Центр / Эксклюзив 6 октября 2015 г. 12:08

Министр экономического развития Калужской области В.Попов: "В отношениях с бизнесом важна стабильность"

Министр экономического развития Калужской области В.Попов: "В отношениях с бизнесом важна стабильность"

            Калужская область - один из немногих регионов, чья экономика достаточно диверсифицирована. О том, как региону удается сохранять экономический рост и на что региональные власти делают упор в условиях непростой ситуации в России и в мире, в кулуарах Международного инвестиционного форума Сочи-2015 рассказал министр экономического развития Калужской области Владимир Попов.

            - Владимир Игоревич, деловая программа форума началась с беседы о диверсификации производств. Как сегодняшняя ситуация, в частности, спад в автомобилестроении, повлиял на экономику региона?

            - Мы начали проводить активную экономическую политику, основанную на привлечении инвестиций, с 2006 года.. Автопром в тех условиях стал не только драйвером развития экономики региона, но и абсолютно новой для региона отраслью. До 2006 года Калужская область не производила автомобили. А уже в 2014 году она заняла третье место в стране по объему выпущенных автомобилей - это 12% всего российского производства. Автопром занял достаточно большую долю в нашей экономике, в нашем валовом региональном продукте

            Почему мы сделали упор на автомобилестроение? Это та отрасль, которая смогла дать наибольшую отдачу от вложенных средств. Кроме того размещение крупных OEM-производителей всегда подтягивает за собой другие производства, а это - необходимые шаги для создания полноценного кластера производства автомобилей и автокомпонентов.

            Сегодня наш автокластер объединяет 31 предприятие. Это три OEM-производителя (Volkswagen, "ПСМА Рус" и Volvo) и 28 поставщиков автокомпонентов. Несмотря на текущие трудности со сбытом, у автомобильного рынка России потенциал огромный. А калужские заводы по самым популярным моделям достигли 60% локализации, что позволяет им меньше зависеть от поставок комплектующих из-за границы, то есть от валютных колебаний. Хочу особо подчеркнуть - инвестиции в эту отрасль промышленности продолжатся. Например, в сентябре 2015 открылся завод двигателей "Фольксваген". Не сомневаюсь, что это даст новый виток развития автопроизводству в регионе.

            - Какие отрасли сегодня вы бы могли обозначить в качестве драйверов региональной экономики?

            - Диверсифицированность калужской экономики была заложена в стратегии социально-экономического развития, которая была принята в 2009 году и рассчитана на период до 2030 года. В ней предусмотрено несколько направлений кластерного развития. Это не только автопром, но и фармацевтическая промышленность, логистический сектор, туризм, IT-технологии, развитие агробизнеса. Большое внимание мы уделяем производству строительных материалов и деревообработке. В прошлом году по инициативе обнинского НПП "Технология" развитие получил кластер авиационных технологий и композиционных материалов.

            Диверсифицированность позволяет нивелировать существующие спады в отраслях. Если временные трудности возникают в одной отрасли, то они компенсируются за счёт роста в других направлениях. Таким образом, сохраняется баланс бюджета, рабочие места, а значит - и социальная стабильность в регионе. Например, по итогам прошлого года небывалый рост показала металлургия - более 250%. У нас в полную мощность заработал завод "НЛМК-Калуга". Плюс - сельское хозяйство. Здесь мы вообще сыграли на опережение. У нас есть программа по созданию на территории области ста роботизированных ферм. Регион оказался готов к сложившейся ситуации. В агросекторе уже зафиксирован рост порядка 5%. В этом году начал работу крупнейший в ЦФО Биотехнологический комплекс по производству различных продуктов глубокой переработки зерна. Одним из значимых эффектов этого проекта является его импортозамещающий потенциал, так как весь спектр продуктов нового комплекса (коммерческий крахмал, сорбит, аскорбиновая кислота и другие), до сегодняшнего дня в Россию импортировался.

            На этот год у нас запланировано открытие еще 12 производств в самых различных отраслях. Кроме того весомый задел на будущее - ранее открытые предприятия выходят на производственную мощность, тем самым, поддерживая экономику региона.

            - Одно из первых открытых в регионе иностранных предприятий принадлежит компании Samsung. Появились ли новые партнеры из стран Азии?

            - В нашем внешнеторговом обороте практически четвертая часть представлена отношениями с компаниями из Азии. Действительно, Samsung стал одним из первых иностранных предприятий в Калужской области. Сегодня он производит 100% всех продаваемых в России телевизоров и мониторов Samsung.

