Эксклюзив 13 мая 2009 г. 11:13

Член совета старейшин при председателе Госдумы Ставрополья А.Киргуев: "Ставрополье - духовная Родина Коста Хетагурова"

Член совета старейшин при председателе Госдумы Ставрополья А.Киргуев: "Ставрополье - духовная Родина Коста Хетагурова"

В 2009 году исполняется 150 лет со дня рождения великого осетинского поэта, публициста и художника Коста Хетагурова. На его родине в Северной Осетии нынешний год объявлен Годом Коста Хетагурова. Коста Хетагуров знал несколько кавказских языков, изучил французский язык, а своими волнующими стихотворениями и поэмами, написанными по-русски, еще у своих современников заслужил славу известного русского поэта. Он пользовался широкой известностью не только в Северной Осетии, но и в других регионах Кавказа, печатался в различных газетах и журналах России, в том числе и столичных. Коста Хетагуров имел тесные связи с деятелями культуры многих народов.

Член совета старейшин при председателе Государственной Думы Ставропольского края, профессор Анзор Киргуев в течение десяти лет работал начальником кафедры общественных наук Ставропольского высшего военного инженерного училища связи, которое размещается в зданиях бывшей гимназии, где в свое время получал свое первое образование К.Хетагуров. Собрав богатейшую информацию о бывшей гимназии, о ставропольском периоде жизни и творчества К.Хетагурова, профессор А.Киргуев рассказал об известных ему исторических фактах агентству "Интерфакс-Юг".

- Память о великом осетинском поэте Коста Хетагурове передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира. Бесспорно, его жизнь - это подвиг, образец служения своему народу. Редко кому удавалось соединить в себе гений поэта и художника, просветителя и общественного деятеля, театрального режиссера и публициста. Но трепетное отношение к нему, обоготворение К.Хетагурова своим народом кроется не только в этом. Вполне справедливо, на мой взгляд, считать творчество К.Хетагурова, идейное его содержание одним из составляющих осетинской национальной идеи. Пушкин, Шекспир, Гете, Вальтер - каждого из них по праву можно назвать "властителем дум" своего народа. И все же добиться такого же решающего влияния, как К.Хетагуров, на культуру, на духовный мир своего народа, навряд ли кому удалось. Ведь каждое последующее поколение осетин в духовном, культурном и нравственно-психологическом плане формируется на глубоком почитании и осмыслении "свода моральных законов" осетин, духа святого Георгия - покровителя осетин и творчества К.Хетагурова. Эти составляющие осетинской национальной идеи выступают своего рода клейковиной, сплачивающей осетин в любом уголке планеты, остовом осетинского национального "кода".

К.Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горском осетинском селении Нар. Его отец служил во Владикавказе прапорщиком постоянной Терской милиции, он пользовался огромным уважением среди земляков. Мать Коста умерла вскоре после его рождения. Свои "университеты" поэт начал с Нарской сельской школы, некоторое время он учился во Владикавказском реальном училище. Однако его становление как поэта и художника произошло не в Осетии, а на Ставрополье, где он прожил более 15 лет. Отец привез двенадцатилетнего Коста в Ставрополь летом 1871 года. Сам К.Хетагуров называл Ставрополье "духовной Родиной".

О К.Хетагурове написано немало. В том числе достаточно основательно исследован и ставропольский период его становления как художника и поэта. Отношение ставропольских исследователей нескольких поколений, и в целом творческой интеллигенции к нему такое же, как к Пушкину, Лермонтову, Толстому. К.Хетагуров - первый русскоязычный поэт Юга России.

- Анзор Хадзиретович, на Ваш взгляд, с чем связан тот факт, что именно Ставрополье стало духовной родиной Коста Хетагурова?

- Решающее влияние на творчество К.Хетагурова оказал дух Ставропольской гимназии, заложенный ее директором Януарием Михайловичем Неверовым. Коста не застал Неверова: Януарий Михайлович к тому времени вышел на пенсию и жил в Санкт-Петербурге. Но "неверовский дух", его педагогические, философские идеи царили в гимназии многие годы. Неверова отличала высокая культура русского просвещенца, педагога и мыслителя. Его уважительное, по сути, отцовское отношение к гимназистам-горцам, основанное на глубоком знании обычаев, традиций и нравственно-психологических особенностей кавказских народов, отражало в целом настроение передовой русской интеллигенции. Неверов ввел в систему обучения и воспитания гимназистов ежегодные конкурсы сочинений. В этих конкурсах активное участие принимали и гимназисты-горцы. Лучшие сочинения печатались в различных изданиях. Неверов очень тонко подметил такой момент отношения к учебе гимназистов-горцев, который, кстати, не мешало бы взять на вооружение современной школе. Важным обстоятельством в успехах горцев Неверов считал "решительное отсутствие влияния семейства горцев на школьную жизнь, полное их доверие воспитателям, что предоставляет школе полный простор действовать на натуру вполне восприимчивую, свежую, без всякой вредной подготовки, одаренную богатыми природными способностями".

К.Хетагуров был одаренным юношей, гениально одаренным. Но одаренность, особенно если это художественная натура, требует для полного расцвета соответствующей "почвы", школы. Такой почвой для таланта Коста оказались стены Ставропольской гимназии. Он с первых дней окунулся в атмосферу необычайно творческую, может быть, даже уникальную.

- Коста не только поэт, драматург, публицист, но и художник?

