Спектакль "Лысая певица" Э.Ионеско, премьера которого прошла 2 ноября в мытищинском театре кукол "Огниво", стал вторым спектаклем, оформленным на этой сцене Андреем Севбо. Художник-постановщик, чья творческая биография связана с ведущими российскими театрами, в интервью корреспонденту "Интерфакса" рассказал о специфике работы над спектаклем в жанре театра абсурда, об особенностях его сценографии и сотрудничестве с театром "Огниво".
- Андрей, обычно у кукол неподвижные лица, а в спектакле "Лысая певица" куклы с мимикой. Это ваша задумка?
- Это решение художественного руководителя театра кукол "Огниво" народного артсита России Станислава Железкина. В спектакле он хотел видеть мимирующих кукол, которые способны "разговаривать" лицом. Драматургия театра кукол вообще в большей степени связана не с текстом, а именно с куклой. Зрительский интерес выстаивается вокруг нее. На самом деле работа над куклами для "Лысой певицы" была довольно мучительной. Внутри каждой множество отверстий. Мы пытались сделать так, чтобы кукла выразить лицом любую эмоцию и имела собственный характер.
- Вы заранее знали, для какого конкретно артиста делаете куклу?
- Многих актеров театра "Огниво" я знал еще по работе над спектаклем "Обломов" И.Гончарова. Но в данном случае куклы были сделаны не под конкретных актеров, а в итоге оказались похожими на них. Но это случайность, хотя, может быть, и закономерная.
- Своим представлением о куклах с вами наверняка делился и режиссер- постановщик спектакля заслуженный артист Молдовы Вячеслав Самбриш?
- Пока Вячеслав Самбриш был в Кишиневе, связь у нас была практически односторонняя. Набирать текст на русском латинскими буквами Вячеславу было сложновато, потому что русский язык для него не родной. Он отправлял мне ссылки на видео с примерами студийных работ актеров как некие референсы на тему будущего спектакля.
- Спектакль получился таким, как вы его представляли, работая над куклами и декорациями?
- Дело в том, что художник обычно один спектакль сочиняет, режиссер – другой, артисты играют третий, а зритель получает четвертый. Что касается кукол, то не все их возможности были использованы. Образно говоря, театру был сдан ледокол, от которого оторвали трубы, колеса, винты… К счастью, я подозревал, что не каждая деталь в итоге понадобится, поэтому сделал специальные замочки, чтобы ненужное можно было отстегнуть. Обычно в кукольных спектаклях меньше теста, больше действия. В этом – наоборот, и от лишнего пришлось избавиться. Также и со сценографией. У зрителя может возникнуть вопрос, почему на сцене зеленое покрытие необычной формы. Если бы задумка была реализована, оно бы ассоциировалось с площадкой для гольфа или крокета. В пьесе множество ремарок, связанных с часами: они бьют, то так, то эдак, то много раз, то мало раз. Я подумал, что часы могут быть самостоятельным персонажем, например, игроком в тот же гольф или крокет. Это же театр абсурда. Во время спектакля отовсюду должны были вываливаться шарики с цифрами, персонажи должны были кидаться ими, отбивать их. Но в итоге, как не пытались, мы не могли обосновано ввести этот момент в спектакль. Поэтому в итоге от шариков отказались, а покрытие так и осталось зеленым. А в остальном сценография осталось в таком виде, в каком и была задумана.
- Как художник-постановщик вы работали в Париже, Гамбурге, Нью-Йорке, сотрудничали с ведущими российскими театрами, в том числе с Мариинским и Большим. Насколько интересным вам показалось сотрудничество с мытищинским театром кукол "Огниво"?
- Если говорить о том, где приятно работать, то "Огниво" - один из лучших театров. Здесь не нужно никого ни о чем просить. Наоборот, меня все время спрашивали, чем помочь или что нужно сделать. В "Огниве", как в хорошей западной компании, сотрудники выполняют сразу несколько функций. Например, исполнитель одной из главных ролей в спектакле "Лысая певица" заведует в театре художественной частью. Молодая актриса, тоже занятая в этом спектакле, помогала дошивать и перешивать костюмы. Многое было сделано самостоятельно, и это при отсутствии в театре собственных мастерских. Аналогичное удовольствие я получил в Большом театре, работая с очень профессиональными людьми. Удовольствие, когда спрашивают, что нужно сделать и не боятся трудных задач. Наоборот, хотят их выполнять и понимают, сложно – значит, интересно.