Центр / Эксклюзив 8 июля 2014 г. 17:08

Губернатор Тульской области В.Груздев: "Цель - "высшая лига" российской экономики"

Губернатор Тульской области В.Груздев: "Цель - "высшая лига" российской экономики"

О перспективах развития экономики Тульской области, привлечения инвестиций в регион и роста уровня доходов населения в интервью агентству "Интерфакс-Центр" рассказал губернатор Тульской области Владимир Груздев.

- Владимир Сергеевич, пожалуй, самым крупным инвестиционным проектом на территории Тульской области может стать строительство завода автомобильной корпорацией Китая Great Wall. Расскажите подробнее об этом проекте, и где будет размещаться новое производство?

- 20 мая в Шанхае - деловой столице Китая - в присутствии национальных лидеров великих держав, президента России и председателя КНР был подписан договор о строительстве в Тульской области автомобильного завода китайской компании Great Wall. Инвестиции в проект составят 18 млрд рублей. Планируемый объем выпуска - 150 тыс. внедорожников в год, и это - 2,5 тыс. высокотехнологичных высокооплачиваемых рабочих мест.

Строительство в индустриальном парке "Узловая" автомобильного завода самой успешной, самой технологичной частной автомобильной корпорацией Китая Great Wall - это развитие технологического инновационного сотрудничества. А ведь индустриализация Советского Союза в 30-х годах также начиналась с международного технологического партнерства. Сегодня нам необходим толчок для "новой индустриализации", ведь промышленность - становой хребет экономики Тульского края.

Важным проектом является и строительство нового металлургического комплекса холдингом "Тулачермет", поставщика на экспорт чугуна. Теперь же, в результате инвестиций и модернизации производства, он будет производить стальной прокат в объеме 1,5 млн тонн в год, что позволит предприятию стать металлургическим комбинатом полного цикла и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. В том числе производить сталь для нового тульского автозавода и для калужского автосборочного кластера.

В настоящее время автопром использует импортный прокат, преимущественно, шведский. С вводом в эксплуатацию первой очереди комплекса к 2016 году будет создано не менее 1600 новых рабочих мест, а отчисления в бюджеты разных уровней могут составить около 2 млрд рублей в год.

Инвестиционный портфель региона уже составляет 500 млрд рублей. Для сравнения: за года мы привлекли 187 млрд, а наши соседи - Калужская область, лидеры инвестиционного процесса, - 199. За 2011-2013 годы - 252 и 263 миллиарда рублей, соответственно.

В сегодняшних условиях Тульская область просто обязана стать новой точкой роста российской экономики. Мы - регион с огромным потенциалом. Чтобы его реализовать, нужны усилия буквально всех: и власти, и гражданина, и государства.

Решение сегодняшних задач напрямую зависит от того, насколько наш регион будет эффективен в привлечении инвестиций.

- Тула известна как оружейная столица России. Значит ли это, что власти Тульской области меняют экономические приоритеты?

- Военно-промышленный комплекс был и остается приоритетом региональной экономики и наша задача - сохранить лидерство. Но потенциал экономики региона намного шире.

Тула - старейший промышленный центр. В 1636 году здесь возникли железоделательные заводы - одни из первых в России.

Наверняка многим известен интересный исторический факт: основал эти заводы на тульской земле голландец-хлеботорговец Андреас Виниус: это еще одно подтверждение пользы и необходимости международной интеграции. Впоследствии голландец принял православие, русское подданство, стал Андреем Денисовичем Виниусом и крупнейшим промышленником того времени, отцом Андрея Андреевича Виниуса - ближайшего сподвижника Петра I. И именно указом Петра в 1712 году в Туле был основан Государственный Оружейный Завод. История никогда не случайна и всегда повторяется…

Хлеботорговец Виниус занялся "высокотехнологичным" производством в XVII веке. Тогда это было такой же инновацией, как если бы сегодня в Туле "поставили" завод по производству ядерных двигателей. Голландско-тульский предприниматель добился невероятного успеха именно потому, что его бизнес был инновационным. Интересно, что в то время его конкурентами, как и сегодня у наших производителей стального проката, были те же шведы!

Главное свойство инвестиций, инноваций и промышленного роста в том, что они меняют качество жизни людей.

Весь ход истории Тульского края, начиная с открытия производств, говорит о том, что в промышленности была сосредоточена трудовая элита. Чем выше инновационный индекс продукции, тем более она конкурентна. Точнее, тем меньше у нее конкурентов. Тем больше прибыль. Больше зарплата, больше налогов.

