Точка зрения 25 января 2010 г. 17:28

Кавказские хлопоты

Interfax-Russia.ru – Глава российского правительства провел в Пятигорске совещание, посвященное социально-экономическому развитию нового Северо-Кавказского федерального округа.

В минувшую субботу Владимир Путин прибыл в Пятигорск, который получил статус столицы Северо-Кавказского федерального округа – уже восьмого на карте России. Премьер привез с собой на встречу с главами северокавказских республик и Ставропольского края ключевых федеральных министров.

Напомним, 19 января президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании нового федерального округа из семи регионов, которые прежде входили в состав ЮФО – Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании, Чеченской Республики и Ставропольского края. Во главе округа своим полномочным представителем Медведев поставил бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Одновременно глава государства внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон "О правительстве РФ", которыми предусматривается возможность совмещения одним чиновником должности полпреда и вице-премьера правительства. Поправки парламент принял оперативно, и уже в пятницу, 22 января, Хлопонин стал не только полпредом главы государства в СКФО, но еще и вице-премьером в российском правительстве.

Несомненно, встреча премьер-министра России с главами субъектов нового федерального округа имела целью не только обсуждение новой стратегии развития Северного Кавказа. В не меньшей степени она являлась представлением главы СКФО и серьезным подтверждением его особых, уникальных полномочий.

В этом смысле лейтмотивом совещания можно назвать ту часть выступления Владимира Путина, где он устроил жесткий разнос деятельности территориальных органов федеральных ведомств. Вслед за тем последовало не допускающее двояких толкований заявление главы правительства России: "Обращаю внимание всех ведомств: по первому же представлению Александра Геннадиевича Хлопонина должны незамедлительно приниматься кадровые решения в отношении руководителей и сотрудников территориальных органов федеральных структур, допускающих нарушения в своей деятельности, или не желающих, либо не умеющих должным образом работать".

Премьер дал ясно понять: принцип известной русской поговорки "До Бога высоко, до Москвы далеко" по отношению к Северному Кавказу должен уйти в прошлое. Потому что Александр Хлопонин теперь и есть тот самый центр, до которого раньше было так тяжело докричаться.

По заветам графа Воронцова-Дашкова

"Мы должны ясно понимать, что совмещение должностей полпреда и вице-премьера является революционным шагом, который может стать спасительным для Кавказа, - прокомментировал ситуацию агентству Interfax-Russia.ru донской историк Александр Нетесов. – Определенный отрыв кавказского региона от остальной России и проблемы управления этой территорией из центра существовали с первых лет присоединения Кавказа к империи. Каких только форм правления здесь не пробовали! В 1785 году – учреждение кавказского наместничества из Астраханской области, образование Кавказской губернии с центром в Екатеринограде (нынешняя станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии). В 1802 году губернским городом назначен Георгиевск (Ставропольский край), в 1822 году губерния переименована в область с центром в Ставрополе… В 1844 году организовано Кавказское наместничество, включившее в себя и Закавказье; в состав наместничества территории входили на правах губерний и областей. Наместничество было упразднено в 1882 году. Именно в январе этого года Кавказ и Закавказье были наконец-то включены в общую административную систему Российской империи. Главой всей администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе – "главный блюститель прав самодержавия, пользы государства, точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства". А в феврале 1905 года наместничество снова восстанавливается… В общем, как мы видим, в Российской империи управление Кавказом всегда было страшной головной болью".

Историк подчеркнул, что долгое время Кавказ управлялся таким образом, что в определенной мере укреплялась его изоляция от всей страны. Все общероссийские нормативно-правовые акты действовали на Кавказе, если не противоречили особому "Учреждению управления Кавказского края". Главноначальствующий мог не применять на территории Кавказа те общероссийские предписания, в тексте которых не было сказано, что они должны применяться на Кавказе. То есть реально существовал разрыв между жизнью России и жизнью одного из ее регионов.

С 1905 года кавказский наместник подчинялся непосредственно императору. В руках наместника было сосредоточено все высшее гражданское управление краем, с подчинением ему всех правительственных мест и должностных лиц. Без согласия наместника ни одно министерское распоряжение не было быть предписано к исполнению. Правда, занимавший наместническую должность граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков должен был согласовывать многие свои решения с Комитетом (Советом) министров, Госдумой и Госсоветом, однако предпочитал обращаться непосредственно к самодержцу.

Уже тогда наместник обозначил одну из главных "болевых точек" Кавказа: "Опыт централизации управления Кавказом из Санкт-Петербурга, с учреждением на месте должности главноначальствующего гражданскою частью (…) дал довольно печальные результаты. Кавказ, вместо того, чтобы идти по пути развития, за центром Империи, отстал от него, и вина в этом лежит не на местной кавказской власти, а на центральных учреждениях".

Граф прямо обвиняет центральную бюрократию. Проблема была, по его мнению, в том, что местная администрация могла только испрашивать позволение на совершение каких-либо действий, но решали все в столице, в которой далеко не всегда владели ситуацией: "Проекты всех существенных для края реформ, намечаемых главноначальниками (…) не получали в Петербурге дальнейшего движения и под тем или иным предлогом возвращались обратно. Все мелкие должностные вопросы (...) не встречали в центре ни малейшего сочувствия местным интересам, и если получали разрешение, то под углом зрения общегосударственных задач, вроде ограждения средств государственного казначейства от излишних расходов… Деятельность ведомств, не поставленных в прямую связь с деятельностью главноначальствующих (…) совершенно отклонилась от соображений с местными условиями".

Сегодня, по мнению Александра Нетесова, российская власть, объединив в руках одного человека функции и права местного и центрального руководителя, снова пытается преодолеть пропасть между федеральным центром и регионом, добиться оперативной реализации необходимых решений.

Владимир Путин коротко и ясно обозначил центральные проблемы, которые надо решать безотлагательно. "Нужно преодолеть неустроенность, бедность, безработицу, расхлябанность во власти, - сказал премьер-министр. - Все то, что мешает сегодня нормальной жизни на Северном Кавказе. Государство должно доказать, что оно в состоянии гарантировать безопасность, справедливость и уважение к закону".

Многие наблюдатели отмечают: выступление Путина касалось не усиления борьбы с терроризмом силовыми методами, а исключительно созидательных направлений деятельности. Глава правительства озвучил основные приоритеты социально-экономического развития нового округа. "Граждане должны почувствовать, что они востребованы и могут найти работу, открыто собственное дело, обеспечить достаток своим семьям, могут своими руками, честным трудом добиться перемен к лучшему, внести вклад в развитие своих регионов, что у них и их семей есть будущее, то, ради чего стоит жить и трудиться", - вот основной тезис премьер-министра России.

Разумеется, на совещании говорилось и о том, как конкретно достичь благих целей. Здесь и комплексная программа Северного Кавказа в целом, а на ее основе разработка конкретных планов по каждому региону.

Чрезвычайно важный момент – создание особых экономических зон на территории федерального округа, региональных индустриальных парков в каждом субъекте Северного Кавказа, что должно способствовать притоку инвестиций.

А чтобы не ждать инвесторов, Путин потребовал от федеральных ведомств и естественных монополий сформировать инвестиционные программы по развитию инфраструктуры СКФО и его субъектов. Прежде всего, речь идет о Министерстве транспорта, Министерстве энергетики, "Газпроме", РЖД, Федеральной сетевой компании и Минсельхозе. В свою очередь, крупнейшие банки с госучастием – ВЭБ, ВТБ, Сбербанк – должны подготовить программы развития кредитования малых и средних предприятий на Северном Кавказе.

На совещании в Пятигорске выступил министр регионального развития России Виктор Басаргин, который предложил дополнительно профинансировать Инвестфонд России на 20 млрд рублей для реализации проектов на Северном Кавказе. По словам министра, в конкурсной комиссии Инвестфонда рассматривается 18 таких проектов с общим объемом финансирования около 270 млрд рублей.

Миссия выполнима

Что касается нового полпреда, он тоже главную задачу видит в решении проблем экономических и социальных. Большинство экспертов сходится во мнении, что центральная власть долго и непросто подбирала нужную кандидатуру на пост главы заведомо проблемного СКФО. Действительно, в условиях прошлогоднего разгула кавказского бандитизма, терроризма, религиозного и национального шовинизма логичнее было ожидать прихода "крепкой военной руки". Однако суровому силовику предпочли успешного антикризисного менеджера. Более того – богатого, а значит неподкупного.

Сам Хлопонин не склонен скрывать того, что он – действительно богатый человек. "Бедная власть порождает коррупцию", - заявил он журналистам. Эту позицию поддерживает и председатель счетной палаты Сергей Степашин. Причем он довольно откровенно дал понять, что регион устал от военных определенного рода: "Александр – великолепный менеджер, современный человек. И ему, к счастью, воровать не надо. Он состоятельный человек. Это тоже немаловажно, поверьте мне. У нас уже был один из полпредов Южного федерального округа с большими генеральскими погонами, за которого по сей день стыдно".

Однако неподкупность полпреда – это еще не главный залог успеха его деятельности. Ведь Кавказ – дело тонкое, с его менталитетом, клановостью, национальными проблемами, коррупцией… Сам Хлопонин признает: "Я не великий специалист по Северному Кавказу, особенно в области политики, но я думаю, что здесь и коллеги мне помогут. Думаю, что разберусь, постараюсь во всяком случае".