            Затем были пущены корейские предприятия K&G и Lotte, завод с японским участием ООО "ПСМА Рус" (совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi).

            В регионе работают такие китайские компании как: YAPP и FUYAO Glass Industry. Строительная компания из Китая участвовала в возведении завода Lafarge, китайские подрядчики принимали участие в реконструкции международного аэропорта "Калуга".

            В августе этого года подписано соглашение о строительстве завода по производству резинотехнических и пластмассовых изделий с корейской компанией "Д.А. Рус". Со следующего года компания "Техмашимпекс" начнет выпуск комплектующих пластмассовых деталей, которые будут поставляться на калужский Samsung.

            - А неазиатские бренды?

            - Как я уже сказал, в этом году в Калужской области откроется 12 новых производств. Особенно хочется отметить активность в фармкластере. Только в 2015 году уже начали или начнут работу сразу четыре крупных фармзавода - Novo Nordisk, "НиармедикПлюс", "АстраЗенека" и "Сфера-фарм". Всего фармкластер объединяет 56 больших и малых компаний. Доля товаров и услуг кластера на российском рынке составляет около 3% (по ряду позиций от 10% до 50%). Мы рассчитываем, что к 2020 году этот показатель достигнет 10%.

            - Ситуацию в некоторых отраслях экономики области сегодня нельзя назвать позитивной из-за спада продаж внутри страны. Как можно выйти из этой ситуации? Почему в Калужской области компании не закрывают производства?

            - Закрыть производство, значит, понести огромные убытки, потерять вложенные инвестиции и уйти с рынка. Это не выгодно компаниям.

            Да, есть тенденции по экономическому спаду. Но они присущи не только российской экономике, подобная ситуация наблюдается по всему миру. Но при этом надо отметить, что в отличие от других экономик наш рынок и наша экономика не настолько насыщены, как другие, например, западноевропейские рынки. У нас есть большой потенциал.

            В последние шесть лет наша экономика росла очень приличными темпами. И тот ограниченный спад, который мы имеем сейчас, можно перетерпеть.

            Инвестиции в производство будут окупаться в долгосрочной перспективе, и поэтому в момент спада очень удобно строиться, создавать новые производства, чтобы на новом цикле подъема они выходили на производственную мощность и получали наибольший эффект. Что нужно для этого делать? Работать, смотреть за рентабельностью производства. Те предприятия, которые вкладывали в образование своих сотрудников, наукоемкость, полчают эффекты и уже могут успешно конкурировать.

            - Инвестиции в транспортную инфраструктуру считаются одним из главных условий развития экономики. Едва ли не самое знаковое событие 2015 года для Калужской области - запуск международного аэропорта "Калуга" (бывший "Грабцево") и открытие международного сообщения. При этом планы по развитию другого аэропорта - "Ермолино" - отложены на неопределенный срок. Каковы планы по дальнейшему развитию этих двух проектов?

            - Аэропорт "Калуга" недавно принял первый международный рейс. В дальнейшем мы ожидаем открытия всё новых и новых маршрутов. Как показывает практика, процесс это нелегкий. Думаю, что концепцию внутрирегиональных перевозок надо пересматривать в целом по стране. Сейчас она формируется на федеральном уровне.

            Мы нацелены на межрегиональные перевозки. За три неполных месяца существования аэропорта перевезено около 5 тыс. пассажиров. В ближайшие годы пассажиропоток значительно возрастет. По итогам года можно будет говорить о 20-25 тыс. перевезенных пассажиров. Мы сейчас работаем над расширением списка маршрутов. Перспективы - большие. Это совсем другая привлекательность региона, и инвестиционная, и с точки зрения повышения мобильности населения.

            Что касается аэропорта "Ермолино", проект не приостановлен. Идея по созданию на его базе рассчитанного на большой пассажиропоток low-cost аэропорта принадлежала компании "ЮТэйр", которая планировала стать базовым авиаперевозчиком и которая занималась менеджментом проекта. Мы, со стороны правительства региона, способствовали продвижению этой идеи и выполнили все взятые на себя обязательства. В связи с тем, что "ЮТэйр" в настоящее время переживает не лучшие времена, мы рассматриваем возможность заключения соглашения с одной из компаний, которая готова вложиться в проект. Сейчас идет рассмотрение бизнес-плана строительства пассажирского терминала и осуществления рейсов.

