеты нужно решать комплексно, поскольку дело не в системах бронирования.
"У нас в России около 100 млн транзакций в год, из них через Travelport - 30%, через Amadeus - 30%, Sabre - 30% и примерно 10% через российскую "Сирену". Цены в системах дистрибуции одинаковые и регулируются они рынком, поскольку тарифы формируют перевозчики с помощью динамического ценообразования. Президент правильно отметил, что в ситуации нужно разбираться, а не говорить о неких сговорах", - заявлял порталу "Интерфакс-Туризм" источник в российской туротрасли.
По его словам, российские авиакомпании функционируют и формируют тарифы по тем же принципам, что и перевозчики во всем мире. То есть чем больше спрос на рейс, тем выше цена, чем меньше спрос, тем цена ниже.
Собеседник агентства отмечал, что в пиковые даты люди часто не понимают, почему Геленджик стоит туда-обратно почти как Нью-Йорк. Но это не сговор авиакомпаний, а комплексный вопрос, поскольку на определенных направлениях в пиковые даты, если на них ограничена конкуренция и летает узкий круг авиакомпаний, действительно, происходит повышение цен. Кроме того, в системах дистрибуции не продают авиабилеты лоукостеры.
"Amadeus и другие подобные системы - это системы, где лежат тарифы перевозчиков и лежат места. Агенты берут из системы и продают эти места. Чтобы снизить цены на авиабилеты, необходим комплекс мер. Одна из историй - это НДС. Калининград, кстати, в какой-то момент был очень дорогой, но когда по России НДС стал не 18%, а 10%, это помогло. Если он будет 0%, как предложил президент, то билет будет стоить менее 9 тыс. рублей туда-обратно", - уточнял эксперт.
Также, по его мнению, поможет развитие конкуренции на авиарынке, ввод в эксплуатацию российских лайнеров и, в перспективе, внедрение национальной системы бронирования.
В начале года Федеральная антимонопольная служба РФ объявила о завершении проверки ценообразования в электронных системах бронирования авиабилетов. По заявлению главы ФАС, причиной необоснованного роста цен могло стать вмешательство в алгоритмы программного обеспечения самих авиакомпаний.
"Авиакомпании все, от "Аэрофлота" до других, говорят, что это машина в автоматическом режиме устанавливает цены в зависимости от повышенного спроса. Мы точно установили, что никакая это не машина, а делаются эти алгоритмы вручную, и творцом является никакой не робот", - сообщил Артемьев.
По его словам, ФАС России рассчитывает совместно с крупнейшими авиакомпаниями страны разработать справедливый механизм формирования тарифов. При этом, добавил глава антимонопольной службы, нет необходимости кардинально менять существующие алгоритмы – речь идет лишь о точечных изменениях.
В то же время, ФАС продолжает анализировать алгоритмы ценообразования на авиабилеты. В рамках второго этапа аналитики проверяют динамику средних фактически сложившихся цен на более чем 200 направлениях за 2015-2018 годы. Особое внимание на новом этапе аналитики будет уделено фиксации резких отклонений от средней цены на авиабилет эконом-класса и правилам применения тарифных подклассов, которые зачастую приводят к существенному удорожанию билетов, отметили в ФАС.
Между тем источник в крупной авиакомпании пояснял "Интерфаксу", что главным индикаторам объективности установленной цены на билет является загрузка воздушного судна.
"Принципиальным моментом является себестоимость перевозки. Если взять классическую структуру тарифов, то она распределяется следующим образом: 70% тарифов авиакомпаний продаются ниже себестоимости, еще 10% тарифов продаются на уровне себестоимости, и оставшиеся тарифы авиакомпании продают выше себестоимости", - отмечал собеседник агентства.
По его словам, важно учитывать и специфику российского рынка авиаперевозок, которая заключается в ярко выраженной сезонности.
"Спрос в низкий и в высокий сезон может отличаться в десять раз. Для обеспечения равномерной загрузки авиакомпании в низкий сезон устанавливают тариф ниже себестоимости и за счет высокого сезона компенсируют убытки. Если бы такой сезонности не было, то авиакомпании могли бы предложить более сбалансированные тарифы. Все это приводит к тому, что перевозки внутри страны для классических авиаперевозчиков являются убыточными", - заключил собеседник "Интерфакса".
Вместе с тем в начале августа руководитель Росавиации Александр Нерадько предложил для снижения рисков утечки информации при передаче данных по внутренним перевозкам ускорить переход к размещению серверов и баз данных пассажиров на территории РФ.
Нерадько также отметил необходимость ускорить разработку и создание национальной системы оформления воздушных перевозок, которая позволит обеспечить полную конфиденциальность персональных данных пассажиров - граждан РФ - при осуществлении перелетов внутри страны.
"Надо исключить зависимость от иностранных систем", - сказал руководитель Росавиации.
Позже в кулуарах выставки деловой авиации RUBAE Нерадько рассказал журналистам, что Росавиация предлагает ввести нормативные требования для перехода авиакомпаний на отечественные системы бронирования.
"Должна появиться качественная отечественная система, мы должны предложить этот комплекс услуг авиакомпаниям, а затем ввести нормативные требования - но только с отложенным сроком введения в действие этого требования. То есть не одномоментно, а дать переходный период", - сказал он.
По его словам, такая система уже работает в аэропорту "Шереметьево", также ведутся разработки "под эгидой "Ростеха".
Со своей стороны, как выяснили "Ведомости", Минтранс разработал проект постановления правительства "Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок".
По данным издания, он предусматривает, что с 1 января 2020 года серверы и базы данных, обеспечивающие бронирование и продажу внутрироссийских авиаперевозок, а также регистрацию на рейс, должны быть размещены в России. Провайдер системы бронирования должен быть российским юридическим лицом.
Между тем в российских авиакомпания опасаются, что применение этого документа на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и/или длительной (2–4 года) и затратной миграции в другие системы бронирования.
Об этом говорится в письме гендиректора авиакомпании "Сибирь" (входит в S7 Group) Владимира Объедкова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну. "Ведомости" ознакомились с текстом документа, подлинность которого подтвердили два человека, знающие о письме от сотрудников S7.
Объедков в частности обращает внимание на то, что российские провайдеры не отвечают требованиям авиакомпаний.
Так, если "Уральские авиалинии" и "Победа" могут легко перейти к российскому провайдеру, то "Аэрофлот" и S7 входят в глобальные авиационные альянсы (Sky Team и One World соответственно). При этом, как рассказывают менеджеры "Сирена-трэвел" и Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной "Ростехом" совместно с аэропортом "Внуково", российские системы пока не имеют функционала, чтобы обеспечить работу в альянсах.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"