Точка зрения 28 июня 2010 г. 17:50

Ульяновское противостояние

Interfax-Russia.ru - В Ульяновске пятый день продолжается голодовка учителей и родителей учащихся школ, закрываемых из-за оптимизации системы образования.

Оптимизация школ в Ульяновске началась еще в 2009 году. Тогда под сокращение попали школы в Ленинском и Железнодорожном районах города. В этом году такая же участь постигла учебные заведения Засвияжского и Заволжского районов. Официальное заявление об оптимизации пяти школ Ульяновска было сделано 1 июня. В этот список попали школы NN 7, 8, 43, 60 и 71.

Практически сразу учителя оптимизируемых школ и родители учеников провели ряд пикетов против закрытия учебных заведений. После одного из таких пикетов уволили директора средней школы N7 Ирину Маллямову. Трудовой договор с ней расторгли за неисполнение решения мэрии о ликвидации школы.

На минувшей неделе педагоги и родители учащихся школ, которые в этом году попали под программу оптимизации системы образования, решились на беспрецедентный шаг для того, чтобы их услышали и отменили решение о закрытии школ - 24 июня они начали голодовку.

"Участники в количестве порядка 15 человек на данный момент уже расположились возле средней школы N7", - рассказала в первый день акции агентству "Интерфакс-Поволжье" бывший директор данного учебного заведения Ирина Маллямова, участвующая в голодовке. Он отметила, что участники голодовки с этого дня отказываются от еды и будут только пить воду.

"Голодовка будет длиться до тех пор, пока не будет отменено решение об оптимизации школ. Мы готовы идти до конца", - заявила бывший директор школы. По ее словам, учителя и родители учащихся оптимизируемых школ уже направили обращение руководству страны с требованием отменить решение о ликвидации учебных заведений.

Между тем уже вечером в первый день голодовки одной из ее участниц стало плохо. Как рассказала Маллямова, плохо стало председателю родительского комитета средней школы N7 Наталье Шлейковой: "У женщины поднялось давление, и ее увезли на "скорой помощи".

Шлейкова осталась дома, так как продолжать голодовку она не может по состоянию здоровья. "Но она обещала, что как только станет чувствовать себя лучше, снова присоединится к нам", - отметила бывший директор школы.

Кроме того, по ее словам, у одного из молодых педагогов, участвующих в голодовке, началась аллергия. Женщине сделали укол и, несмотря на ухудшение самочувствия, она продолжает голодать.

К 25 июня число голодающих выросло с 15 до 25 человек - в пятницу к ним присоединились учителя и родители учащихся школы N8. "В ближайшее время мы ждем пополнения наших рядов. О своем участии в голодовке завили двое выпускников 7 школы, которым уже исполнилось 18 лет", - сказала Шлейкова.

В первый же день акции протеста к голодающим приезжала заместитель губернатора Ульяновской области, руководитель аппарата регионального правительства Светлана Опенышева, а в пятницу утром - министр образования региона Екатерина Уба и министра здравоохранения области Александр Никляев. Однако к решению, которое устроило бы участников акции протеста, стороны не пришли.

Более того, родители ульяновских школьников из-за закрытия учебных заведений приняли решение подать в суд на администрацию Ульяновска. Об этом 26 июня в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил глава местной правозащитной организации Игорь Корнилов. По его словам, в суды уже направлено около 30 исков.

"Родители требуют от мэрии возмещения морального вреда в размере 1 млн рублей за каждого ребенка. Они считают, что непродуманное сокращение школ грубо нарушает их права и права детей. Потому что по Конвенции о правах ребенка, ратифицированной в прошлом году Россией, органы власти должны принимать решения, затрагивающие права детей только с их согласия или согласия их законных представителей", - пояснил правозащитник.

В свою очередь начальник управления образования мэрии Ульяновска Людмила Соломенко заявила агентству "Интерфакс-Поволжье", что оптимизацию школ не остановить. "На 48 тысяч учащихся в Ульяновске 86 образовательных учреждений. Мы закрываем пять школ, в которых очень маленькая заполняемость учениками - это 200-250 человек. Такое количество не способно обеспечивать нормальную зарплату сотрудникам и достойное содержание самой школы", - пояснила Соломенко.

По ее словам, была проведена экспертиза, установившая, что в ходе оптимизации условия обучения школьников не ухудшатся. Более того, в школах, в которые переведут учащихся из закрывающихся учебных заведений, укрепят материально-техническую базу, например, откроют дополнительные компьютерные классы.

При этом начальник управления образования Ульяновска подчеркнула, что ни одно из пяти зданий школ не будет продано, более того, четыре из них останутся в сфере образования.

Между тем прокуратура Ульяновской области начала проверку законности решения администрации Ульяновска о закрытии пяти школ города, которое привело к головке учителей и родителей учеников. "Прокуратура даст правовую оценку действиям органов местного самоуправления, проанализирует законность всех изданных по данному вопросу документов, а также примет необходимые меры, направленные на недопущение ущемления интересов учащихся, их родителей и трудовых коллективов учителей", - говорится в сообщении облпрокуратуры.

"В принципе, механизм ликвидации учебных заведений прописан в законе, ежегодно по всей России прекращают свою работу десятки малокомплектных школ. Но, учитывая болезненность для детей перевода их в другие школы, принимать решение о закрытии нужно с особой тщательностью и осторожностью", - пояснил агентству "Интерфакс-Поволжье" старший помощник облпрокурора Василий Зима.

Он также добавил, что при принятии решения о закрытии школ необходимо максимально учитывать, в том числе, и права их трудовых коллективов: "В связи с этим мы, например, будем выяснять, насколько законно было увольнение директора школы N7 Ирины Маллямовой, которая открыто выступила против закрытия учебного заведения".

Делая экскурс в прошлое, стоит отметить, что об оптимизации школ впервые заговорили в 2003 году. Тогда министр образования России Владимир Филиппов заявил: "Предполагается увеличение зарплат учителям, введение гарантированного финансирования на одного ученика, что будет стимулировать борьбу за качество обучения в школе".

Между тем, регионам программу оптимизации школ было предложено принять самостоятельно. Таким образом, например, в Татарстане в 2006 году приняли республиканскую целевую программу модернизации сети сельских образовательных учреждений. Согласно программе оптимизации, сельским школам предстояло стать начальными, а ученикам старших классов предстояло ездить на школьных автобусах в более крупные или "базовые" школы в соседних населенных пунктах. Подобная оптимизация объяснялась просто – спад рождаемости. В республике, в частности, с 1995 по 2006 год число учащихся сократилось на 158,5 тыс. человек (на 27,6%) до 415 тыс. По данным министерства образования и науки Татарстана, в рамках республиканской целевой программы в 2006-2007 учебном году были созданы 103 базовые школы, в которые ежедневно приезжают из соседних сел, где были реорганизованы малокомплектные школы, около 4,4 тыс. учащихся.

В 2007-2010 годах в республике планировалось создать еще 228 базовых школ за счет оптимизации 310 малокомплектных школ. Планировалось 168 школ из средних сделать основными, 102 школы из основных - начальными, 40 из средних - начальными.

Впрочем, оптимизация средних учебных заведений до сих пор продолжает вызывать недоумение и протесты, как педагогов закрываемых школ, так и родителей учеников. Ситуация усугубляется еще тем, что с 1 января 2011 года в силу вступает федеральный закон N 83, сокращающий бюджетную поддержку образовательных и медицинских учреждений. Еще во время обсуждения законопроекта представители общественных организаций предупреждали о катастрофических последствиях, к которым уже в самое ближайшее время может привести новая реформа. И инцидент в Ульяновске подтверждает эти опасения.

"Ситуация с реорганизацией школ в регионах страны далеко не новая и не первый день тревожит учителей, родителей и учащихся. После ряда инспекционных поездок в регионы России мы накопили определенную информацию по данному вопросу и проводим аналитическую работу по изучению сложившейся ситуации с закрытием школ в регионах страны", - заявил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

Он считает голодовку, происходящую в Ульяновске, "недопустимой ошибкой региональных властей". По его мнению, подобные вопросы необходимо разрешать цивилизованным путем, не рискуя здоровьем и жизнью людей. "Власти области и города не сумели выстроить диалог, своевременно и в правовом ключе информировать заинтересованные стороны о планируемом закрытии школы", - цитирует Астахова пресс-служба детского омбудсмена.

Омбудсмен подчеркивает, что в акцию протеста учителей в Ульяновске оказались втянуты в том числе и дети, "которых мы такими варварскими методами учим разрешать возникающие конфликты". "Необходимо принять срочные меры и вывести ситуацию из кризиса!" - заявляет Астахов. При этом он убежден, что в сложившейся ситуации нарушен как ряд федеральных правовых норм, Конвенция о правах ребенка, так и санитарные правила и нормы.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка начал личное расследование вопроса закрытия сельских и малокомплектных школ в России. Он уже направил телеграммы министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и главному государственному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко.

"Считаю недопустимым нарушение принципов государственной политики в области образования, в том числе таких, как общедоступность, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Вопрос трудоустройства учителей после закрытия школ должен рассматриваться только в рамках правового поля", - заявляет Астахов, отмечая, что ситуация в регионах с закрытием образовательных учреждений остается на его личном контроле.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще