Центр / Эксклюзив 23 января 2017 г. 15:09

Генеральный директор АО "Русская механика" Л.Можейко: "Мы запланировали на 2017 год рост объемов реализации продукции на 20%"

Генеральный директор АО "Русская механика" Л.Можейко: "Мы запланировали на 2017 год рост объемов реализации продукции на 20%"

             История крупнейшего российского производителя вездеходных машин "Русская механика" началась в 1971 году с выпуска первого снегохода "Буран". За 45 лет компания превратилась в предприятие полного цикла: от конструкторских разработок и серийного производства до предпродажной подготовки, реализации и послепродажного обслуживания выпускаемой техники. В 2016 году выручка компании составила 2,5 млрд рублей, чистая прибыль - 150 млн рублей. Сегодня снегоходы "Русской механики" занимают 59% российского рынка, квадроциклы - 11%. Компания выпускает порядка 10 тыс. единиц техники в год - 12 моделей снегоходов и 10 моделей квадроциклов, реализует несколько инновационных проектов, в том числе организацию серийного производства электрического квадроцикла и снегохода на принципиально новой платформе из облегченных материалов. О перспективах развития предприятия в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор АО "Русская механика" Леонид Можейко.

            - Леонид Чеславович, как вы оцениваете итоги 2016 года?

            - Начало 2016-го я бы назвал драматичным. Первый квартал ознаменовался отменой старых бланков паспортов вездеходных машин, что практически привело к срыву продажи техники, а также вводом утилизационного сбора, вызвавшего ряд серьезных вопросов. По сути, три месяца мы занимались решением проблем, связанных с изменениями в нормативной среде. Сегодня могу сказать: нам удалось справиться с ситуацией, и в целом мы довольны итогами года. "Русская механика" не почувствовала падения спроса на технику ни в денежном, ни в натуральном выражении. Мы выполнили все плановые показатели, на 15% увеличили объем реализации продукции. Еще в апреле на конференции дилеров, говоря о развитии предприятия, я обозначил как цель к 2019 году увеличить прибыль предприятия в 5 раз, до 150 млн рублей. Получилось так, что эта цифра теперь значится в итоговых отчетах 2016-го. Это неплохой показатель на фоне той низкой прибыли, которая была на "РМ" все последние годы. 

            - Автомобилестроение, как показывает практика, одна из наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики. Существует ли в компании пакет антикризисных мер?   

            - Да, мы говорим о комплексе мер, они не столько антикризисные, сколько направлены на увеличение эффективности бизнеса. Вопреки тенденциям рынка на 2017 год мы вновь запланировали рост объемов реализации нашей продукции на 20%, определив основным направлением развития предприятия географическое расширение рынка сбыта. Сегодня мы активно предлагаем свою продукцию в Европе и Скандинавии, проводим по их требованиям сертификацию снегоходов и квадроциклов. Это не просто желание, уже есть протоколы о намерениях, есть результаты выставок, например, в финском Рованиеми, расчеты емкости рынка. Нашу успешность определяют два фактора: добротность техники и ценовое преимущество, обусловленное нынешней курсовой разницей рубля и евро.

            Еще один эффективный путь развития - обслуживание различных сегментов рынка. В частности, мы освоили производство малокубатурной техники, спрос на которую постепенно увеличивается - детского снегохода.

            Сегодня мы внимательно изучаем возможности такого направления как использование одного снегохода или квадроцикла несколькими владельцами. Это специфический рынок, пока он очень маленький, но будет расти. Согласитесь, не очень перспективно покупать и содержать снегоходы, используя их по выходным 3-4 месяца в году. Хранение и обслуживание техники можно подать как пакет услуг. Мы уже работаем с несколькими курортными зонами и предпринимателями, понимая, что тему можно институционализировать. 

            - Насколько я знаю, компания реагирует на тренды развития автомобилестроения. Пример тому - первый российский электроквадроцикл "Русской механики".

            - В долгосрочной перспективе мировые гиганты автомобилестроения нацелены на массовый переход на электромобили как более экологичный вид транспорта. Наш электрический квадроцикл обладает всеми преимуществами транспортных средств на электрическом приводе: он экологичен, бесшумен, компактен, экономичен. Уже в следующем году мы планируем вывести электроквадроцикл на рынок, а в 2018 году - наладить серийное производство. Более того, мы сейчас рассматриваем возможность регистрации электроквадроцикла как транспортного средства для дорог общего пользования. И первую серийную модель намерены регистрировать именно таким способом. Осваивая электрический привод, мы переходим на новый способ генерации и использования энергии не только в транспорте, но и в домашней жизни человека. Наш квадроцикл может использоваться как источник энергии для различных домашних устройств и садовых инструментов.

            - То есть Вы позиционируете "Русскую механику" как инновационную компанию, делающую ставку на новые технологии, новую продукцию?

            - И планируем переход на новые материалы. Это еще одно очень важное перспективное направление. Мы должны использовать легкие высокопрочные сплавы, потому что техника должна стать легче и в буквальном смысле, и в производстве. Значит, нужны 3D-печать, современные способы и технологии обработки материалов. В Рыбинске с этим проще. У предприятий города, в числе которых НПО "Сатурн", большой опыт научных разработок, использования современных материалов. Невозможно весь объем компетенций сосредотачивать в рамках одной компании. Нужно иметь эффективную систему хороших взаимосвязей, заниматься различными видами инноваций по проектному принципу с большим кругом участников. Мы сейчас делаем для этого достаточно много, в том числе сотрудничаем с авиационными технологическими университетами Рыбинска и Уфы, МГТУ имени Баумана. 

Еще одно направление: мы находимся в подготовительной стадии проектов с японскими, индийскими компаниями. Это не противоречит теме импортозамещения, это связано с концепцией глобальности машиностроения. Такие промышленные альянсы нужны.

            - Существуют ли в компании долгосрочные планы, например, на 10-15 лет вперед?

             - Да, сегодня мы говорим о долгосрочной стратегии развития и видим перспективы в "фабриках будущего", призванных построить принципиально новое производство. Новая концепция основана на внедрении передовых производственных технологий и современных бизнес-моделей для получения "умного продукта". "Русская механика" нацелена на создание кастомизированного, сверхгибкого производства, ориентированного на конкретного заказчика. Крупносерийное производство уходит в прошлое, и мы должны быть готовы к глобальным изменениям, к выпуску уникальной техники. Безусловно, нам предстоит еще пройти большую школу серийного производства, научиться ежегодно выпускать новую продукцию. Спектр задач, которые мы сегодня решаем для достижения своих целей, чрезвычайно широк. Одна из них - локализация производства. При четком понимании глобальности экономики есть понимание необходимости реализации программы импортозамещения. Мы планируем на собственных площадях организовать производство современного четырехтактного двигателя объемом от 500 куб см до одного литра. Серьезную конструкторскую работу РМ проводит в ходе реализации госконтрактов. С 2015 года "Русская механика" поставляет технику для нужд министерства обороны и МЧС России.

            - Леонид Чеславович, любые новые технологии требуют подготовленных специалистов. Какова кадровая политика предприятия?

            - Мы меняем внутреннюю структуру предприятия и внедряем новые механизмы оплаты труда. На "Русской механике" сегодня работает 800 человек. Средняя зарплата на предприятии сегодня выше, чем в целом по экономике региона, и составляет 37 тысяч рублей, а высококвалифицированные рабочие зарабатывают до 70 тысяч. Ежегодно мы закладываем в бюджет развития серьезные средства для обучения и повышения квалификации специалистов всех структурных подразделений предприятия. Принципиально выстроить именно командную работу. Мне нравится, когда люди доказывают свою точку зрения, обмениваются информацией, свободно обсуждают любые идеи.