            В настоящее время "Ермолино" является аэропортом совместного базирования. Там идет реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Уверен, с учетом его месторасположения, аэропорт ждет большое будущее. Не так давно эксперты проводили оценку пропускной способности московского авиационного транспортного узла. Ресурс практически исчерпан, а пассажиропоток все растет. Так что проект создания low-cost аэропорта может стать уникальным - как в формате разгрузки московского транспортного узла, так и в процессе организации низкобюджетного сектора пассажирских авиаперевозок. Мы его не оставляем. У нас есть концепция развития, и мы работаем по поиску инвесторов.

            - В предыдущие годы Калужская область активно инвестировала в развитие инфраструктуры индустриальных парков. Сейчас эти вложения возвращаются с налогами. Недавно в регионе расширена площадь Особой экономической зоны. Как скоро могут появиться первые предприятия в северной части ОЭЗ? Уже есть какие-то предварительные договоренности с инвесторами?

            - Предприятия в Калужской области строятся ускоренными темпами, как правило, всего девять месяцев проходит от закладки первого камня до пуска завода. А судя по темпам заполнения южной территории ОЭЗ (на сегодняшний день площадка в Людиново практически заполнена), думаю, что первые производства в северной части - то есть, на Боровской площадке - появятся в ближайшие два года.

            Постановление о расширении ОЭЗ "Калуга" за счет Боровской площадки подписано в апреле этого года. К сегодняшнему дню уже заключено соглашение о намерениях с ООО "Карандашная фабрика "Красина" по строительству завода по производству школьно-письменных принадлежностей. Также возможность размещения на Боровской площадке рассматривают несколько фармацевтических компаний. В ближайшие несколько лет мы планируем там разместить более 20 резидентов. Думаю, что, безусловно, привлекательным для инвесторов является близость к Москве - участок распложен практически на границе с Москвой, до центра столицы - всего 60 км, и тот факт, что получить участок под производство в экономической зоне можно в кратчайшие сроки и практически бесплатно.

            И если деревообработка получила свое развитие на юге области - в Людиново, то развитие высокотехнологичных отраслей - таких, как фарминдустрия, должно с новой силой начаться на севере области, рядом с первым наукоградом России - Обнинском. Конечно, помимо фармпроизводств там будут располагаться и другие наукоемкие, способные создавать большой добавочный продукт предприятия.

            - В условиях резкого скачка цен на основные экспортные товары, снижения экономической активности в стране и ускорения инфляции многие регионы в бюджетах на 2016 год предусмотрели значительное снижение расходов. Ожидается ли сокращение финансирования программ экономического блока? За счет чего планируется добирать доходы? Не скажется ли ситуация на инвесторах, которые пользуются налоговыми льготами и преференциями?

            - На инвесторах это точно не скажется. Для бизнеса очень важна стабильность во взаимоотношениях с властью. Поэтому основной принцип нашего взаимодействия с инвесторами - это стабильность законодательства, то есть, четко выстроенная политика, где бизнесу понятны правила игры. Даже в условиях сложного бюджетообразования в регионе сохраняются все принятые ранее меры поддержки, в том числе и в части льготного налогообложения.

            Что касается экономического блока, мы не планируем значительного сокращения затрат, потому что все программы нашего блока - это программы развития. Если мы вкладываем денежные средства, то рассчитываем на отдачу. Как говорилось на форуме в Сочи, программы развития ни в коей мере не должны сокращаться. Мы идем как раз по такому пути.

            В рамках форума много говорилось о правительственном постановлении от 30 октября 2014 г. N1119 о возмещении затрат на создание инфраструктуры индустриального парка. Мы участвуем в этом проекте со своими индустриальными парками и в следующем году ожидаем получения средств из федерального бюджета. Это стало возможным благодаря тому, что размещенные в Калужской области предприятия дали значительные налоговые пополнения в бюджет.

            - Импортозамещение - это не только умение делать вкусную колбасу, это еще и возможность делать комплектующие, детали, обрабатывать материалы - не хуже, а за счет этих компетенций включаться в технологические цепочки. Есть ли примеры удачной кооперации с действующими предприятиями? Заинтересованы ли сами инвесторы в подобном сотрудничестве?

            - Инвесторы, конечно, заинтересованы в сотрудничестве. Приходя к нам, они стараются локализовать производство и снизить издержки, которые заключаются в импорте оборудования и технологий из-за рубежа.

            Сейчас многие калужские заводы переориентируются на экспорт продукции.

            Приведу пример из фармкластера. У нас выпускается 60 наименований лекарственных средств, 10 находится в стадии разработки. В регионе создан парк активных молекул, где происходит разработка субстанций. Предприятия могут купить патент и запустить разработку у себя в производство. Это - успешный пример импортозамещения.

            В автопроме - тоже немало успешных примеров. Наши предприятия, имея производственные мощности, приглашали инвесторов разместить свои производства в подготовленных цехах. Например, ООО "Элмат" построило новый цех, закупило оборудование. Затем заключило контракты на оказание услуг с рядом предприятий нашего автокластера. Первоначально совместное российско-испанское предприятие "СИ-АЙ-И-АВТОКОМ" (сегодня полностью российская компания "Завод "МПК"), созданное на базе Калужского завода автомобильного электрооборудования, поставляет автокомпоненты на заводы Reydel, FAURECIA и Lear. В свою очередь, эти компании, являясь поставщиками 1-го уровня, поставляют готовые изделия на "Фольксваген Груп Рус", "ПСМА Рус", московский "Автофрамос" и другие автозаводы. ОАО "Калужский двигатель" модернизировал производство, заключил контракты с итальянскими компаниями Gervasi и Cellino. Они поставляют продукцию на Volvo.

            - А что касается привлечения внутренних инвесторов - ведется работа по их поиску? Российские компании хотят работать в Калужской области?

            - Хотят. Хотя бы потому, что открывшиеся крупные предприятия сами по себе являются потребителями продукции. Создавая их, мы формируем рынок сбыта для более мелких предприятий. Я привел пример из фармкластера, где идет активное сотрудничество в этом направлении.

            По автопрому развитие требует времени. Здесь нужно всегда соответствовать высоким требованиям, любая деталь в машине должна быть качественной. Это - долгая работа. Но наши производители очень в ней заинтересованы. Начало такому сотрудничеству положено, и в дальнейшем оно будет развиваться.

            Если говорить на языке цифр, то сейчас соотношение отечественного капитала к зарубежному в инвестиционной деятельности региона составляет примерно 80/20. В прошлом году было подписано 18 новых соглашений (из них 14 с российскими компаниями). В этом году планируется подписание не менее 16 инвестиционных соглашений об открытии производств на территории Калужской области.

            - Вернемся к форуму к Сочи. Он не ограничивается деловой программой, это еще и общение с потенциальными партнерами. Что нового вы для себя открыли?

            - Это, в первую очередь, площадка для переговоров, один из способов получения новой информации. На сочинском форуме мы, как область, участвуем с самого начала. На первый форум мы приехали с идеей создания индустриальных парков. Тогда это было нечто новое, абстрактное. И в том числе благодаря общению на форуме и привлечению внимания к этому проекту, у нас появились новые связи и контакты. Так что благодаря таким форумам, мы приобретаем контакты, инвесторов, инвестиции. Это все важно, значимо и дает свои плоды.

            - Между регионами идет борьба за инвесторов. В некоторых регионах тема создания индустриальных парков отошла на второй план, там создает инфраструктура под конкретное предприятие. А как у вас?

            - Мы не создаем инфраструктуру под конкретного инвестора. У нас другая концепция.

            В регионе сформированы 10 индустриальных парков, они обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой, расположены в разных частях области, все имеют выход на таможенные и логистические терминалы. Есть браунфилды, площадки формата Build to Suit, две площадки ОЭЗ. То есть, наш индивидуальный подход заключается в обилии выбора. Регион готов предложить абсолютно разные, индивидуально подобранные для каждого инвестора площадки.

            На заре переговорного процесса в индустриальных парках у нас были якорные инвесторы. Но даже тогда мы создавали инфраструктуру не конкретно под них, а в целом под будущих инвесторов. Здесь нужно комплексное развитие. Конечно, есть риск, что инвестор не придет, и инвестиции не окупятся, но у нас все вложения за девять лет вернулись уже дважды. Мы этим гордимся. Более того, у нас еще есть потенциал к росту и увеличению налоговой базы.

            Конкуренция среди регионов, конечно, ощущается. Калужская область была лидером в плане создания такого инструмента, как индустриальные парки. Надеюсь, она им и остается. Мы конкурируем с другими областями и за счет этой конкуренции стараемся быть более качественными и эффективными. В результате выигрывает страна.