Центр / Эксклюзив 6 августа 2014 г. 17:10

И.о. директора департамента образования Ярославской области И.Лобода: "Прошедший учебный год был весьма результативен, но сделать предстоит еще очень многое"

И.о. директора департамента образования Ярославской области И.Лобода: "Прошедший учебный год был весьма результативен, но сделать предстоит еще очень многое"

 - Ирина Валентиновна, одним из самых значимых событий в жизни школьников является единый государственный экзамен. Какие результаты в этом году показали ярославские школьники?

- Прежде всего, хочу отметить, что единый государственный экзамен является не просто ответственным волнительным финалом школьной жизни каждого молодого человека. Это очень важная форма независимой оценки образовательных результатов, которых за время обучения достиг каждый школьник. Это не просто отметка, поставленная тем или иным учителем. Это максимально независимый от субъективных мнений и оценок взгляд на реальные учебные достижения каждого выпускника. В организационном плане ЕГЭ и в прошлые годы проходил в нашем регионе без серьезных сбоев, но принятые в этом году дополнительные меры (видеонаблюдение, металлоискатели и др.) позволяют однозначно сказать, что ЕГЭ в 2014 году в Ярославской области был абсолютно честным. Мне кажется, это очень важно. Порадовали нас, собственно, и сами результаты экзаменов. В 2014 году результаты ЕГЭ ярославских школьников практически по всем предметам заметно выше результатов их сверстников из других регионов России. В частности это касается обязательных предметов (русский язык и математика). При этом по обязательным предметам ярославские школьники улучшили свои показатели по сравнению со своими же показателями прошлых лет.

В следующем учебном году нам надо проанализировать причины заметных различий результатов ЕГЭ разных школ. Заметьте, я не сравниваю лицеи и гимназии со школами, расположенными в спальных районах городов или поселковыми школами. Важно корректно сравнивать однотипные учебные заведения и выявить то лучшее, что есть у "передовиков", а также понять причину неудач отстающих.

Впервые в этом году по принципиально новой технологии прошла итоговая аттестация в 9 классах. Новшество заключалось в том, что оценивание работ производилось независимыми комиссиями, причем работы были зашифрованы, и никто не мог повлиять на их результаты. По сути, мы впервые получили достаточно объективную оценку успеваемости 9-классников. Были выявлены достаточно серьезные проблемы в освоении девятиклассниками программы по математике. К сожалению, эта проблема оказалась типичной для большинства школ области. Мы планируем с педагогами очень обстоятельно проанализировать данную ситуацию, выявить ее причины и, самое главное, нам надо понять, что всем вместе - учителям, школьникам и их родителям - предстоит сделать для принципиального изменения ситуации.

- Как Вы оцените в целом прошедший учебный год? Он был успешен для Ярославской области?

- В прошедшем учебном году выполнены капитальные ремонты в 102 общеобразовательных школах (более 20% от общего числа школ). Такого объема ремонтных работ не выполнялось ранее на протяжении многих лет. Приятно отметить, что учебно-лабораторная база школ области в минувшем году практически полностью приведена в соответствие всем современным стандартам ведения образовательного процесса. В значительной мере удовлетворены потребности школ в компьютерном оборудовании, лабораторном оборудовании кабинетов физики, химии, биологии. Появилось в достаточном количестве принципиально новое оборудование, позволяющее реализовывать новые образовательные стандарты (интерактивные доски, интерактивные комплексы). При этом фактически нет разницы в оснащенности городских и сельских школ. В крупных сельских школах сегодня есть даже не по одному компьютерному классу, зачастую более десятка интерактивных досок. Мы сделали серьезный шаг в обеспечении школьных библиотек учебниками. Средства родителей на эти цели привлекаются в существенно меньшем объеме, а чаще всего не привлекаются вообще (рабочие тетради не являются учебниками, решение об их использовании принимается школами обязательно с участием родителей). Готовясь к следующему учебному году, департамент образования Ярославской области вновь закупает очень крупную партию учебников, на что из областного бюджета выделено 42 млн рублей. Школы области фактически не испытывают потребности в спортивном оборудовании. Вместе с тем проблем в состоянии материальной базы образовательных организаций остается много. Еще многие школы требуют проведения капитальных ремонтов.

Перед нами стоит и новая очень сложная, но приятная задача. В настоящее время совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос о строительстве новых школьных зданий. По нашим оценкам, в ближайшие 7-10 лет контингент школьников в регионе увеличится на 20%. Это очень позитивный факт, но строительство школ потребует серьезных финансовых затрат. К тому же в ближайшие годы предстоит решить задачу перевода всех школьников на обучение в одну смену (сейчас почти 20% школьников области учатся во вторую смену).

- Еще одна приоритетная задача регионального образования - поддержка талантливой молодежи…

- Да, действительно, этот приоритет определен губернатором нашей области. Для региона, не имеющего сырьевых ресурсов, социально-экономическое развитие связано, прежде всего, с формированием интеллектуального капитала региона.

По данному направлению в нашей области есть серьезные традиции. В минувшем учебном году мы начали реализацию нового образовательного проекта "Ярославская математическая школа", направленного на выявление и поддержку юных дарований в области математики. В области начали работу 50 ресурсных центров математического образования во всех районах области. В них занимаются более 1000 школьников.

В апреле 2014 года в Ярославле прошел финал Всероссийской олимпиады школьников по математике. Наша команда была одной из самых успешных. Представитель Ярославской области Максим Дидин завоевал золото на Всемирной математической олимпиаде школьников, проходившей в июле 2014 года в ЮАР.

В этом году наши школьники показали заметно лучшие результаты на всех российских предметных олимпиадах (в этом году 26 ярославцев стали призерами российских предметных олимпиад). По предварительным результатам участия ярославских школьников в общероссийских предметных олимпиадах наша область вошла в десятку регионов-лидеров по данному направлению работы. Опыт ярославских педагогов и региональной системы образования традиционно привлекает к себе внимание коллег из других регионов, и даже государств. В сентябре 2013 года в Ярославле прошел под патронатом президента Российской Федерации Всероссийский форум "Будущие интеллектуальные лидеры России". Началась уже подготовка к следующему форуму, который пройдет в Ярославле в ноябре 2014 года. В апреле 2014 года в Ярославле прошел традиционный международный форум "Евразийский образовательный диалог", в котором приняли участие педагоги из 50 регионов России, 10 зарубежных государств. Посетивший международный Форум Д.В.Ливанов назвал Ярославскую область одним из лидеров Российского образования.

В современных условиях открытого информационного общества педагог, помимо традиционных образовательных задач должен быть для школьника, своего рода, навигатором, тьютором, сопровождающим ребенка в современном информационном пространстве. На традиционном областном августовском педсовете педагоги области планируют обсудить именно вопросы развития кадрового потенциала региональной системы образования.

На мой взгляд, ключ к решению многих проблем - открытость системы образования. У нас есть сложные темы, связанные, например, с недостаточным финансированием и т.п. Но нет тем, которые мы не готовы открыто и честно обсуждать. Если недостаточно средств, то значит на уровне управляющих советов школ надо сообща решать, куда лучше направить деньги. Решения не могут приниматься в тиши директорских кабинетов. То же и на уровне области - в прошлом году мы создали общественный совет департамента образования, где обсуждаем самые острые темы. Нам нечего скрывать, а проблемы надо решать сообща. Будь то вопросы финансирования или очень неприятные факты некорректного поведения учителя и т.п. напомню, что в минувшем году начал работу телефон горячей линии департамента образования 31-43-45, который работает в круглосуточном режиме.