Центр / Эксклюзив 14 апреля 2011 г. 11:26

Директор департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области И.Шарошихин: "Эффективность потребления энергоресурсов является приоритетной задачей для р

Директор департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области И.Шарошихин: "Эффективность потребления энергоресурсов является приоритетной задачей для р

            Внедрение энергосберегающих технологий в Ярославской области является обязательной частью программы социально-экономического развития. Регион в числе первых в РФ принял и приступил к реализации программ в этой сфере. Об основных мероприятиях по энергосбержению в интервью агентству "Интерфакс-Центр" рассказал директор департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Игорь Шарошихин.

            - Игорь Павлович, чем была вызвана необходимость принятия программы энергосбережения и повышения энергоэффективности?

            - Наш регион остается одним из высокоэнергопотребляющих. На 1 тысячу рублей продукции, выпускаемой нашими предприятиями, например, в 2005 году затраты на энергетику составляли 35 кг условного топлива по потреблению тепловой и электрической энергии. Это достаточно высокий показатель.

            Благодаря высокому уровню промышленного развития у нас, по-прежнему, сохраняется большой спрос на энергомощности. За счет производства собственной электрической энергии покрывается около 55% объема электропотребления региона.

            Возможности по увеличению производства электроэнергии на территории области с использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма ограниченными. Потребление электрической энергии в области превышает 7,5 млрд кВт.ч, потребление тепловой энергии приблизилось к 15 млн Гкал. На нужды электротеплоснабжения и транспорта в регионе расходуется около 8 млн тонн условного топлива. Снижение энергоемкости региона в целом - одна из задач программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которой позволит экономить энергоресурсы, снизить себестоимость продукции, повысить конкурентноспособность области.

            Необходимо отметить, что вопросы производства энергии напрямую связаны с эффективным ее использованием, поэтому понятия "энергообеспечение" и "энергосбережение" неразрывно связаны друг с другом. Именно поэтому для развития экономики и социальной сферы Ярославской области был выбран энергосберегающий путь.

            - В каких отраслях, в первую очередь, началась реализация мероприятий энергосбережения?

            - Сначала были определены общие межотраслевые мероприятия по энергосбережению во всех сферах. В качестве первоочередной выбрали бюджетную сферу. В первую очередь, нужно было наладить учет, установить регуляторы температуры, обычные лампы заменить на энергоэффективные светильники. В целом, мероприятия не сложные и главное - быстроокупаемые.

            Параллельно с этим приступили к разработке муниципальных программ энергосбережения. Первые из них были разработаны еще в 2009 году. Муниципальные программы, в основном, решают вопросы бюджетных организаций. Действие программы распространяется на сферы коммунального хозяйства и производства.

            Мы постепенно вырабатываем механизмы прямого действия на муниципальные предприятия, которые занимаются выработкой и передачей тепловой энергии, водоснабжением, водоотведением. Так, в конце прошлого года департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов установил показатели энергоэффективности для регулируемых предприятий.

            - Одним из ноу-хау ярославцев стало внедрение информационно-аналитической системы ведения топливно-энергетических балансов. Расскажите, что такое ТЭБ?

            - ТЭБ позволяет оценивать работу различных предприятий по нескольким важным критериям: производство, потребление, распределение и потери энергетических ресурсов, расход топлива на производство всех видов энергоносителей. Аналитическая составляющая системы позволяет произвести оценку эффективности программ энергосбережения, мониторинг качества системы теплоснабжения, разработать нормативы и установить лимиты потребления энергоресурсов, осуществить планирование энергопотребления в бюджетных организациях.

            Начиная с 2008 года, с помощью информационно-аналитической системы ТЭБ проведен анализ работы 599 энергоснабжающих организаций и 873 котельных. Для нас принципиально важно в 2011 году расширить действие системы по двум дополнительным направлениям: учет ресурсов водоснабжения и водоотведения, а также - потребление тепла, топлива, электроэнергии муниципальными учреждениями Ярославской области.

            Анализ ТЭБ за 2009 год свидетельствовал о том, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла, электроэнергии и воды превышали нормативы; были выявлены районы и отдельные организации, по которым наоборот фактическое потребление по топливу было ниже норматива. Это говорит только об одном: теплоснабжающие организации продавали тепловой энергии больше, чем производили. На основании ТЭБ были определены наиболее низкоэффективные, дорогостоящие теплоисточники.

