Новости 28 января 2020 г. 12:32

Алтайские неандертальцы, возможно, питались рыбой - археологи

Новосибирск. 28 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Неандертальцы, обитавшие в Чагырской пещере на Алтае 60-35 тыс. лет назад, не были каннибалами и, возможно, употребляли в пищу рыбу, сообщила старший научный сотрудник сектора археологии палеолита Института археологии и этнографии Ксения Колобова.

"Последние данные изотопных анализов говорят, что там в костях человека (неандертальца - ИФ) очень много изотопа азота, который соответствует высшим хищникам, то есть они питались, как гиены. Неандертальцы были хищниками до глубины души. Настолько высокий уровень (изотопа - ИФ) азота также может свидетельствовать о том, что они также потребляли рыбу, речные растения, всяческих рачков, речных животных и так далее", - сказала Колобова журналистам в Новосибирске.

Однако эта гипотеза требует дальнейших исследований, поскольку пока "следов активности" неандертальцев на позвонках рыб в алтайских пещерах не найдено.

Основу их рациона составляли бизоны, вслед за стадами которых неандертальцы мигрировали по Евразии, лошади и другие крупные животные, в том числе мамонты.

По данным исследовательницы, неандертальцы ценили костный мозг - все кости животных в пещере раздроблены, чтобы добыть костный мозг.

Колобова также подчеркнула, что следов каннибализма среди алтайских неандертальцев не обнаружено. Между тем, есть данные исследований, что их европейские "сородичи" употребляли в пищу себе подобных.

Колобова отметила, что в целом неандертальцы очень хорошо вписывались в экосистему Алтая того времени и не исключила, что их следы могут быть найдены также и в Китае.

Как сообщалось, на Алтае стоянки неандертальцев найдены в трех пещерах: им.А.П.Окладникова, Страшной и Чагырской.

До обнаружения неандертальцев на Алтае самое восточное расселение этой культуры было зафиксировано на северной окраине Волгограда в местечке Сухая Мечетка. Там, согласно полученным датировкам, древние люди жили около 39 тыс. лет назад.

Ранее сообщалось, что следы неандертальцев были найдены также в Денисовой пещере, где в эту же эпоху обитали представители еще одного подвида древних людей - денисовцев.

Вопрос о времени появления на Алтае человека современного типа остается открытым.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.