В ноябре 2011 года принят закон " Об основах охраны здоровья граждан РФ". В соответствии с ним полномочия по оказанию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи передаются субъекту РФ. О значимости нового закона, об основных задачах, стоящих перед Ярославской областью в связи с его принятием, а также об итогах участия в федеральных программах в сфере здравоохранения в интервью "Интерфаксу" рассказал директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Игорь Каграманян.
- Игорь Николаевич, какие проблемы решает новый федеральный закон на уровне региона?
- Принятие закона "Об основах охраны здоровья граждан РФ" продиктовано временем - последний раз подобный закон был принят в 1993 году. В регионах активно идет процесс модернизации системы оказания медпомощи на всех уровнях. Принятие нового федерального закона стало очередным шагом на пути выстраивания пациентоориентированной системы здравоохранения. Документ предусматривает передачу с 1 января 2012 года полномочий по оказанию первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи на уровень области. Создание единой региональной системы здравоохранения позволит нам устранить межмуниципальные барьеры, негативно влиявшие на качество услуг и приводившие к конфликтным ситуациям.
В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в Переславском районе. После разделения города и района на разные муниципальные образования центральная районная больница стала городской, а сеть учреждений здравоохранения, оставшаяся в Переславском районе, оказалась не в состоянии обеспечить стационарную и амбулаторную помощь по всем профилям. Это привело к проблемам оказания помощи жителям сельского района в Переславской больнице, возникли трудности взаиморасчетов между районом и городом.
В рамках формирования единой региональной системы здравоохранения с 1 января 2012 года будет создаваться Переславский межмуниципальный медицинский центр, который как единое учреждение в равной степени будет ответственно за оказание помощи как жителям города Переславля, так и района.
Кроме того, финансирование службы скорой помощи бюджетами разных районов также часто приводило к конфликтам. Эти проблемы будут устранены с введением одноканального финансирования. Денежные потоки будут направляться через Территориальный фонд медицинского страхования, аккумулирующий страховые средств и средства областного бюджета. Таким образом, мы выстраиваем в регионе совершенно прозрачную систему финансирования, в основе которой лежит принцип - деньги "идут" за пациентом.
- Сейчас много говорится об оптимизации управления в сфере здравоохранения? Какие шаги будут предприняты в Ярославской области, насколько они необходимы и какие задачи планируется решить с их помощью?
- Подходить к решению вопроса оптимизации необходимо, во-первых, с точки зрения здравого смысла, во-вторых, с точки зрения интересов пациента. В Ярославской области есть учреждения, в которых на 12 сотрудников, включая медицинский и вспомогательный персонал, приходятся два бухгалтера. Возникает вопрос - необходимо ли такое количество бухгалтеров компактному учреждению? С точки зрения здравого смысла - нет. Рациональное решение проблемы лежит в объединении нескольких учреждений в одно юридическое лицо, с единой бухгалтерией и аппаратом управления.
Не секрет, что главному врачу зачастую приходится решать множество хозяйственных вопросов - проводить огромное количество аукционов, в том числе по закупке самого разного оборудования и материалов, при этом его главная задача - организация качественного лечебного процесса. При создании единой региональный системы здравоохранения в первом полугодии 2012 года будет создана Дирекция по обеспечению лечебных учреждений, которой перейдут все управленческие функции и компетенции централизованного решения хозяйственных вопросов.
- Не приведет ли оптимизация в сфере здравоохранения к сокращению сотрудников?
- Можно точно сказать, что сотрудников, не занятых в лечебном процессе, однозначно, станет меньше. Однако это не означает, что они будут выброшены и забыты - их трудоустройством вплотную займется департамент здравоохранения совместно с администрациями районов. При этом сокращение штата медработников не запланировано. Было бы абсолютно не уместно уменьшать численность медработников, учитывая дефицит врачей узких специальностей и медсестер.
- Игорь Николаевич, а как в регионе решается вопрос нехватки квалифицированных кадров?
- Без укомплектования кадров невозможно решить в полной мере вопрос доступности медицинской услуги. В основе решения проблемы привлечения квалифицированных специалистов лежит материальная заинтересованность. Понимание этого аспекта есть как на федеральном, так и на региональном уровне.
В Ярославской области с 2010 года - с начала реализации программы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями - за счет средств федерального бюджета около 700 специалистов получают дополнительные выплаты от 2 до 10 тысяч рублей, доплаты в размере 1150 рублей получают врачи, 575 рублей медсестры и 345 рублей санитарки детской областной больницы и перинатального центра. Столкнувшись с проблемой острой нехватки в детских больницах анестезиологов-реаниматологов и неонатологов, с 2010 года этим специалистам из регионального бюджета введены доплаты в размере 7тыс. рублей.
Решением губернатора области выделены дополнительные средства сверх запланированных федеральных, за счет них введены ежемесячные доплаты врачам - узким специалистам в поликлиниках до 6 тыс. рублей и медсестрам до 3 тыс. рублей. И это первый шаг - в ближайшей перспективе будет решаться вопрос о дальнейшем увеличении размера выплат. В 2013 году произойдет значительное увеличение тарифа в системе ОМС, в котором большую долю - до 70% - составляет заработная плата медработников. В связи с этим существенное увеличение зарплат в системе здравоохранения стоит ожидать в 2013 году.
На федеральном уровне прозвучала идея реализации в регионах программы "Земский доктор", которая предусматривает выделение 1 млн рублей молодому специалисту, устраивающемуся работать в сельской местности. Это, безусловно, достаточная сумма, чтобы на селе решить жилищный вопрос. В Ярославской области в рамках поручения губернатора главам муниципальных образований рассматривается вопрос о выделении молодым специалистам земельных участков, прорабатываются вопросы льготного ипотечного кредитования.
- Какие результаты достигнуты в регионе в рамках реализации федеральных программ в сфере здравоохранения, какие задачи предстоит решить в 2012 году?
- Ярославская область принимает активное участие в федеральных программах в различных сферах, не стала исключением и отрасль здравоохранения: регион участвует в программах оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в ДТП. По сравнению с 2009 годом смертность от инсультов снизилась на 45%, от инфарктов - на 9%, смертность пострадавших в ДТП сократилась на 14,5%.
Программа модернизации на первом этапе особое внимание уделяет укреплению материально-технической базы и внедрению информационных технологий, обеспечивающих равную доступность качественной услуги. В течение двух лет предстоит в 25 лечебных учреждениях провести капитальные ремонты, еще 6 объектов включены в программу дополнительно за счет средств, сэкономленных в результате проведенных конкурсов.
Продолжится обновление парка службы скорой помощи. Всего в 2011-2012 годах в область поступят 53 автомобиля, 24 - поступили уже в этом году. Каждый из них укомплектован современным медицинским оборудованием и оснащен системой АБС, кондиционером, автономным отоплением, возможностью подключения к навигационной системе ГЛОНАСС.
В следующем году планируется поставка двух неонатальных реанимобилей и 27 фельдшерских автомобилей скорой медицинской помощи повышенной проходимости для работы в труднодоступных населённых пунктах области.
Одновременно с этим за два года в 70 медучреждениях области планируется поставить новое оборудование на сумму более 1 млрд 583 млн рублей.
Наша конечная задача - обеспечить высокий уровень оказания услуг. Решение проблем в сфере здравоохранения предполагает поэтапность и системность, именно этот принцип лежит в основе программы модернизации. Формирование единой региональной системы здравоохранения станет серьезным шагом на пути достижения желаемых результатов. При этом мы понимаем: принимая на уровень области учреждения здравоохранения районов, мы возлагаем на себя дополнительную ответственность за качество оказания медицинской помощи.