По первым высказываниям нового полпреда складывается впечатление, что сверхкритической он ситуацию не считает. "Природные ресурсы и промышленный потенциал – достаточно высокие. Рынки сбыта, реализации продукции – проблем нет. Географическое положение и транспортная инфраструктура – уникальны. Трудовые ресурсы – с избытком. Нет кризиса. Следовательно, проблема одна: эффективность управления и эффективность использования тех ресурсов", - заявил новый ответственный за Северный Кавказ.

"Можно сделать вывод, что не совсем правильно или эффективно выстроена система управления всем этим потенциалом, который существует, плюс еще одна специфика региона – те риски, которые существуют для инвестиционного капитала, который мог бы придти в этот очень интересный регион", - сказал полпред президента в СКФО. А для того чтобы инвестиции пришли в регион, необходима стабильность – политическая, экономическая. Этим вице-премьер и полпред как раз и намерен заняться в ближайшее время.

"Но если кто-то на Кавказе предполагает, что с нынешним наместником можно будет играть в бирюльки и продолжать разыгрывать опасную карту терроризма и экстремизма, такие люди глубоко заблуждаются, - подчеркнул в беседе с обозревателем Interfax-Russia.ru политолог Сергей Резник. - Чтобы достичь в России того, чего достиг Хлопонин, нужно обладать не только умом, чутьем, знаниями, но и жестким характером. Не буду ничего говорить, достаточно того, что Александр Геннадиевич формировался как бизнесмен в лихие 90-е. Это говорит само за себя. Подобные фигуры умеют использовать все средства – в том числе и средства силового воздействия. Причем крайне эффективно. Я видел, как пожимал ему руку Рамзан Кадыров. С уважением, как равному. А Рамзан силу чувствовать умеет".

Чем быстрее, тем лучше

О будущем СКФО в минувшее воскресенье говорил президент России Дмитрий Медведев, будучи в сочинской Красной Поляне. Глава государства рассчитывает, что Александр Хлопонин сможет добиться определенного положительного результата уже в этом году. "Устанавливать сроки – дело неблагодарное, но надеюсь, что первые результаты работы мы увидим уже в этом году", - сказал Медведев журналистам.

А торопиться надо. Не случайно разговор о сроках Медведев завел именно в Красной Поляне. Ведь до зимней сочинской Олимпиады-2014 осталось не так много времени. А наличие под боком у Сочи точек напряженности, к тому же, по мнению ряда силовиков, искусственно подогреваемых определенными силами из-за рубежа, – фактор очень опасный.

Вместе с тем федеральная власть особо подчеркивает необходимость решать региональные проблемы не с позиции силы, а с помощью общественности и специалистов. "Здесь нужен экономический менеджер, а не жесткий человек. Эпоха генерал-губернаторства ушла в прошлое", - заявил Медведев в Красной Поляне, говоря о необходимости контроля над финансовыми средствами, которые направляются в кавказский регион.

А Владимир Путин на субботнем совещании в Пятигорске публично заявил: на Северном Кавказе необходимо нормальную работу правозащитных организаций. "Прошу представителей региональной власти, представителей местных органов, правоохранительных органов сделать все для обеспечения нормальной работы и жизнедеятельности правозащитных организаций, тех, которые работают в рамках действующего законодательства", - сказал премьер-министр.

Не секрет, что защита прав человека на Кавказе, мягко говоря, хромает. 21 января Дмитрий Медведев встретился с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом и обсудил ситуацию с соблюдением прав человека в России в целом и на Северном Кавказе в частности. Хаммарберг изложил президенту России свою критическую оценку ситуации с соблюдением прав человека в Чечне и Ингушетии. "Меня беспокоит, что ситуация в Чечне и Ингушетии в настоящее время пока не улучшилась", - сказал Хаммарберг. Комиссар СЕ также поднял тему убийств и похищений людей, которые отмечаются в этих двух республиках Северного Кавказа.

В свою очередь, международная правозащитная организация "Хьюман Райс Вотч" опубликовала 20 января ежегодный доклад на 612 страницах о тенденциях в области защиты прав человека. В числе регионов, где соблюдение прав человека находится на критически низком уровне, назван и Северный Кавказ – прежде всего Чечня, Ингушетия и Дагестан.

Бедность, экстремизм да еще и бесправие – такой набор отнюдь не красит регион, вплотную примыкающий к олимпийскому Сочи. В Кремле и Белом доме понимают, что нужно срочно менять имидж Северного Кавказа, выводить его из социально-экономической депрессии, очищать от коррупционных тенет. Задача чрезвычайно сложная. Впрочем, у человека, которого призвали ее решать, сибирская закалка и уникальный политический карт-бланш. Так пожелаем ему удачи.

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще