На рынке труда в сфере потребительского рынка и услуг Московской области наблюдается явный дисбаланс. Фактически на торговых предприятиях региона задействовано не менее 50% иностранных работников от общего числа наемного персонала. По словам министра потребительского рынка и услуг Подмосковья Екатерины Семеновой, сложившаяся ситуация, прежде всего, - результат действующей системы регулирования и контроля. В интервью "Интерфаксу" она рассказала о разработанных министерством предложениях, реализация которых позволит искоренить схемы ухода от требований трудового и миграционного законодательства и на достойных условиях предложить высвободившиеся рабочие места жителям Подмосковья.
- Екатерина Юрьевна, каким образом иностранные граждане становятся сотрудниками и работниками сферы торговли, общественного питания и сферы услуг?
- Легальным и нелегальным способом. Согласно приказу Федеральной службы по труду и занятости, на 2013 год для Московской области утверждена квота на 106 тыс. 340 рабочих мест, в том числе 31% иностранных работников привлекаются в отрасль торговли, общественного питания и бытовых услуг. Таким образом, официально в сфере потребительского рынка и услуг официально могут работать 33 тыс. 021 иностранных граждан, в том числе 12 тыс. 496 человек - в организациях розничной торговли, 16 тыс. 690 - в организациях оптовой торговли, 450 - в сфере услуг. По факту же, не жителей Московской области в сфере потребительского рынка и услуг задействовано гораздо больше.
- В чем причина?
- Прежде всего, установленные квоты не учитывают иностранных работников, осуществляющих свою деятельность на условиях патентной системы. Иностранцы, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право привлекаться к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при наличии у них патента. Стоимость патента для иностранного работника очень доступна - она составляет 1000 рублей, умноженные на коэффициент-дефлятор текущего года.
Таким образом, мы можем говорить о проблематике патентования иностранных работников, которая требует серьезной проработки. На деле сложилась ситуация, при которой функционируют две системы, не взаимосвязанные между собой.
- Наблюдалась ли положительная динамика в вопросе снижения численности иностранных работников в сфере торговли?
- Да, но лишь в 2011 году. С начала 2011 г. квоты для иностранцев на работу в розничной торговле алкоголем стали нулевыми. Согласно действовавшему в 2011 году законодательству, появление в торговом зале хотя бы одного сотрудника-иностранца являлось веским основанием для отзыва у магазина лицензии на продажу алкоголя. Однако постановлением правительства РФ от 01.12.2012 N1243 этот запрет был снят, и на текущий момент количество иностранных граждан в штате предприятия, торгующего алкоголем, может официально составлять 25%.
- Расскажите о наиболее часто используемых схемах ухода иностранцев от требований трудового и миграционного законодательства нашей страны.
- Например, действующий закон не запрещает иностранным гражданам помогать продавцам. Во время проверки мигранту достаточно представиться помощником продавца, и никакие санкции к нему применены не будут! Вопрос трудоустройства иностранных работников решается за счет так называемых "лже-продавцов - россиян", - лиц без определенного места жительства, социальных бомжей, безработных. "Лже-продавцы - россияне" за символическую плату в случае проверки объекта "предъявляются" в качестве официальных и постоянных сотрудников. Обнаруженные на территории объекта иностранные граждане, согласно объяснениям предпринимателей, - "являются помощники продавцов"… Подобным образом ведется и обналичивание заработных плат, когда из начисленной суммы выдается лишь малая ее часть иностранному мигранту на руки, а остальное используется по усмотрению предпринимателя. Формально все законодательные требования соблюдены!
Еще одна схема - использование труда мигрантов на условиях аутсорсинга, когда де-юре торговая организация на основании договора передает сторонней (по факту - аффилированной компании) ряд собственных производственных функций. Формально иностранный сотрудник не будет числиться в штате супермаркета, но работать в магазине все равно сможет. Анализ мониторинга указывает, что розничные сети практически повсеместно привлекают в своей деятельности продавцов, кассиров, фасовщиков, а также менеджеров по чистоте - уборщиц, используя аутсорсинговые механизмы. Поэтому в данном вопросе необходима прозрачность и административная ответственность владельцев торговых сетей.
Практикуется вариант, когда рабочие мигранты заняты не непосредственно в торговой деятельности предприятия (в торговом зале), а в побочных и дополнительных видах деятельности. Например, в цехах по переработке и фасовке полуфабрикатов, нарезке, завешиванию и упаковке продуктов. Формально обваловщики, жиловщики мяса и субпродуктов, засольщики мяса, кулинары изделий из рыбы и морепродуктов, кондитеры и т.д. к розничной торговле отношения не имеют. Однако данные профессии являются неотъемлемой часть деятельности современного торгового предприятия. А сотрудники, занятые в них, обязательно должны проходить медицинское освидетельствование и иметь санитарные книжки.
Сложившаяся ситуация с использованием иностранных работников в сфере потребительского рынка и услуг - прежде всего результат действующей системы внешнего регулирования и контроля. Невозможно качественно проверить штат всех предприятий в сфере потребительского рынка и услуг даже таким органам, как Роспотребнадзор и ФМС.
- Есть ли выход из сложившейся ситуации?
- Министерством потребительского рынка и услуг проработан ряд предложений, реализация которых позволит сделать сферу потребительского рынка и услуг максимально прозрачной, отрезать схемы ухода от требований трудового и миграционного законодательства, а высвобождающиеся рабочие места на действительно достойных условиях предложить прежде всего жителям Московской области.
Необходимо, реализуя принцип приоритетного трудоустройства местных кадров, вернуться к нулевой квоте по безвизовым иностранным гражданам, привлекаемым в магазины продаж алкогольной продукции. Необходимо изменить сам принцип квотирования рабочих мест для мигрантов - т.е. не в разрезе ОКВД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), а в разрезе официального перечня профессий, который утверждается на уровне субъекта в зависимости от социальной и экономической потребности. Например, касательно торговли, ввести в квотирование перечень профессий, на которые распространить запрет привлечения мигрантов: продавцы продовольственных товаров, кассиры, весовщики, фасовщики в розничной торговле, обваловщики, жиловщики мяса и субпродуктов, засольщики мяса, кулинары изделий из рыбы и морепродуктов, кондитеры, бармены, буфетчики и т.д.
Во избежание угрозы жизни и здоровью населения Московской области необходимо проработать и расширить перечень профессий, которые непосредственно связаны с прямым контактом с продуктами питания. Обязательным требованием к подаваемым заявкам работодателей о потребности в привлечении иностранных работников должно быть строгое соответствие наименования должностей, профессий и специальностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников необходимо рассмотреть вопрос квотирования по профессиям во всех отраслях экономики. В связи с этим МВК необходимо проработать вопрос квотирования во всех отраслях экономики.
Необходимо ввести ограничения, а может быть, и запрет на выдачу квот организациям, зарегистрированным вне территории Московской области. Всего по области 17% рабочих мест выделены квоты организациям, зарегистрированным в Москве, а по розничной торговле 46% квотируемых мест - у московских организаций.
Сетевыми организациями, зарегистрированными на территории других субъектов, "выбираются" квоты по месту нахождения объектов торговли с целью трудоустройства мигрантов. На территории Московской области и Москвы работает большое количество торговых сетевых организаций, где трудоустроены безвизовые иностранцы. Однако вся налоговая база и добровольная отчетность, если таковая имеется, доступна лишь субъекту, на территории которого зарегистрирована сетевая торговая организация. В результате налоги "уходят" в субъект регистрации "сетевика", а все проблемы, связанные с проживанием мигрантов, а зачастую речь идет и о криминогенных проблемах, остаются в Подмосковье.
Необходимо обращать особое внимание при рассмотрении заявок работодателей на размер оплаты труда для привлекаемых мигрантов, который должен быть не ниже двух минимальных зарплат, установленных Московским областным трехсторонним соглашением между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2012-2014 годы. Этот вопрос следует рассмотреть совместно с Московской областной комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.