Точка зрения 21 мая 2012 г. 14:36

В борьбе за искусство

Interfax-Russia.ru - Выставки Марата Гельмана смущают властей, общественность и церковь. Три проекта, которые он привез в Краснодар, открылись накануне "Ночи в музее".

Вокруг проектов современного искусства галериста Марата Гельмана происходят небольшие "культурные" разборки. В Краснодаре недовольные выступили с акцией протеста в день открытия выставки "Icons", а в Новосибирске нашумевшую экспозицию "Родина" пришлось дважды демонтировать.

Экспозиция на религиозную тематику "Icons" должна была открыться в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств вечером 15 мая. Открытие было назначено на 18:00. К тому времени у дверей выставочного зала собралось уже более 150 человек, среди которых были казаки и верующие с иконами. Недовольные стояли с плакатами и скандировали "Гельман, вон с Кубани", перегородив вход в выставочный зал.

Открытие было сорвано. Причем не только из-за акции, во время которой подрались противоборствующие стороны. Пока народ толпился у входа в зал, кто-то сообщил о заложенной бомбе. Это позволило полицейским оттеснить собравшихся от входа в выставочный зал, который, кстати, располагается в жилом доме в центре Краснодара. Кинологи с собаками проверили помещение и прилегающую территорию - анонимное сообщение о бомбе оказалось ложным.

На следующее утро выставка открылась и, как сообщила агентству "Интерфакс-Юг" ассистент галериста Дарья Фейгина, больше акций протеста не было. "Icons", по словам Марата Гельмана, была создана специально для Краснодара и впервые показана в этом городе.

Еще одна выставка Марата Гельмана "Danger! Museum" заработала в Краснодаре 17 мая. Она должна была открыться вечером накануне, но, учтя опыт с "Icons", организаторы выставки открытие решили перенести. Тем не менее, и у "Danger! Museum" также нашлись противники.

Люди начали собираться возле Краснодарского краевого художественного музея днем 16 мая, на вечер которого было запланировано открытие. Большинство собравшихся, среди которых особо выделялись казаки, осуждали выставку, которую они еще не видели, и самого галериста. Они не шумели, и у них не было плакатов. Недовольные просто рассуждали о том, что Гельману и его выставкам нет места на Кубани, что его экспозиции безнравственны и оскорбляют чувства верующих. У входа в музей казаки спели несколько песен и разошлись.

"Danger! Museum" открылась вечером 17 мая. Акций, подобных той, что была перед "Icons", не было. Сейчас мне говорят, что у входа дежурят несколько людей в майках с надписями "долой антихриста Гельмана". Но вроде просто мирно дежурят", - рассказал Interfax-Russia.ru Марат Гельман.

Впервые выставка художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "Danger! Museum", которую Марат Гельман привез в Краснодар, была представлена на 53 Венецианской биеннале. "Смысл проекта заключается в том, что, как в "Ночи музеев" (американская фантастическая комедия режиссера Шона Леви - ИФ) свет выключается, и герои начинают перемещаться. Есть картина, где Наполеон изображен на коне с поднятой саблей. А здесь (в проекте "Danger! Museum" - ИФ) вместо Наполеона - Барак Обама. Все почему-то считают, что это Георгий Победоносец, превращенный в обезьяну", - описывает Гельман замысел экспозиции.

В те же дни в Краснодаре открылась третья выставка из тех, которые Гельман привез в город, - "Микротерритория". Ее создатели - трое молодых людей из Ижевска, творческая группа "Город Устинов".

Несмотря на протестные настроения на Кубани, галерист Гельман заявил, что хотел бы открыть Центр современного искусства в Краснодарском крае.

Против его творчества выступили представители РПЦ, казачества и общественности Кубани.

Например, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к губернатору Кубани с критикой проекта Центра современного искусства. Чуть позже пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии РПЦ завила, что "кубанцам нельзя допустить, чтобы в нашем казачьем православном крае появился стационарный музей Гельмана, где попрание и осквернение религии и культуры было бы возведено в норму жизни".

По мнению пресс-службы Екатеринодарской и Кубанской епархии РПЦ, общество столь резко реагирует на экспозиции Гельмана в том числе и потому, что он выступил в защиту участниц панк-группы "Pussy Riot" после их скандальной акции в храме Христа Спасителя.

"Мы вполне допускаем, что на выставке "Icons" нет кощунственных произведений, мы даже готовы обсуждать разницу в понимании трактовки иконы в православии и у художников-участников выставки, но М.Гельман выступил с так сказать "пакетным предложением", которое применяется у политтехнологов, каковым он и является", - передавала пресс-служба епархии.

Между тем, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата РПЦ Всеволод Чаплин предостерегал от однозначного осуждения всех работ, которые курирует Марат Гельман. С ним согласился и губернатор Кубани Александр Ткачев.

"То, что сегодня представлено на выставке - вполне пристойный взгляд современного искусства, который не оскорбляет церковь и чувств верующих. В этом я согласен с Всеволодом Чаплиным, который будучи все-таки далеко не последним человеком в РПЦ, тоже не нашел в ней какой-то крамолы. Мне искренне жаль, что эта выставка вызвала такую реакцию у отдельных людей. Возможно, это повод для самого Гельмана подумать, почему его проекты вызывают такое сопротивление. Причем не только у нас в крае", - заявил Александр Ткачев, слова которого цитирует пресс-служба краевой администрации.

А тем временем в Новосибирске борется за жизнь другая экспозиция Марата Гельмана - "Родина". Впервые она была представлена в Перми осенью прошлого года и также получила неоднозначные оценки. В этом году "Родина" должна была открыться 19 мая в Новосибирском краеведческом музее. Планировалось, что она примет участие во всероссийской акции "Ночь в музее".

Однако в конце апреля министерство культуры Новосибирской области решило перенести выставку: депутаты Заксобрания области выразили беспокойство скандальностью экспозиции. Некоторые экспонаты, по словам ряда депутатов заксобрания области, "унижает честь и патриотическое достоинство русского народа".

Впоследствии частный собственник, владелец аэропорта "Северный", где по договоренности должна была открыться выставка, и где уже были смонтированы 80% экспонатов, отказал организаторам выставки в ее размещении, сославшись на то, что здание находится в аварийном состоянии.

Однако "Родина" не сдалась. Организаторы выставки все еще планируют открыть экспозицию в Новосибирске, на этот раз в здании бывшей Сибирской ярмарки, и провести свою собственную "Музейную ночь". "Мы откроемся 31 мая, и это будет называться "Музейная ночь с Родиной". Так как нам активно мешали открыться в музейную ночь, мы сами устроим такую ночь", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" куратор выставки Сергей Самойленко. По его словам, выставка будет работать с 31 мая до конца июня.

Выставка "Родина" – это несколько десятков работ современных художников, посвященных образам постсоветской России. "Съезд партии, Третьяковка, Мавзолей, парад Победы, ветераны, русский авангард, Гагарин и ребята с нашего двора - клише, трансформировавшиеся в сознании художников, которые уже 20 лет живут в другом государстве", - описывается экспозиция на сайте пермского музея.

В экспозиции, в частности, есть "Путиниана", а также "Заседание Федерального собрания" Сергея Калинина и Фарида Богдалова, отсылающая к картине Ильи Репина "Торжественное заседание".

Кроме того, на выставке представлены работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Александра Бродского, Дмитрия Врубеля, Виталия Комара и Александра Меламида, Анатолия Осмоловского, Алексея Беляева-Гинтовта, Дмитрия Гутова и других известных российских художников.

Обозреватель Евгения Артемова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще