Губернатор Подмосковья С.Шойгу обозначил ряд ключевых направлений работы правительства региона

На расширенном заседании во вторник глава Московской области Сергей Шойгу обозначил 10 первоочередных шагов работы правительства региона. Среди них - создание корпорации развития Московской области и центра по поддержке инвестиционных проектов, увеличение строящихся и вводимых детских садов, решение проблем обманутых дольщиков, закрытие незаконных полигонов ТБО, строительство многофункционального медицинского центра и ликвидация очереди на расселение из ветхого жилья.

- Во-первых, никакие вопросы развития области, улучшения жизни людей невозможно решить без надежной экономической базы.

Мы должны увеличить в ближайшие пять лет доходы консолидированного бюджета как минимум в два раза - до одного триллиона рублей, при этом обеспечив безопасный уровень государственного долга, сократив его с 45% до 25% от собственных доходов в течение двух лет.

Во-вторых, привлечение инвестиций в регион невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата. Особое отношение у нас должно быть к инвесторам. Предлагаю создать инвестиционный совет Московской области во главе с губернатором, при котором сформировать ситуационный центр по поддержке инвестиционных проектов. Определить ответственных за каждый инвестиционный проект на уровне области и муниципалитета и вывести его в публичную сферу.

Предлагаю создать у нас, в Московской области, финансово-деловой центр.

Нам также необходим закон о стратегических инвесторах. Он должен закреплять понятную систему льгот и преференций крупным и важным проектам, прозрачные правила их реализации и сопровождения. Для этих целей нам уже в этом году надо создать корпорацию развития Московской области – организацию, отвечающую за привлечение инвесторов и создание сети промышленных и технологических парков.

В-третьих, одним их самых серьезных ресурсов развития области является земля. И в этой сфере нужны прозрачные и понятные для всех правила.

Правительству следует провести ревизию кадастровой оценки всех земель, обеспечив 100% покрытие территорий области кадастровым учетом на основе рыночных цен. Работу эту надо начать немедленно и завершить не позднее 2013 года.

Важно для всех жителей области, инвесторов создать открытый информационный ресурс с данными по каждому земельному участку - его категорией, что на нем можно строить, будут ли к нему подведены дороги, коммуникации, в какой срок, будут ли они обеспечены энергетикой.

В-четвёртых, не меньший по значимости ресурс Подмосковья – леса. Это более 2 миллионов гектаров, или 40% всей территории области. Лес грязный, захламлен, поражен вредителями, обыденностью стали лесные пожары и лесные свалки. Мы должны в корне изменить ситуацию. Необходимо навести порядок в соблюдении экологических норм и требований и сохранении лесного фонда.

С 1 июля 2012 года к нам переходят полномочия по управлению лесами. Предстоит создать дееспособную систему управления и охраны леса. Для этой задачи создается комитет по лесному хозяйству.

Уже в этом году нам надо сформировать лесной кадастр, начать санитарные рубки, создать эффективную лесную охрану, разработать комплексную программу переработки лесных отходов.

Прежде чем предоставлять лесные участки в аренду, мы должны выработать правила ответственного лесопользования. Для этого будет введен мораторий на предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

В-пятых, каждого жителя области волнует, каким воздухом он дышит, какую воду пьет. Одной из острых проблем, влияющих на качество жизни населения, остается проблема бытовых отходов.

На территории Москвы и Московской области ежегодно образуется почти 10 миллионов тонн твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. При таких темпах Московская область уже через три года превратится в одну большую свалку. Перед нами стоит сложная задача – прекратить захоронение твердых бытовых отходов.

Мы должны создать систему утилизации отходов на основе самых современных экологических технологий с выработкой тепловой и электрической энергии, наладить производство из отходов строительных и дорожных материалов.

Необходимо в кратчайшие сроки принять меры по закрытию незаконных полигонов.

В-шестых, создание новых рабочих мест, производств, ускоренное развитие региона невозможно без энергетики. Мы должны решить задачу по сокращению энергодефицита к 2018 году минимум в два раза - за счет повышения энергетической эффективности, создания новой генерации, в том числе переработки различных видов отходов.

Для этого уже в этом году необходимо сформировать объективный топливно-энергетический баланс и разработать схему устойчивого энергоснабжения региона. Вторая задача – сделать стоимость присоединения минимальной.

В-седьмых, Московская область занимает первое место по вводу жилья. В то же время более 50% населенных пунктов не обеспечено социальной инфраструктурой, соответствующей федеральным нормативам. В этой связи прошу правительство совместно с муниципалитетами провести анализ проектов на предмет исполнения инвесторами своих социальных обязательств.

Стратегическая задача - довести уровень обеспечения жильем на одного жителя до среднеевропейского уровня. Но сделать это надо не за счет уплотнения застройки и сооружения высотных жилых зданий, а за счет опережающего роста малоэтажного строительства. Для этого прошу правительство в кратчайший срок пересмотреть градостроительные нормативы.

Мы должны решить задачу, поставленную президентом страны о снижении стоимости жилья экономкласса на 20 процентов.

За последние пять лет из ветхого жилья было переселено около 6 тысяч семей и предоставлено на эти цели 300 тысяч квадратных метров. Вместе с тем тысячи семей продолжают жить в ветхом и аварийном жилье. Программа по переселению, не секрет, буксует. Поручаю в течение года решить проблему переселения из ветхого аварийного жилья тех семей, перед кем у нас уже есть обязательства (вставших на очередь до 1 января 2010 года), и начать работу по инвентаризации всего ветхого и аварийного жилья в области.

Острой проблемой для региона остается проблема обманутых дольщиков. Их число постоянно растет. Сейчас это уже более 100 объектов и 10 тысяч человек. Хочу подчеркнуть, хотя область не имеет юридических обязательств перед ними, но мы не должны оставаться в стороне и должны помочь людям решить эту проблему. Каждый пострадавший должен знать, когда и в какой срок будет решен его вопрос. Поэтому принято решение о создании в структуре правительства комитета по решению проблем обманутых дольщиков.

В-восьмых, дороги и транспорт. Люди ежедневно тратят несколько часов, добираясь из дома на работу и обратно. Дороги низкого качества, только треть из них отвечают нормативам. Объем перевозок общественным транспортом за последние пять лет снизился на 15%, а его комфортность и скорость не удовлетворяет граждан. Мы должны кардинально изменить ситуацию в этой сфере.

Первостепенными задачами для нас будут рост перевозок общественным транспортом и увеличение к 2015 году доли дорог, удовлетворяющих нормативам до уровня не ниже 75 процентов.

Для решения этих задач нам необходимо будет привлечь серьезные ресурсы в отрасль – 19 миллиардов рублей областных и 13 миллиардов рублей федеральных средств явно недостаточно. Мы должны поставить себе задачу на один рубль областных средств привлечь не менее 1,5 руб. федеральных ресурсов и частных инвесторов.

Сегодня новые многополосные московские магистрали упираются в узкие областные, что приводит к перемещению пробок в область. Нам надо синхронизировать с Москвой вопросы развития транспортной сети. Это же в полной мере относится и к маршрутам общественного транспорта.

В-девятых, особого внимания требует здоровье населения. Только 38% населения удовлетворены качеством медицинской помощи. Нас беспокоит ситуация, связанная с младенческой смертностью и смертностью трудоспособного населения. Мы должны повысить качество оказания медицинских услуг и выйти в лидеры в этой сфере.

Нам предстоит перейти на лечение пациентов на основе стандартов оказания медицинской помощи. Большие возможности открывает внедрение телемедицины. Дистанционный консилиум, электронная медицинская карта, электронная запись к врачу должны стать доступной реальностью для каждого.

Хочу отметить, что нам надо навести порядок в сфере лекарственного обеспечения наших жителей.

И десятое, отдельное место среди всех обозначенных мною вопросов занимает вопрос, связанный с детьми.

Очередь в детские сады в Московской области для детей от года до семи достигает 150 тысяч человек, а с трех до семи лет – 51 тысяча человек. Родители зачастую записываются в очередь еще до рождения ребенка.

Нам надо решать эту проблему незамедлительно, и решать ее нужно не только строительством муниципальных детских садов. Считаю важным включить в программу субсидии родителям, не имеющим возможность устроить детей в садик, поддерживать частные детские сады, привлекать частный бизнес в строительство муниципальных детских садов. И, наконец, нужно снижать стоимость строительства детских садов за счет новых технологий.

Проблема дефицита мест в детских садах должна быть полностью решена к 2015 году.

Одновременно, мы должны помнить, что другие не менее важные вопросы тоже требуют внимания и эффективного решения. Это жилищно-коммунальное хозяйство, проблема военных городков, качество государственных услуг, электронное правительство, образование, социальная защита, культура, спорт, сельское хозяйство, наукограды.

У правительства должна быть комплексная стратегия достижения поставленных целей. И такая стратегия должна появиться уже в этом году.