Центр / Эксклюзив 23 августа 2013 г. 11:01

Министр госуправления, информационных технологий и связи Подмосковья М.Юргелас: "Наша задача - донести до людей информацию, что они могут получить услугу через интернет, уполномоченный орган власти или многофункциональный центр"

Министр госуправления, информационных технологий и связи Подмосковья М.Юргелас: "Наша задача - донести до людей информацию, что они могут получить услугу через интернет, уполномоченный орган власти или многофункциональный центр"

За последние месяцы правительство Московской области запустило сразу несколько уникальных интернет-сервисов. Министр государственного управления, информационных технологий и связи региона Мария Юргелас рассказала "Интерфаксу" о возможностях новых ресурсов и о том, какие разработки жители Подмосковья увидят в ближайшее время.

- Какой из новых интернет-сервисов оказался наиболее востребованным жителями?

- Электронная запись в детский сад. За полтора месяца работы этого сервиса было в общей сложности подано 15 тысяч заявлений, из них половина - через интернет. И полагаю, рекорды еще впереди - самый "горячий" сезон для молодых родителей наступает в конце августа - начале сентября. Пока самыми активными пользователями ресурса оказались жители Люберецкого, Мытищинского и Красногорского районов.

Такое внимание к сервису обусловлено еще и тем, что мы упростили схему регистрации на портале государственных и муниципальных услуг для тех, кто планирует воспользоваться только электронной записью в дошкольное учреждение. Для доступа к полному функционалу портала необходима цифровая подпись, которую можно получить либо в Ростелекоме, либо с помощью универсальной электронной карты. Но для предоставления данной услуги этого не требуется.

- Были ли какие-либо трудности при разработке сервиса электронной записи в детские сады?

- Да, и что интересно, это не были технические сложности. Оказалось, что в каждом из муниципальных районов существует свой регламент записи в дошкольные учреждения. Обязать местные власти перейти на общий регламент мы не можем. Поэтому нам приходилось индивидуально договариваться с каждым главой. Хорошо, что актуальность этого ресурса очевидна всем.

- Итак, в Подмосковье уже есть возможность электронной записи в детские сады. Планируется ли запускать аналогичный сервис для записи в учреждения здравоохранения?

- Такое приложение уже создается - сейчас проводятся тендеры. Существуют требования федерального Минздрава по разработке электронной регистратуры и перевода медицинских карт в электронный вид. Плюс к этому в Подмосковье будет сделана электронная запись к врачу. Кстати, уже закуплены терминалы, с помощью которых пациент сможет это сделать.

- Вы упоминали о портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Эффективна ли его работа?

- Непосредственно работа портала выстроена качественно. Мы на сегодняшний день перевели в электронный вид более 90 услуг. Другое дело, что посещаемость ресурса низкая, а значит, сервисы не слишком востребованы. Причем даже реклама не сделала портал привлекательнее для жителей. Проанализировав ситуацию, мы пришли к такому выводу: проблема в том, что люди просто не знают, как пользоваться услугами сайта.

Поэтому сейчас разыгрывается конкурс на реализацию проекта, который мы условно назвали "Умное Подмосковье". Он включит в себя целый ряд мероприятий, среди которых - разработка курсов по темам "Базовый интернет", "Дети в интернете" и "Получение услуг в электронном виде". Затем приступим к организации вебинаров с участием представителей правительства, очных мастер-классов, а также полноценного дистанционного обучения компьютерной грамотности и работе с порталами госуслуг.

Мы уже определили целевую аудиторию, в нее вошли разные социальные группы: пенсионеры, домохозяйки, учителя школ и сами школьники. В планах - проведение конкурсов, выдача дипломов об успешном окончании курсов, повышение квалификации госслужащих. Продвигать проект будем с помощью неформальных лидеров - старших по дому, членов общественных организаций.

Одна из задач нашего министерства - донести до людей информацию, что они могут получить одну услугу разными способами: через интернет, обратившись в уполномоченный орган власти или в многофункциональный центр.

- А еще декларируется, что ряд услуг можно получать с помощью универсальной электронной карты (УЭК)…

- Сейчас тему УЭК много обсуждают. Эта пластиковая карта объединяет в себе идентификационное и платежное средства и, по идее, должна стать ключом доступа к широкому спектру электронных услуг и сервисов - государственных, муниципальных и коммерческих. Запущенная в Московской области универсальная электронная карта имеет сейчас стандартный функционал: на ней записано банковское приложение, СНИЛС и номер полиса ОМС, по желанию к ним можно добавить электронную цифровую подпись. На начало августа подмосковные жители написали 600 заявлений на получение УЭК, выдано более 400 карт. Пока самым молодым получателем УЭКа является девушка 14 лет, однако недавно к нам обратилась пара, которая изъявила желание оформить карту на своего совсем еще маленького ребенка. Законодательство это позволяет.

Написать заявление и получить УЭК можно в нескольких центрах: два из них расположены в Мытищах, один - в Балашихе и один - в Одинцово.

- Но ведь не секрет, что даже те немногие возможности, которыми обладает нынешняя версия УЭК, на практике реализовать, как правило, не получается. Скажем, для сотрудников учреждений здравоохранения УЭК так и не стал документом, способным заменить полис обязательного медицинского страхования…

- По закону за развитие региональных приложений и расширение возможного набора услуг на УЭК отвечает уполномоченная организация субъекта Российской Федерации. На карте значится федеральный номер, но при этом в каждом субъекте РФ есть собственный, региональный номер. А единой общероссийской базы, где были бы собраны все эти номера, пока нет. Поэтому Минздрав РФ поручил регионам самостоятельно создать необходимую инфраструктуру для корректной работы с УЭК. В наших планах запуск разработки всех необходимых приложений параллельно. Скажем, на базе одной платформы будут созданы три сервиса - единый билет, мониторинг с помощью ГЛОНАСС и транспортное приложение на УЭК. Это приведет к значительной экономии ресурсов и бюджетных средств, позволит избежать проблем с интеграцией региональных приложений с УЭК.

- Можете ли вы спрогнозировать, какой станет УЭК лет через пять?

- Насколько я знаю, сейчас готовится закон об электронном паспорте, в соответствии с которым в начале следующего года обязательный порядок получения универсальной электронной карты вводиться не будет, однако в дальнейшем гражданин будет должен обзавестись электронным паспортом. По сути, УЭК и сейчас является для него платформой, ведь срок действия карты составляет пять лет, после чего гражданин обязан получить электронный паспорт (с 2018 года). Это разумно, так как есть время, чтобы привести в соответствие базы регионального и федерального уровня, развить инфраструктуру. Наша осторожность в этом вопросе вполне понятна, реализация таких проектов ложится на региональный бюджет. Скажем, стоимость производства одного экземпляра УЭК - порядка 400 рублей, всего же в Московской области проживает более 7 млн человек. Если обеспечить всех их этими карточками, то представьте, сколько средств из областной казны на это уйдет!

Всех желающих УЭК мы обеспечим, при этом будем разрабатывать те приложения, которые в перспективе могут сопровождать как УЭК, так и электронный паспорт.

- Каково назначение интернет-портала "Наше Подмосковье"?

- В отличие от официального сайта регионального правительства, портал "Наше Подмосковье" написан более популярным языком. Здесь представлены все функционирующие на текущий момент сервисы социально-экономической направленности. С этого сайта, например, есть ссылки на портал государственных и муниципальных услуг и на ресурс Госсправка, где собраны рекомендации для гражданина по поведению в различных ситуациях. Плюс сейчас все функциональные министерства региона запускают свои узконаправленные информационные ресурсы. Например, разработка министерства энергетики будет касаться газификации. Так вот, информация обо всех этих проектах будет содержаться на портале "Наше Подмосковье".

- В одном из своих выступлений Вы рассказывали о том, что министерство госуправления, информационных технологий и связи Московской области внедряет систему мониторинга и рейтингования региональных и муниципальных органов власти. Для чего это делается? И каким образом построена данная система?

- Создание системы мониторинга деятельности разных уровней власти - одно из направлений административной реформы. Ожидается, что это поможет создать здоровую конкуренцию и повысить качество оказания государственных и муниципальных услуг.

Пока мы механизм рейтингования не запустили, однако уже разработаны показатели, по которым будет оцениваться работа той или иной властной структуры.

- Что это за показатели?

- Всего их более 80. Среди них, например, есть скорость оказания услуги. Сегодня органы социальной защиты делают это в среднем за 9 минут, структуры жилищно-коммунального хозяйства в данном отношении менее поворотливы, их время - 29 минут. Как следует из указа президента РФ, к 2015 году скорость оказания услуги не должна превышать 15 минут. И мы к этому стремимся.

Другие критерии связаны с комфортностью той обстановки, где предоставляется услуга, качеством обслуживания, совершенством межведомственного электронного взаимодействия и так далее. На основании этих показателей будут составляться рейтинги органов власти, которые затем планируется вывешивать на внешних ресурсах. Делаем это мы, в первую очередь, для самих себя, чтобы со стороны оценить, кто как работает. Но также это нацелено на повышение эффективности сотрудничества с муниципальной властью. Нужно понимать, что, согласно действующему законодательству, региональные структуры не могут давать распоряжения местным администрациям. В наших силах лишь рекомендовать что-либо. И гласность зачастую является наиболее действенным инструментом, чтобы донести точку зрения областного правительства до муниципалов.

- На сайте министерства опубликованы следующие данные: на сегодня 79% опрошенных подмосковных жителей довольны качеством предоставления государственных услуг. Более того, к 2018 году это соотношение планируется довести до 90%. Какие мероприятия помогут это сделать?

- В среднем по стране этот показатель ниже - 59%. Тем не менее, и наш опыт, и опыт других регионов показывает, что с развитием инфраструктуры количество людей, удовлетворенных качеством услуг, несколько падает. Потому что просто ответить на ожидания человека, у которого мало возможностей для удобного проживания, но, когда он открывает перед собой их, то начинает критиковать пусть минимальный, но дискомфорт. Поэтому снижать темпы работы нам нельзя.

- И все же, с помощью каких механизмов вы собираетесь добиться увеличения удовлетворенности населения?

- Мы будем совершенствовать все способы предоставления услуги: через орган государственной власти, через многофункциональные центры (МФЦ), через интернет. Хотя, на мой взгляд, для жителей Подмосковья наиболее удобный механизм - именно МФЦ. Их сейчас 13. До конца текущего года должно открыться еще 23. А до 2015 года количество МФЦ планируется довести до 94, в дополнении к которым мы откроем не менее 500 окон на базе многочисленных отделений одного уважаемого ведомства. Но об этом - в следующем интервью.