На налоговом учете в Воронежской области на начало 2015 года числится 112 организаций с оффшорной юрисдикцией, что на 10% меньше, чем на начало прошлого года, сообщил "Интерфаксу" начальник контрольного отдела УФНС России по Воронежской области Виктор Акамсин.
- По отчетным данным, общий доход организаций с оффшорной подконтрольностью составил за 2012-2013 годы порядка 300 млрд рублей. На начало 2015 года более 30 организаций с оффшорной подконтрольностью деятельность не осуществляли. Из 81 отчитывающихся организаций 23 (28%) показали убытки в 2012-2013 годах. В настоящее время в отношении 5 организаций введены процедуры банкротства. Задолженность оффшорных компаний по уплате в бюджет на 1 января текущего года составляет более 150 млн рублей.
Всего в Воронежской области отмечено 8 оффшорных зон: на Кипре - 65%, Британских Виргинских островах - 13%, в Нидерландах - 11%, а также Белиз, Бермуды, княжество Лихтенштейн, республика Сейшельские острова и специальный административный район Макао Китайской Народной Республики.
Наибольшее количество организаций с оффшорной подконтрольностью зарегистрировано в сфере оптовой и розничной торговли - 27%, 18% - в производственной сфере, 17% - в сельскохозяйственной отрасли, 15% осуществляют операции с недвижимым имуществом, занимаются арендой и предоставлением услуг.
По данным из открытых источников, оффшорные компании числятся в составе собственников у следующих крупных налогоплательщиков: "РВК-Воронеж", "Павловск-Неруд", "Воронежский станкостроительный завод", "Воронежская энергосбытовая компания", "Росагротрейд", "Келлог Рус", "Бонэл Ресорсиз", "Сибурэнергоменеджмент", "Ильюшин Финанс Ко", "Воронежская кондитерская фабрика", "ВАСО", "Воронежсинтезкаучук". Следует отметить "популярность" оффшорных учредителей у организаций сахарной отрасли. Восемь из девяти сахарных заводов Воронежской области имеют оффшорные корни. Все они принадлежат одной кипрской компании.
При этом следует отметить низкую налоговую нагрузку у организаций сахарной отрасли (данный показатель ниже российских среднеотраслевых показателей для предприятий пищевой промышленности в 2013 году в 2-5 раз).
В консолидированный бюджет Воронежской области за год от одного сахарного завода в среднем поступает около 30 млн рублей, тогда как в Липецкой области - 45 млн рублей, в Тамбовской - 55 млн рублей.
Из 18 крупных организаций (с доходом за 2013 год свыше 2 млрд рублей) 12 компаний имеют налоговую нагрузку ниже среднеотраслевого уровня, сложившегося по виду экономической деятельности. Четыре компании имеют убытки по итогам 2012-2013 годов в общей сумме 4,3 млрд. рублей.
Налоговые органы области осуществляют контроль за деятельностью организаций с оффшорной подконтрольностью. Так, в 2013-2014 годах проведен выездной контроль в отношении 39 из них. По результатам выездного налогового контроля дополнительно начислено в бюджет платежей в общей сумме более 255 млн рублей, уменьшен убыток в целях налогообложения в размере 777 млн рублей, отказано в возмещении НДС из бюджета более 51 млн рублей. Доначисления на 1 проверку превышают средние показатели по области в 2 раза.
При этом указанной категорией налогоплательщиков часто используются схемы ухода от налогообложения.
В частности, в 2014 году была проведена выездная проверка крупнейшего налогоплательщика, занимающегося производством пищевых продуктов, учредителем которого является компания, зарегистрированная на Кипре. Налоговым органом было установлено, что организация фактически имела в проверяемый период непогашенную задолженность по долговым обязательствам перед иностранной организацией, зарегистрированной на Бермудах, косвенно владеющей 100% уставного капитала нашей российской организации.
Займы российскому налогоплательщику иностранная компания предоставляла через свои подконтрольные компании (дочерние организации), так что по документам займы давали сестринские компании. Таким образом российская компания пыталась избежать контроля задолженности со стороны налоговых органов. По результатам проверки доначислено платежей в общей сумме 95 млн рублей, а также уменьшены убытки в целях налогообложения в размере 535 млн рублей.
Аналогичные схемы были выявлены в ходе проверок трех сахарных заводов. В итоге налоговыми органами уменьшены убытки на сумму более 30 млн рублей, доначислены налоговые платежи в сумме более 10 млн рублей. Кроме того, одним налогоплательщиком уточнены налоговые обязательства в сторону увеличения в следующем налоговом периоде на сумму более 7 млн рублей.
В настоящее время 15 организаций с оффшорной подконтрольностью участвуют в реализации инвестиционных проектов. Доходы этих организаций за 2012 и 2013 годы составили по 16 млрд рублей. За 2012-2013 годы объем поддержки составил 3 млрд рублей. На долю указанных компаний приходится около 60% от общей суммы государственной поддержки, оказанной предприятиям области за этот же период времени в рамках реализации инвестиционных проектов и программ по развитию сельского хозяйства. Поступило от указанных организаций налогов в бюджеты за этот период 62 млн рублей. Таким образом, эффективность господдержки указанных организаций с точки зрения налоговых поступлений пока незначительная.
В 2011-2013 годах с компаниями с оффшорной подконтрольностью было заключено государственных и муниципальных контрактов на сумму свыше 5 млрд рублей, основная сумма контрактов приходится на 2 организации, выполняющие социально значимые функции: "Воронежская энергосбытовая компания" (4,8 млрд рублей) и "РВК-Воронеж" (307 млн рублей). При этом "Воронежская энергосбытовая компания" имеет налоговую нагрузку в 2011-2013 годах значительно меньше среднеотраслевого значения. Непубличная структура владения "Воронежской энергосбытовой компании" и "РВК-Воронеж" может привести к трудностям с защитой интересов неограниченного круга третьих лиц в случае их ущемления или нарушения в результате участия офшорных компаний в деятельности указанных организаций.
Таким образом, мы видим, что и в Воронежской области существуют те же риски ведения деятельности с использованием оффшорных зон, что и в стране в целом.
Учитывая это, представляется целесообразным исключить оказание государственной поддержки организациям с участием оффшорного капитала, в том числе в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами банков, а также затрат, предусмотренных бизнес-планами, в виде льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль, предоставления государственных (областных) гарантий. Вместо этого оказывать поддержку российским компаниям с открытой структурой собственности.
Также необходимо ограничить доступ организаций с участием оффшорного капитала к заключению государственных и муниципальных заказов, запретить заключение договоров об осуществлении инвестиционной деятельности с организациями, учредителями либо владельцами которых являются оффшорные компании, включая косвенное участие.
Кроме того, следует провести инвентаризацию инвестиционных соглашений на предмет выявления организаций с оффшорной подконтрольностью. При этом нужно установить дополнительный контроль за исполнением условий действующих договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, заключенных с организациями с оффшорной подконтрольностью, за адекватностью размера уплачиваемых ими налогов.