            За прошлый год в рамках оптимизации теплоснабжения в Ярославле 5 теплоисточников, имеющие тариф свыше 1200 рублей за Гкал, закрыты или переведены на более дешевые энергоресурсы. Всего по области у нас 13 неэффективных теплоисточников. Оптимизация их работы будет продолжена в этом году.

            Кроме того, часть газовых котельных имеет приборы учета, но на большинстве малых и средних котельных они отсутствуют. Отсутствие корректных балансов выработки и потребления тепловой энергии значительно влияет на экономику. Мы поставили перед теплоснабжающими и водоснабжающими организациями задачу - вести учет выработанной и отпущенной энергии на всех котельных.

            Кроме того, в срок до 1 мая они должны подготовить программы, включающие в себя мероприятия по энергосбережению, со сроком окупаемости до двух лет. Только наличие исчерпывающей информации о состоянии ТЭК и потреблении топливно-энергетических ресурсов позволяет выстраивать осмысленную и целенаправленную политику энергосбережения.

            Большую заинтересованность в организации мониторинга топливно-энергетического комплекса и ведения топливно-энергетического баланса региона как основы системы управления энергосбережением высказала Республика Татарстан в ходе официального визита в Ярославль министра энергетики Ильшата Фардиева.

            - Как Вы оцениваете работу по установке приборов учета?

            - Установка приборов учета в жилищной и социальной сферах идет в рамках программы энергосбережения. Есть уверенность, что мы в установленные сроки завершим работу по установке приборов учета в многоквартирных домах и до конца года наладим расчеты по индивидуальному потреблению и ОДН. Сейчас население максимально защищено. Темп роста затрат на оплату электроэнергии ограничен 10%. В регионе реализованы пилотные проекты по установке приборов учета тепловой энергии. На основании анализа потребления тепла стало ясно, что установка такого прибора при существующих нормативах потребления в большинстве случаев окупается в течение одного отопительного сезона.

            По воде ситуация немного сложнее. Для цивилизованных расчетов необходимо устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления воды. Практика показывает, что в тех домах, где часть собственников устанавливает приборы, а часть - платит по нормативу, - как правило, дополнительная финансовая нагрузка ложится на тех, кто пытается экономить. Сейчас мы совместно с Ярославской областной думой в рамках рабочей группы ведем работу по подготовке рекомендаций, направленных на исправление данной ситуации.

            - В области реализован пилотный проект по внедрению автоматизированной системы учета. Расскажите об основных его плюсах?

            - В проекте участвовали Ярославль, Данилов, Ростов, Тутаев и Гаврилов-Ям. К автоматизированной системе учета подключены 10 объектов социальной сферы и 37 многоквартирных домов. Информация с приборов учета поступает в единую диспетчерскую службу, где на компьютере можно проследить динамику потребления энергоресурсов по отдельному объекту и за любой выбранный срок.

            Возможности системы также позволяют управлять потреблением, дистанционно находить неполадки и ограничивать в случае неуплаты потребление, в первую очередь, электроэнергии. С ее помощью можно выявить несанкционированные подключения, а значит - сократить коммерческие потери. Важно то, что автоматический учет более точный, что, в свою очередь, существенно влияет на снижение оплаты коммунальных услуг. Каждый желающий через личный кабинет в Интернете может контролировать объемы потребления, оплатить их по факту, получить рекомендации по энергосбережению и эффективности.

            Безусловно, точность учета и оперативное регулирование всех областных и муниципальных объектов к экономии бюджетных средств. Сейчас вся информация стекается в диспетчерский центр в Ярославле, в дальнейшем, возможно, в нем же будет аккумулироваться информация по воде, теплу и электроэнергии со всех муниципальных районов. Есть вариант создания межрайонных центров.

            Установка "умных" счетчиков проводилась за счет фонда "Энергоэффективность". В дальнейшем предполагается, что их приобретением займутся управляющие компании. На рынке сегодня достаточно большое количество предложений, а инвесторы предлагают лояльные условиях приобретения по лизингу. В этом случае финансовая нагрузка на населении составит от 1 до 3 рублей в месяц за 1 кв. метр общей площади, что вполне доступно.

            Следует отметить, что сама по себе установка приборов учета не является энергосберегающим мероприятием, но их появление в учреждениях, домах и квартирах, безусловно, должно влиять на сознание потребителей ресурсов и стимулировать к рациональному их использованию. В частности, от этого зависит благосостояние региона и каждой отдельной семьи.