Ярославская область сегодня находится в числе регионов-лидеров по информатизации. По индексу развития электронного правительства, рассчитываемому Минкомсвязи, область вошла в число 11 российских регионов с наивысшим индексом - более 30. В том числе регион показал довольно хороший результат и по степени готовности к межведомственному взаимодействию, переход на которое органами исполнительной власти регионального и федерального уровня в соответствии с законом был осуществлен 1 июля текущего года.
Об основных аспектах перехода на "межвед" рассказал в интервью "Интерфаксу" директор департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Дмитрий Пономаренко.
- Дмитрий Васильевич, с 1 июля органы власти перешли на систему межведомственного взаимодействия. Как происходит этот переход в Ярославской области?
- Реализация проекта по организации межведомственного взаимодействия ведется в рамках областной целевой программы "Развитие информатизации Ярославской области" на 2011-2013 годы. Возможность внедрения этой новой для органов власти технологии взаимодействия внутри государственного аппарата появилась недавно - информационные технологии шагнули вперед, подключилась политическая воля, озвученная на федеральном уровне, и проект начал развиваться.
Благодаря введению системы межведомтсвенного электронного взаимодействия (СМЭВ) при получении государственных и муниципальных услуг гражданам больше не нужно приносить справки и документы, которые имеются в органах власти, местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях. Если раньше гражданин вместе с заявлением должен был принести весь пакет документов (для каждой услуги он разный), то сейчас органы власти сами запрашивают те из них, которые являются предметом межведомственного взаимодействия.
Перечень документов, которые вправе требовать у гражданина при предоставлении государственных и муниципальных услуг, четко ограничен так называемыми "документами личного хранения": паспортом, военным билетом, трудовой книжкой, водительским удостоверением, дипломами об образовании и несколькими другими - всего 19 документов. Также, граждане по-прежнему самостоятельно получают справки, которые выдаются негосударственными учреждениями или коммерческими структурами: медицинские справки, свидетельства об образовании, документы с места работы и тому подобные - эти документы не подлежат межведомственному взаимодействию.
- Возникали ли трудности в период перехода на межведомственное взаимодействие?
- Да, трудности были, причем на всех уровнях власти. Вероятно, вы знаете, что дата перехода на "межвед" в 2011 году была перенесена на один год - по оценке Минкомсвязи, на тот момент степень готовности к переходу была признана неудовлетворительной. Проект большой как по масштабам организационных работ, так и по технической сложности решаемых задач. Участников межведомственного взаимодействия много, взаимодействие между ними происходит на различных уровнях и в различных же направлениях. Для того, чтобы создать возможность для всех участников взаимодействовать друг с другом, потребовалось создать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и научить ведомства обращаться к этой системе.
Для этого, в свою очередь, потребовалось создавать каналы связи и защищать их в соответствии с современными требованиями к безопасности информации - ведь речь идет о персональных данных граждан. Далее, а если быть точным, то параллельно с этими процессами актуализировалась нормативно-правовая база, регламентирующая процесс оказания государственных услуг, поскольку межведомственное взаимодействие и необходимо как раз для того, чтобы исключить необходимость включать заявителя в процесс оказания услуги на этапе взаимодействия одного органа власти с другим.
В общем, масштабность и сложность очевидны. Более того, даже на данный момент сто процентной готовности к межведомственному взаимодействию не демонстрируют ни регионы, ни федеральные органы власти. Но между тем, вот уже 2 недели мы живем в новой реальности. Запрет вступил в силу, и он выполняется.
- Многие граждане не понимают, что же такое государственная услуга и кто ее предоставляет?
- Условно я бы разделил сферу взаимодействия населения и власти на две части. Первая часть - сфера функций, а вторая - сфера услуг. Функция - это когда власть выполняет некую деятельность на постоянной основе. Например, охраняет правопорядок или окружающую среду. Услуга же оказывается по инициативе населения, в заявительном порядке. Написав заявление в один из органов государственной власти, а услуги оказываются на всех трех уровнях власти - муниципальном, региональном и федеральном, - гражданин фактически обращается за той или иной государственной услугой. Перечень государственных услуг утверждается нормативным актом, а каждая из услуг еще и подробно регламентируется.
Все услуги, получаемые гражданами и организациями, можно разделить на четыре группы. Это услуги, предоставляемые органами власти, местного самоуправления, бюджетными организациями и коммерческими структурами. Чтобы узнать, какие государственные и муниципальные услуги может получить гражданин, необходимо зайти на портал госуслуг по адресу www.gosuslugi.ru - там указаны наименования услуг, регламенты их оказания, а также бланки заявлений и часы приема ведомств. Если у человека нет компьютера и выхода в интернет, то в местах оказания госуслуг расположены информационные стенды, где четко указано, какие услуги в данном учреждении может получить население. Отдельного справочника по услугам не существует, поскольку список услуг постоянно дополняется, и в существующих условиях любой справочник быстро устаревает.
- Существует ответственность за ненадлежащее качество оказания государственных услуг?
- Ответственность за время оказания услуги регламентирована. Сроки четко указаны в регламенте каждой услуги. Если срок оказания нарушен, на руководителя органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии, может быть наложен штраф - до 30 тысяч рублей. Начиная с 1 июля даже те органы власти, которые не готовы перейти на межведомственное взаимодействие, все равно не имеют права запрашивать документы с заявителя: пока не решат проблем с межведом, они будут получать информацию с помощью курьеров или другим альтернативным способом.
В интернете существует сайт, специально созданный для обращений по вопросам межведомственного взаимодействия - мы надеемся, что он поможет выявить слабые места в новой системе. Кроме того, создана горячая линия, где ярославцы могут получить консультацию специалиста по вопросам оказания государственных услуг в новых условиях перехода на межведомственное взаимодействие - ее номер 8 800 100 76 09.
Возвращаясь к вашему вопросу о качестве госуслуг, скажу, что вообще качество оказания - широкое понятие. И межведомственное взаимодействие полностью не решает проблему качества. Да, теперь не все документы требуются с граждан, не нужно лишний раз перемещаться в кабинет чиновника, чтобы отнести тот или иной документ, но это скорее вопрос удобства и снижения затрат - временных, финансовых и в конце концов нервных. Всегда были и будут люди, которые захотят лично прийти в органы власти, из первых уст узнать необходимую информацию, из рук в руки отдать документы. Опыт Европы показывает, что электронным взаимодействием пользуется не более 15% населения. У них, вероятно, критерии качества оказания услуги будут иными.