- Значительную роль в становлении К.Хетагурова как художника, поэта, в целом гениальной личности сыграл выпускник Петербургской Императорской Академии художеств Василий Иванович Смирнов, который прибыл в гимназию учителем рисования. Он с первых уроков обратил внимание на одаренного юношу и стал поручать ему оформление ученических спектаклей. Под его влиянием Коста написал первые работы: картину "Знамя с горным орлом" и "Портрет отца". Смирнов высоко оценил эти работы и предложил К.Хетагурову в будущем продолжить учебу в Академии художеств. Он несколько месяцев перед поступлением почти круглосуточно занимался с Коста и поехал с ним в Санкт-Петербург. Студент блестяще выдержал вступительные экзамены и был зачислен на живописный факультет. После двух лет успешной учебы К.Хетагуров был отчислен из академии: ему прекратили выплачивать стипендию, а причина была в том, что начальником уезда были растрачены деньги, предназначенные для обучения одаренных юношей-горцев. В течение двух лет после отчисления из академии К.Хетагуров жил в постоянной нужде, довольствовался случайными заработками. Но проведенные в Санкт-Петербурге годы уже сформировали его мировоззрение. По возвращении из Санкт-Петербурга в Георгиевско-Осетинское, а затем - во Владикавказ, он включился в самую активную фазу своей творческой жизни. Упорно занимался живописью, работал в театре, все шире раскрывалось его поэтическое дарование. Блестящее знание русского и осетинского языков позволило ему написать ряд прекрасных стихотворений. Его стихотворения на осетинском языке стали популярными среди всех слоев общества, а сам К.Хетагуров завоевал искреннюю любовь своего народа.

- Как известно, не единожды Коста Хетагуров волею обстоятельств связывал свою жизнь, творческую биографию со Ставропольем.

- Как это часто бывает, с ростом популярности росло и число завистников поэта, его недоброжелателей. Власть предержащим внушали страх публицистические статьи К.Хетагурова, исповедующие традиции революционных демократов: в своих произведениях поэт проповедовал равенство и свободу. В 1891 году, после нашумевшей публикации, изобличающей представителей власти Терской области, опального поэта выслали за пределы Владикавказа по распоряжению начальника области генерала Каханова. Его отправили в ссылку в Херсон на пять лет с характеристикой "вредный для общественного спокойствия". После подачи протеста поэт получил свободу проживания везде, за исключением Владикавказского округа. В 1901 году он переехал в Пятигорск, а затем - в Ставрополь, где стал постоянным сотрудником газеты "Северный Кавказ". В этот период еще больше раскрылся его талант публициста. Статьи, фельетоны, корреспонденции отличались острой критикой режима и защитой интересов обездоленных. Жил Коста Хетагуров в доме Смирновых, где всегда был желанным гостем. Сейчас это здание в центре Ставрополя является домом-музеем поэта.

Неустроенность личной жизни, лишения, ссылки и болезни дали о себе знать летом 1903 года, когда К.Хетагуров оказался прикованным к постели. В начале 1904 года сестра перевезла его в отцовский дом в Георгиевско-Осетинское, где он провел последние полтора года. Поэта похоронили в одной могиле с отцом. Позже по просьбе жителей Осетии гроб с его телом перевезли во Владикавказ.

К.Хетагуров ушел он из жизни в неполные сорок семь лет. Но его дух, его великие творения в живописи, поэзии, его дела и поступки во имя Осетии и осетин, во имя обездоленного человека любой национальности остались на века. Чувствуя приближение конца земной жизни, смертельно больной Коста приветствовал всех только одной фразой: "Ма афсымарта, карадзи уарзгайа царут" (Братья мои! Живите, любя друг друга). С этими словами на устах великий поэт умер. И последние слова поэта - "Живите, любя друг друга" - главный принцип его жизни, основа его философии.

- Можно ли сказать о том, что имя Коста Хетагурова - это путеводная звезда для многих поколений, как в Северной Осетии, так и в других регионах Юга России?

- К.Хетагурова нет с нами вот уже более ста лет. За это время осетины вместе с русскими и другими братскими народами прошли через цепь сложнейших трагических испытаний, радости побед и великих достижений в культуре, экономике. Все это время дух великого певца свободы осенял каждого осетина, всех людей, кто его знал. Во имя великого Коста сыны Осетии шли на подвиги и в годы Великой Отечественной войны. Тогда на поле брани погиб каждый второй воин-осетин, 37 осетин стали героями Советского Союза, а Владикавказ стал городом воинской славы. Родное село Коста - Георгиевско-Осетинское, а ныне - Коста-Хетагурово по праву можно назвать "селом воинской славы и отваги": 790 воинов-односельчан К.Хетагурова были награждены орденами и медалями СССР, трое из его односельчан стали Героями Советского Союза, 24 человека из фамилии Хетагуровых с фронта в родное село так и не вернулись.

С приближением 150-летия со дня рождения Коста Хетагурова не только в Осетии, но и в других республиках, краях, областях на Северном Кавказе пройдут масштабные юбилейные мероприятия.

К.Хетагуров оставил нам великое наследие. И сегодня мы ощущаем его отсутствие, как никогда. Перестройка, развал Союза, теперь мировой финансово-экономический кризис привели к подмене ценностей. Под угрозой наше славное прошлое, моральные устои наших предков. Многие члены нашего общества, как говорят в Осетии, "и на солнце через копейку стали смотреть". В борьбе за власть, за собственность, за деньги люди идут на самые тяжкие преступления, предают близких, даже родственников. Полагаю, что нам всем настало время провести "ревизию" в своем сознании, в своем сердце и последовать совету К.Хетагурова, который повторял перед смертью: "Братья мои! Живите, любя друг друга".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще