Точка зрения 11 августа 2015 г. 16:21

Аварийное лето

Interfax-Russia.ru – Глава Чечни предложил забирать машины у тех, кто не заплатил штраф в течение суток. В правительстве, Совете Федерации и у страховщиков свой взгляд на решение проблемы.

Свои правила

Глава Чечни Рамзан Кадыров предложил ужесточить в республике наказание за нарушение правил дорожного движения со смертельным исходом, вплоть до увольнения ответственных чиновников.

В регионе за последний месяц случились две большие аварии, которые унесли жизни 17 человек. Всего за месяц на дорогах республики погибло 40 людей, а с начала года – 160, написал глава республики на странице своего Instagram.

"И это в мирное время! Больше, чем на войне! В целом по стране в прошлом году ДТП унесли жизни около 27 тыс. человек, десятки тысячи стали на всю жизнь инвалидами. Это страшная статистика, наблюдать за которой спокойно больше нельзя", - пишет глава Чечни.

Он сообщил, что встретился с представителями различных ведомств республики, и вместе было придумано решение для предупреждения аварий.

"Мы заявили, что водитель, который сознательно нарушает правила дорожного движения, представляет обществу такую же угрозу, как террорист. Борьба с этим явлением с сегодняшнего дня становится общенародной задачей. Наряду с воспитательной работой, я предложил жесткие меры. И они были поддержаны", - отметил глава Чечни.

По его предложению, штраф за нарушение ПДД должен быть оплачен в течение одного часа.

"В противном случае, машина доставляется на стоянку. Если в течение суток не будет представлена квитанция об оплате штрафа, машина выставляется на продажу", - сообщил глава республики.

Также в Чечне планируют взять под жесткий общественный контроль расследование ДТП с человеческими жертвами. Должностных лиц, по вине которых происходит авария, помимо предусмотренной законом ответственности, будут освобождать от должности.

"Главы районов и сел отвечают за ситуацию на внутренних дорогах", - напомнил руководитель республики.

Напомним, что вечером 9 августа в Гудермесе произошла авария с участием семи легковых машин. Легковушки столкнулись на федеральной автодороге "Кавказ".

Погибли семь человек, среди них оказались две женщины и малолетняя девочка. Также, по данным источника в экстренных службах региона, среди жертв - трое сотрудников правоохранительных органов из Чечни и Дагестана: один из них сотрудник спецназа, двое других являлись сотрудниками спецслужб.

Менее месяца назад, 21 июля "Газель", отвозившая людей с похорон, сорвалась в 200-метровую пропасть в Чечне. Тогда погибли 10 человек, восемь были тяжело ранены.

Крупные аварии происходили этим летом и в других регионах. Так 22 июля автобус столкнулся с грузовиком в Красноярском крае. Это привело к гибели 11 человек, еще 43 пострадало. Две недели спустя произошло крупное ДТП в Хабаровском крае с 16 жертвами и более чем 50 ранеными.

Не торопитесь на тот свет

В Совете Федерации предлагают свои способы борьбы с аварийностью. Там считают целесообразным вернуться к балльной системе учета нарушений на дорогах, а тех, кто набрал этих баллов определенное количество, лишать прав. Также сенаторы выдвинули законопроект о снижении скорости в населенных пунктах до 50 км/ч.

"Снижение скорости в населенных пунктах до 50 км/ч положительным образом повлияет на ситуацию с ДТП в нашей стране. Кроме этого необходимо принять еще ряд жестких мер - это касается проведения техосмотра, который у нас практически был ликвидирован; а также восстановить ответственность за постоянные грубые нарушения ПДД", - сказал сенатор, экс-глава ГИБДД Владимир Федоров.

По его словам, это предложение сделано не по горячим следам последних аварий, оно было направлено на рассмотрение правительству еще весной.

По мнению Владимира Федорова, было неправильно в 1997 году убрать из законодательства ответственность за постоянные грубые нарушения ПДД.

"Необходимо также вернуть балльную систему учета. Самое понятие "аварийного" или "опасного вождения" также пора восстановить. В советское время такое понятие существовало в законодательстве, в том числе в Административном кодексе, и за это лишали водителей прав. Поэтому сегодня нужно также вернуться к этой практике", - считает он.

"Опасное вождение" квалифицировалось в советские времена очень просто. "Речь идет о том, что если водитель заставляет других участников движения резко изменять направление или тормозить, это уже опасное вождение, которое является причиной ДТП, в том числе со смертельным исходом", - подчеркнул сенатор.

Кроме этого, по его мнению, стоит ужесточить контроль за деятельностью перевозчиков.

"Раньше профессия водителя автобуса и такси считалась престижной, и водителю надо было иметь соответствующую классность и допуск, а также существовали диспетчерские службы и службы контроля. Однако сегодня в погоне за прибылью эти крайне важные вещи для перевозчиков потеряли свою значимость. Водители не проходят дополнительных стажировок, и над ними нет соответствующего контроля", - сказал Владимир Федоров.

Он предлагает ужесточить контроль со стороны транспортных инспекций в вопросе выдачи лицензий на перевозки. "Трагедии с рейсовыми автобусами на дорогах происходят в первую очередь из-за того, что у нас из поля зрения ушли коммерческие перевозчики, на долю которых приходится большая часть ДТП", - полагает сенатор.

Отдельная проблема в вопросе аварийности - это состояние российских дорог и ремонтные работы, которые на них проводятся. Здесь экс-глава ГИБДД предложил усилить работу подразделений дорожной полиции, чтобы они имели возможность чаще проводить проверки мест ремонта и состояния дорог.

В свою очередь замглавы комитета по экономической политике сенатор Сергей Шатиров в интервью "Интерфаксу" обратил внимание на экономические последствия, связанные с ДТП на российских дорогах.

"Достаточно сказать, что у нас в стране ежегодный социально-экономический ущерб от ДТП превышает 3% ВВП. Ежегодно на дорогах страны гибнет от 30 до 40 тыс. человек. Главная причина аварийности - это несоблюдение правил дорожного движения, низкая культура водителей и других участников дорожного движения. При этом 91% становится жертвами ДТП, произошедшими исключительно из-за нарушения ПДД", - подчеркнул он.

По его словам, в Совете Федерации будут уделять самое пристальное внимание этой теме.

"При необходимости мы готовы подкорректировать действующее законодательство, внеся в него те или иные поправки, которые должны отвечать современным требованиям. Нам необходимо еще раз встряхнуть всю систему и посмотреть, где и какие службы недорабатывают", - подчеркнул Сергей Шатиров.

Правительство со своей стороны планирует бороться с ДТП составлением списка аварийно-опасных участков дорог. Регионы будут составлять и утверждать, а затем вырабатывать первоочередные меры по устранению причин ДТП.

Небитый за битого платит

Кстати, вскоре правительство РФ рассмотрит еще одну меру для борьбы с нарушителями ПДД: введение повышающего коэффициента в ОСАГО. На данный момент при покупке полиса учитывается лишь понижающий коэффициент. Полностью увязать стоимость ОСАГО с дисциплиной на дорогах представители ГИБДД предлагали в разные годы, но до сих пор эти планы не реализованы.

Сегодня водители приобретают полис, зачастую исходя из усредненных показателей, пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По его словам, это приводит в конечном счете к тому, что "аккуратные водители платят за "гонщиков", в то время как "лихачи" чаще становятся виновниками ДТП. Такой подход сложно назвать справедливым, убежден президент союзов.

"Страховым сообществом предпринимается ряд усилий для того, чтобы законопослушные автовладельцы, которые не становятся виновниками ДТП, платили за полисы меньше", - подчеркнул Игорь Юргенс.

Он рассказал, что сейчас популярными становятся системы построения бизнеса в автостраховании, основанные на понимании манеры вождения автомобилиста - например, когда используется принцип "платишь, как водишь".

"В эту модель встроена система коэффициента за безаварийную езду ("бонус-малус") в ОСАГО. Аккуратным водителям предоставляется существенная скидка - до 50%", - напомнил он.

Теперь, когда с 1 августа начало работать Бюро страховых историй, осторожные водители смогут меньше платить за полис автокаско, сказал представитель РСА.

"РСА всячески поддерживает все те меры, которые позволят снизить аварийность на дорогах. Снижение аварийности влияет на снижение уровня убыточности и прямо отвечает интересам страховщиков", - заключил Игорь Юргенс.

По мнению заместителя председателя правления "СОГАЗа" Дамира Аксянова, ужесточение мер в отношении злостных нарушителей ПДД вполне обоснованно.

"Мы поддерживаем любые инициативы, которые будут способствовать повышению ответственности за нарушение ПДД, особенно если речь идет о тех водителях, которые неоднократно становились виновниками аварий. В то же время при обсуждении целесообразности введения повышающего коэффициента ОСАГО для злостных нарушителей ПДД необходимо будет учитывать несколько факторов", - сказал "Интерфаксу-АФИ" Дамир Аксянов.

Подобные меры рано или поздно должны усмирить российских гонщиков. Пока же, к сожалению, страна занимает одно из первых мест в Европе по количеству дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на 100 тыс. жителей. Демографический ущерб от аварий за последние десять лет в России превысил полмиллиона человек.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще