Центр / Эксклюзив 22 апреля 2013 г. 17:20

Директор департамента образования Ярославской области М.Груздев: "Ярославль стал первой международной площадкой для обсуждения вопросов школьного образования"

Директор департамента образования Ярославской области М.Груздев: "Ярославль стал первой международной площадкой для обсуждения вопросов школьного образования"

В Ярославе 17-19 апреля проходил международный форум "Евразийский образовательный диалог". Не смотря на то, что форум состоялся впервые, его участниками стали эксперты из более чем 50 регионов РФ и 24 стран мира. О вопросах, которые обсуждались на форуме, в интервью "Интерфаксу" рассказал директор департамента образования Ярославской области Михаил Груздев.

- Михаил Вадимович, кто выступил инициатором форума, и насколько актуально его проведение?

- Решение о проведении форума прошло на уровне личной договоренности губернатора области Сергея Николаевича Ястребова и министра образования и науки Дмитрия Викторовича Ливанова. Говоря об актуальности, стоит отметить, что российское образование на протяжении последних 10-20 лет постоянно переживает перемены. Большая часть перемен, которые происходят в российском образовании, не являются популистскими, за ними кроются серьезные управленческие решения. В целом это закономерный процесс, поскольку по отношению к системе образования меняются внешние вызовы, связанные с геополитическими переменами и переменами в экономике. Наряду с мировыми центрами экономики старого и нового света появляются новые экономические центры на Востоке, появляются совершенно новые технологии, мир вступил в эпоху информационного общества. Экономически развитые страны понимают, что они не могут изолированно друг от друга вырабатывать стратегии развития школьного образования. При этом каждая страна идет своим путем, но, вместе с тем, крайне важно сверять свои позиции. Именно об этом и шла речь на форуме. 

- А каковы особенности форума "Евразийский образовательный диалог"?

- Площадок, где обсуждаются вопросы различного международного сотрудничества в сфере высшего университетского образования, довольно много, а вот площадок обсуждения школьных проблем нет. Ярославль стал первой площадкой, на которой обсуждались вопросы стратегии развития школьного образования. Важно и то, что в дискуссиях по некоторым темам приняли участие не только ученые и эксперты, но и школьники. Одновременно с форумом проходила Российская научная конференция школьников "Открытие". В этом году она проводилась в 16 раз. Все время существования конференции ее проводит ярославская школа "Провинциальный колледж". Интерес к конференции огромный – ее участниками стали почти 400 старшеклассников из 50 регионов РФ, а также Финляндии и Украины.

- Не секрет, что аспектов развития школьного образования очень много. На каких из них был сделан акцент на ярославском форуме?

-Участники одной из конференции, работавшей в рамках форума, затронули вопросы образовательной политики и права. В обсуждении этих вопросов приняли участие не только эксперты, разрабатывающие новые подходы, но и руководители департаментов министерства образования, которые непосредственно занимаются развитием стратегий школьного образования. На пленарном заседании выступил Ян Де Грооф – признанный в Европе специалист в области образовательного права. Он является председателем Европейской ассоциации образовательного права и политики. Кстати, Ян Де Грооф был официальным экспертом российского закона об образовании 1992 года. В числе российских экспертов – люди, занимающиеся подготовкой законов об образовании в РФ – это Артемий Рожков из Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, Исак Фрумин – разработчик российской стратегии образования 2020, Ефим Рачевский – директор Центра образования "Царицыно", народный учитель России.

- Были ли затронуты вопросы оценки качества образования?

- Независимая оценка учебных достижений стала темой еще одной конференции. В нашей стране наиболее известной формой оценки школьного образования является единый государственный экзамен. До сих пор о нем задают много вопросов, но вопрос состоит не в том, хорош ЕГЭ или плох, он должен заключаться в другом - должно ли быть место в системе образования независимой оценке учебных достижений. При этом важно понимать, ЕГЭ - это технология, которая может и будет меняться.

Сейчас ведутся разговоры о том, что возможно появятся новые международные исследования качества образования. Этот вопрос активно обсуждался в рамках форума.

- В последнее время все чаще говорят о неформальном образовании. Обсуждалась ли эта тема на форуме?

- Термин неформальное образование не фигурирует ни в старом, ни новом законе об образовании. Вместе с тем между принятиями этих законов прошло 20 лет. Важно понять нынешние вызовы, которые выдвигаются к системе образования. Если этого не сделать, то система образования рискует оказаться не актуальной. Приведу пример, в прошлом году ребенок из Ярославской области получил золотую медаль на Всемирной олимпиаде по естествознанию в ЮАР. Это вызвало удивление потому, что такого предмета нет в школьном расписании. Оказалось, что мальчик посещает в школе лишь отдельные занятия, получая образование самостоятельно. Кроме того, есть дети, которые в силу различных обстоятельств не находят адекватного взаимодействия с традиционной системой образования. В этом случае альтернативные источники получения информации становятся как никогда актуальны. В связи с этим традиционная система образования неизбежно будет меняться. Причем эти процессы в условиях информационного общества будут развиваться, даже если мы будем им препятствовать. Наша задача заключается в том, чтобы предвидеть возможные изменения системы образования через десять, а, возможно, и меньшее количество лет. Это не значит, что школа исчезнет как институт, но она, очевидно, перестанет быть ключевым источником информации.

- В Ярославской области наблюдается особый интерес к математике, учитывался ли этот факт при формировании программы форума?

- При формулировке темы одной из конференций, этот факт, безусловно, учитывался. Кроме того, важность и приоритетность математического образования обозначены в указе президента от 7 мая 2012 года. На федеральном уровне не раз говорилось о том, что математическое образование является условием развития высокотехнологичных производств. На конференции в Ярославле собрались эксперты, которым поручено на федеральном уровне разработать российскую концепцию математического образования, включающую в себя школьный, вузовский и академический уровень. Работу возглавляет Алексей Львович Семенов, академик, ректор Московского института открытого образования. О том, что интерес к этому вопросу велик свидетельствует тот факт, что в работе конференции принимает участие эксперт из Японии. 

- Михаил Вадимович, могли бы Вы дать предварительную оценку мероприятию. 

- Сейчас довольно трудно давать оценку тому, как прошел форум, но у экспертов есть явная заинтересованность в продолжении этой работы.

Есть договоренность с Высшей школой экономики о том, что по итогам конференций будет опубликован сборник на двух языка – русском и английском – с аналитическими обзорами по каждой из тем.

Не остался форум незамеченным и среди журналистов: в одном из СМИ вышел материал с заголовком "В России появился новый школьный Давос". Подобная оценка позволяет говорить о том, что у форума большие перспективы.