- Какие меры принимают власти Тульской области для улучшения ситуации с занятостью населения - по созданию новых рабочих мест и снижения безработицы, росте доходов туляков?

- В России уровень безработицы невероятно низкий, всего 5,5%. В Тульской области он еще ниже. Проблема в том, что в стране есть понятие "плохой работы" и скрытой безработицы. Это значит, что рост доходов в бюджетном секторе есть, а в частном уже несколько лет зарплаты не растут. И это значит, что на рынке труда слишком много рабочих мест, которые не гарантируют достойной жизни.

Мы уже сделали большой шаг вперед, чтобы переменить ситуацию,- за три года подняли минимальный уровень заработной платы для бюджетников с 4,5 до 10 тысяч рублей, для внебюджетного сектора - до 12 тысяч. Мы добились роста средней заработной платы до 24 тысяч рублей по экономике региона и ставим задачу достичь среднероссийского уровня в 30 тысяч рублей.

Следующий шаг к реальному росту доходов трудящегося населения - повышение производительности труда. Ее сегодняшние показатели недостаточны, и это искусственным образом занижает уровень безработицы.

Социальная роль занятости огромна. И в числе экономических приоритетов она - среди главных.

Тульский регион благодаря общим усилиям перевыполняет показатели по инвестициям (26,7% за прошлый год) и создал только в 2013 году 28 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.

Мы обязаны повышать планку доходов работающих не только за счет административных решений, сокращения аппарата управления и налоговых льгот.

Мы обязаны повысить производительность труда минимум в 1,5 раза.

- Для этого, прежде всего, необходимо обновление производств, инвестиции в основные фонды…

- Успешный пример инвестиционного развития - новый проект флагмана гражданского машиностроения - компании "Тяжпромарматура". В феврале 2014 года запущено производство на новом Суходольском заводе специального тяжелого машиностроения. Проект реализован при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Подобного рода предприятие является для России уникальным, так как в первую очередь ориентировано на тяжелое машиностроение.

Главная специализация завода - изготовление штампованных изделий массой до 20 тонн для нефтегазового арматуростроения, аппаратостроения и энергетики. Основными потребителями продукции завода станут атомные электростанции, тепловые электростанции, предприятия нефтехимического комплекса, а также транспорта и энергетики. И это сотни высокооплачиваемых рабочих мест!

Другой яркий пример: в марте 2014 года на территории индустриального парка "Первомайский" компании "Щекиноазот" открыто новое производство - завод по изготовлению картонных гильз Sonoco-Alcore. Здесь развернута крупнейшая в России производственная площадка Sonoco-Alcore, на которой применены новейшие в Европе высокие технологии по выпуску продукции для бумажной и текстильной отраслей, индустрии полимерных пленок, строительства.

Эти примеры говорят о том, что стратегия Корпорации развития Тульской области, направленная на формирование опорных точек в виде индустриальных парков, полностью себя оправдывает.

Да, износ производства составляет сегодня 50%. Но ситуация меняется, и результаты уже есть. Это уже работающий Суходольский завод. Это проект автозавода Great Wall, к которому мы приступаем в августе. Это, наконец, рост промышленного производства региона почти на 10% за 2013 год - здесь мы в "пятерке" лучших по России!

Мы должны увеличить долю наукоемких и высокотехнологичных производств в 1,3 раза.

Иными словами, после запуска сборочного предприятия китайского автопроизводителя мы должны задуматься над тем, как привлечь инвесторов к созданию в Туле Научно-технического центра разработок и внедрения. А это - "другие" технологии, "другие", гигантские вложения в НИОКР. И это нормальная практика в автомобильном мире.

Мы хорошо знаем свои приоритеты и сильные стороны: уникальное географическое положение, научный потенциал, растущая тульская агломерация, надежный базис оборонного комплекса и главное - люди Тульского края, которые на протяжении веков остаются верны славным трудовым традициям своих предшественников.

Главный приоритет экономической политики Тульской области, нашей команды - один: Тульский край должен быть в "высшей лиге" российской экономики и по уровню инноваций, и по объемам инвестиций, и по развитию современных технологий, и главное - по доходам трудящихся.

Я хочу, чтобы все туляки жили лучше и гордились этим прекрасным краем с его удивительной историей и успешным, полным перспектив будущим.