Эксклюзив 25 июля 2013 г. 15:35

Президент концерна "Энергомера" В.Поляков: "Как выстоять компании в кризис перепроизводства, когда цены падают более чем в 5 раз"

Президент концерна "Энергомера" В.Поляков: "Как выстоять компании в кризис перепроизводства, когда цены падают более чем в 5 раз"

            В 2012 году во всем мире отрасль искусственных сапфиров столкнулась с небывалым кризисом перепроизводства. Цены на продукцию упали в несколько раз, многие ведущие мировые компании существенно снизили объемы продаж, а новые игроки так и не успели закрепиться на рынке. О том, как ставропольский завод "Монокристалл" не только удержался на плаву, но и сумел использовать эту ситуацию для увеличения своей доли на рынке, а также о планах на ближайшую перспективу рассказал агентству "Интерфакс-Юг" президент ОАО "Концерн Энергомера" Владимир Поляков.

            - Владимир Иванович, в 2010-2011 годах ЗАО "Монокристалл" (входит в концерн "Энергомера" - ИФ) переживало стремительный финансовый взлет. Чем вызван такой резкий рост финансовых показателей?

            - На эти годы пришелся бурный рост рынка светодиодного освещения, спрос на синтетические сапфиры опережал предложение, и, как следствие, резко росли цены на них. Это предсказуемое явление в мировой экономике: рано или поздно все развивающиеся рынки высокотехнологичных продуктов испытывают период бурного роста.

            Я всегда верил, что наступит момент, когда спрос на нашу продукцию вырастет многократно. Но одного этого для успеха недостаточно. Чтобы суметь заработать в этот момент, надо было хорошо подготовиться. Мы долгие годы наращивали способность компании быстро развивать технологии и масштабировать производство. И когда рынок взорвался, мы сумели многократно увеличить объемы нашей продукции, удерживая при этом ее безукоризненное качество.

            - В 2011 году вы продали 5% акций ЗАО "Монокристалл" корпорации "Роснано" и даже готовились к выходу на IPO. Но уже в мае 2012-го вы сообщили об отмене торгов и возможном их переносе на 2013 год. С чем это связано?

            - В период высокой доходности предприятия аналитики инвестиционных банков оценивали его капитализацию на уровне $1 млрд. Выход на IPO был целесообразен, и мы начали подготовку к этому проекту. Мы продали 5% акций "Роснано" по довольно высокой цене. Эмиссионный доход от этой сделки - $40 млн - мы инвестировали в расширение производства.

            Но в 2012 году, как вы уже знаете, ситуация в отрасли изменилась, доходность "Монокристалла" резко снизилась, а значит, снизилась и возможная капитализация. В этой связи мы были вынуждены приостановить проект. Мы возобновим подготовку к IPO, как только восстановятся наши рынки.

            - Стал ли кризис перепроизводства в отрасли искусственных сапфиров для вас неожиданностью? Как он развивался, и какие меры вы предприняли в тот момент?

            - Кризисы перепроизводства, как и периоды бурного роста, - закономерное явление для развивающихся рынков, особенно это характерно для рынков высокотехнологичных продуктов. Как только отрасль становится высокодоходной, в нее устремляются все новые и новые инвесторы. Как следствие, объем выпускаемой продукции растет до тех пор, пока не наступает кризис перепроизводства, влекущий за собой обвал цен.

             Большинство компаний, столкнувшись с радикальным падением цен на рынке и оттоком инвестиций, снижают объемы производства, чтобы снизить убытки в результате продажи своей продукции ниже себестоимости. Для большинства из них речь уже не идет о том, чтобы удержать долю на рынке, они стремятся сохранить хотя бы часть своих клиентов, чтобы не потерять рынок навсегда. Таковы закономерности. В нашем случае практически все мировые лидеры отрасли законсервировали от 50% до 90% производственных мощностей.

            Нашей же компании в этот момент удалось реализовать "стратегию роста", которая и оказалась в результате успешной. "Монокристалл" на 70% увеличил объем производства в натуральном выражении, обеспечив тем самым рост нашей доли на рынке с 20-22% до 28-30%.

            - Как удалось увеличить объемы производства, если продукция продавалась ниже себестоимости?

            - Мы смогли снизить издержки на производство почти в два раза. Это обеспечило нам самые низкие отпускные цены в отрасли и при этом самые низкие убытки от продаж.

            Мы тоже были вынуждены продавать ниже себестоимости. Но если наши убытки не превышали нескольких процентов от объема продаж, то у наших конкурентов эти цифры исчислялись десятками или даже сотнями процентов.

            Будучи уверенными в технологическом лидерстве, даже в течение кризиса перепроизводства мы продолжали наращивать производственные мощности и направили на эти цели 1 млрд рублей.

            - Благодаря чему вы смогли столь радикально снизить издержки на производство по сравнению с другими лидерами рынка?

            - За счет технологического превосходства компании в отрасли.

            - А как же достигается технологическое превосходство?

            - Главный секрет - в инновационном характере нашей компании. Причем речь идет не столько об инновационной продукции, сколько о технологиях управления, поскольку инновации в менеджменте, как правило, порождают инновации в производстве.

            Наши технологии управления различными бизнес-процессами компании описаны, стандартизованы и постепенно становятся поведенческими стереотипами менеджмента. Все это в совокупности мы называем производственной системой компании. Многие годы я добиваюсь того, чтобы лучшая управленческая практика была внедрена в "генетический код" компании.

            - По Вашему мнению, на какой срок растянется кризис перепроизводства?

            - В полном объеме рынок восстановится в течение 2013-2014 годов. На сегодняшний день ценовое дно пройдено, спрос растет. Ожидается, что к концу этого года все мировые лидеры выйдут на уровень безубыточности. В 2014 году рост продолжится, и основные игроки восстановят разумную доходность бизнеса.

            - По какому пути пойдет "Монокристалл"? Предусмотрены ли инвестиции в ближайшей перспективе?

            - "Монокристалл" будет стремиться удерживать и, по возможности, наращивать свою долю на рынке. Темпы инвестиций в развитие производства будут продиктованы темпами роста рынка.

            - Ведутся ли на предприятии новые разработки?

            - Мы продолжаем развивать технологии, создавать новые продукты и будем инвестировать в эти цели до 5% от объема продаж. Мы не намерены никому уступать свое технологическое лидерство!

            Справка: В состав ОАО "Концерн Энергомера" входит 8 заводов: заводы электронных материалов и компонентов в Ставрополе, Белгороде, Китае, электротехнические заводы в Ставрополе, Невинномысске, Украине, Белоруссии, машиностроительный завод в Пятигорске, зарубежные дочерние компании и представительства в США, Корее, Китае, два института и три сельскохозяйственных предприятия. Выручка составляет около $1 млн. в день.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще