Интерфакс-Россия
  Опубликовано 11 февраля 2019 года в 17:06 версия для печати  

Торговля без границ

Interfax-Russia.ru – Минпромторг планирует вернуть продуктовые палатки и ларьки на улицы городов. Законопроект поможет малому бизнесу создать до 250 тыс. рабочих мест.

Министерство промышленности и торговли России планирует вернуть на улицы продуктовые палатки и ларьки. Как сообщил замминистра промышленности Минпромторга Виктор Евтухов, крупные торговые сети занимают 30–40% рынка. Однако производителей, желающих представить свою продукцию в различных торговых точках страны, гораздо больше, чем самих магазинов.

По его словам, новый законопроект гарантирует права предпринимателей и снимает обязанность искать постоянное помещение, снимая квартиры на первых этажах жилых домов или подвалы. Развитие нестационарной торговли должно покрыть дефицит качественных торговых площадей.

Законопроект о нестационарной и мобильной торговле был внесен Минпромторгом в Госдуму в конце прошлого года. Документ предлагал закрепить правила юридического оформления на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов. В частности, в нем предлагается закрепить принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Также документ гарантирует предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место его размещения требуется для государственных или муниципальных нужд. Минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, согласно новелле, составляет пять лет. Кроме того, в отдельную категорию предлагается выделить мобильные торговые объекты - автомагазины, автолавки. Законопроект должен способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, а также обеспечить дополнительные каналы сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, что особенно актуально для производителей сельскохозяйственной продукции.

"Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница - важнейший формат торговли, он существует везде", - сообщил Виктор Евтухов в интервью "Российской газете".

В Минпромторге ожидают, что после принятия закона только автолавок в стране появится не менее 50 тыс., что позволит дополнительно загрузить автопром, а также создаст до 250 тыс. рабочих мест.

Евтухов не согласен с утверждением, что люди в стране уже отвыкли от киосков и павильонов. Он отметил, что в небольших населенных пунктах, где торговым сетям работать невыгодно, такие форматы сохранились. Но зачастую наличие палаток зависит от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета.

"Там, где есть нормальное отношение к торговле, нестационарные и развозные форматы развиваются. Потом может прийти другой глава и принудительно все убрать. Именно поэтому для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли. Чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности", - отметил в интервью спикер.

По словам Евтухова, в Минпромторге надеются, что в Госдуме поддержат соответствующий законопроект.

"Надеемся на это. Это правильный законопроект, и мы считаем, что он действительно создаст условия для того, чтобы у нас развивалась конкуренция в торговле", - подчеркнул он.

В Москве борьба с торговыми киосками началась еще в 2010 году. В городе были закрыты или реорганизованы крупные барахолки, палатки и ларьки, самострой у станций метро. Уже в 2014 в столице оставалось более 7 тыс. ларьков и киосков, с большинством из которых не были продлены договоры аренды. Зимой 2016 года власти Москвы начали сносить торговые павильоны, срок добровольного демонтажа которых истек. Несмотря на то, что о сносе было заранее известно, многие предприниматели до последнего надеялись на отсрочку: не вывозили товар и не демонтировали оборудование.

Специалисты считают, что новый законопроект о несанкционированной торговле необходим.

Так, в беседе с Interfax-Russia.ru вице-президент Ассоциации "НП "Опора", председатель комиссии "Опоры России" по малоформатной и мобильной торговле Владлен Максимов подчеркнул, что сети не могут работать с малыми поставщиками из-за закупок больших объемов продукции и требований к стандартизации, поэтому малые форматы торговли выгодны мелким производителям.

"В России, как справедливо говорит замминистра Виктор Евтухов, в два раза меньше торговых площадей, нежели в Европе. Быстро эта диспропорция может быть восполнена только нестационарными торговыми объектами - современными торговыми галереями, павильонами, киосками и мобильной торговлей. Результатом всего этого станет усиление конкуренции, а также создание так называемой многоформатности - когда разные форматы торговли компактно сосредоточены и дополняют друг друга: стандартизированную продукцию человек покупает в супермаркете; например, сыр - в нишевом малом магазине; овощи и фрукты - в павильоне. Эффект с точки зрения занятости, думаю, будет еще больше, чем говорит Евтухов. Основная доля нововведения – это нестационарные торговые объекты, вместе с мобильной торговлей можно говорить о примерно миллионе новых рабочих мест", - отметил он.

По мнению самих предпринимателей, в настоящий момент у малого бизнеса в России существует масса проблем, а новый законопроект позволит справиться хотя бы с частью из них.

В беседе с Interfax-Russia.ru председатель Архангельского регионального отделения "Союза садоводов России" Михаил Силантьев отметил, что разрешение на торговлю во многом зависит от личных предпочтений главы соответствующего муниципалитета.

"И сейчас никто не запрещает организовать торговлю с автолавок. Проблемы идут от муниципалитетов, ведь именно они дают подобные разрешения. В некоторых городах в депутатский корпус уже давно пришли руководители местных торговых сетей, владельцы крупной недвижимости. Они крайне не заинтересованы в конкурентах", - пояснил Михаил Силантьев.

По словам собеседника, никто не запрещает организовывать торговлю и в крупных торговых центрах. Однако позволить себе такое могут далеко не все предприниматели. "Цены в них на аренду небольшого магазинчика просто фантастические! И никаким местным фермерам и дачникам, даже объединившись по всему региону - их не оплатить. Более того, крупные продуктовые сети требуют у владельцев зданий, чтобы они никаких фермеров рядом со своими магазинами не размещали. Власти на это закрывают глаза", - подчеркнул он.

Единственной возможностью реализовывать продукцию, по словам спикера, остается продажа через интернет. Однако не все готовы к сделке практически "вслепую".

"Большинство покупателей готово приобрести товар только после того, как увидят его вживую. Да и нет возможности ехать далеко к фермеру за кило творога и литром молока", - добавил он.

В то же время мнения обычных горожан по поводу нововведений в большинстве своем негативны. Одни опасаются, что возврат палаток спровоцирует торговлю сигаретами и алкоголем из-под полы. Другие не принимают мер, называя происходящее "бегом по кругу".

"Бег по кругу: то разрешают, то сносят, то опять разрешают. И каждый раз с аргументами, с важным видом, с заботой о людях", - написал на своей странице в Facebook Андрей Морозов.

Аналогичного мнения придерживается и другой пользователь.

"Восстановим грязные, вонючие ларьки по всей стране, которые только недавно закончили ликвидировать. И угроза терроризма, одна из причин их ликвидации, уже не смущает?", - написал он на своей странице в Facebook Андрей Кудрявцев.

В то же время некоторые жители опасаются, что нововведение увеличит продажу спиртного.

"Опять торговля из-под полы всем, включая наркоту, опять пьяные тусовки по ночам под окнами ", – опубликовал комментарий на странице в Facebook Алекс Коробов.

"Привет девяностые", - прокомментировал на своей странице Facebook законопроект Николай Ралдугин.

Специалисты отмечают, что закон способен принести немало пользы как потребителям, так и бизнесу. Важна его реализация.

Профессор кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Станислав Фурта рассказал Interfax-Russia.ru, что в России необходимо возрождать формат "магазинов у дома".

"Я за возвращение палаток. Формат "магазина у дома" просто необходим. Нужно чтобы это было сделано с учетом строго соблюдения архитектурных норм. Чтобы они не портили вид города, как это делали старые палатки в Москве. Конечно, палатки должны быть установлены по всем нормам землеотвода, аренды и так далее. Чтобы потом не пришлось снова устраивать "ночь длинных ковшей". Повторные подобные события подорвут доверие у малого и среднего бизнеса окончательно", – пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Обозреватель Кристина Бочарникова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.