В 2008 году изменилась структура министерства природных ресурсов Калужской области, в него вошло областное управление лесами. Одной из наиболее актуальных задач в работе данного подразделения является профилактика лесных пожаров, количество которых заметно возросло в последнее время. О широком спектре природоохранной деятельности всего ведомства "Интерфаксу" рассказал министр природных ресурсов Калужской области Олег Разумовский.
Олег Олегович, в весенний период во многих регионах резко обостряется пожароопасная ситуация в лесах, как на данный момент вы оцениваете ситуацию в Калужской области?
В этом году весна затянулась, причем за последние две недели погода была сухая с высокими температурами, что создало непростую ситуацию в пожароопасном отношении. Основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор: неосторожное обращение граждан с огнем при посещении лесов, неконтролируемые сельхозпалы, выжигание сухой травы. По данной проблеме мы тесно работаем с лесничествами, лесхозами, противопожарной службой МЧС России по Калужской области, при необходимости привлекаем военнослужащих, правоохранительные и природоохранные органы. В области существует комиссия по чрезвычайным ситуациям под руководством заместителя губернатора Е.Л. Кенига.
По состоянию на начало мая в лесах Калужской области зарегистрирован 161 лесной пожар на площади 317,49 га, средняя площадь пожара составила 1,97 га. Все возникшие пожары были потушены в день возникновения, что позволило избежать крупных очагов возгорания. Но самое обидное, что на этих пожарах сгорело около 30 га посаженных сельхозкультур. Самая большая площадь пожара составила 25 гектаров, он произошел в Дзержинском районе.
Не секрет, что в наших лесах вдоль автомобильных дорог есть заваленные деревья, сухостой и выглядят они не очень ухоженно. Какие работы планируются министерством по благоустройству территорий лесов?
Значительная часть лесов, расположенных вдоль автомобильных дорог, состоит из деревьев мягколиственных пород, а они очень подвержены различным грибковым заболеваниям и гнили, что отражается на визуальном восприятии лесных массивов. Ежегодно проводится работа по очистке леса от захламленности. В 2009 году запланирована очистка на площади 286 га, расходы на выполнение этих работ тоже предусмотрены.
Есть ли положительные сдвиги в развитии лесной и деревообрабатывающей промышленности региона?
Несмотря на значительные запасы древесины, доля предприятий лесопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства области составляет 7,1%. Это низкий показатель. Такая ситуация возникла по нескольким причинам. Во-первых, существует зависимость отрасли от долгосрочных заемных ресурсов. Во-вторых, законодательные ограничения на проведение сплошных рубок в защитных лесах, исключающие из оборота значительные площади товарной древесины. В-третьих, по законодательству на арендаторов возлагаются серьезные обременения по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе строительству лесовозных дорог. В конечном итоге эти факторы приводят к нерентабельности выпускаемой продукции.
Калужская область выражает заинтересованность во включении лесопромышленного комплекса в перечень приоритетных отраслей, претендующих на государственную поддержку. С целью создания постоянных лесосырьевых баз для предприятий лесопромышленного комплекса области нами передано в аренду 37 % лесов области с объемом заготовки древесины только в 2009 году - 900 тысяч кубических метров, в том числе в рамках реализации двух приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов - 240 тысяч кубических метров. Эти проекты в Сухиничском и Мещовском районах пока находятся в начальной стадии реализации, и мы ждем от них хорошей отдачи в ближайшие годы.
В настоящее время на территории Калужской области создаются новые масштабные производства. Как осуществляется экологический контроль этих промышленных зон?
Начну с того, что значительное количество таких объектов отнесено действующим законодательством к объектам федерального государственного экологического контроля, который на территории Калужской области осуществляется территориальным Управлением Росприроднадзора. Нашими специалистами осуществляется постоянное взаимодействие с этой структурой и, в любом случае, мириться с нарушениями природоохранного законодательства на вновь создаваемых объектах, какими бы масштабными эти производства не были, мы не можем и не будем.
Что касается общей схемы организации экологического контроля таких территорий, то при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а именно о них идет речь, предусмотрено осуществление государственного экологического контроля в рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами исполнительной власти, в нашем случае - инспекцией государственного строительного надзора.
Актуально ли участие нашего региона в федеральной целевой программе "Чистая вода"?
Предлагаемый проект имеет стратегическое значение как для России, так и, безусловно, для Калужской области. Его реализация позволит обеспечить качественной питьевой водой, например, социальные учреждения региона при минимальных затратах благодаря новейшим разработкам российских ученых.
Кроме того, нами подготовлены предложения, направленные на развитие реформирования водного сектора Калужской области, которые предусматривают проведение работ на 13 объектах с общей суммой затрат более 74 миллионов рублей. Мероприятия направлены на обеспечение качественной подземной водой населения пос. Кудиново Малоярославецкого района, Обнинского промрайона, райцентров Хвастовичи, Ферзиково, Спас-Деменск, а также на предупреждение от истощения и загрязнения водоносных горизонтов.
Какая обстановка в сфере благоустройства территорий региона, решается ли вопрос с ликвидацией стихийных свалок в населенных пунктах области и, особенно, в областном центре?
Вопросы организации системы очистки территории, ликвидации стихийных свалок должны решаться органами местного самоуправления. Чистота, как, известно, удовольствие дорогое. Убыточные муниципальные предприятия, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, банкротства которых следуют одно за другим, - традиционные исполнители этих мероприятий в большинстве муниципальных образований области. Население, проживающее в частных домовладениях, зачастую остается один на один с предприятиями по вывозу мусора, заключение договоров на оказание этой услуги не контролируется, а отсюда возникает множество проблем. Любой овраг, любой закоулок незамедлительно превращаются в свалку. Для городских территорий это особенно характерно. Не менее остро стоит проблема с организацией сбора ТБО от дачных и гаражных кооперативов.
Что касается ответственности управляющих компаний за надлежащее содержание внутридворовых территорий, то чисто административными методами, без участия самих жителей многоквартирных домов здесь не справиться.
Наша практика применения областного законодательства в сфере благоустройства показывает, что только карательными методами проблему стихийных свалок не решить. Необходимы совместные усилия органов местного самоуправления, граждан, хозяйствующих субъектов. В текущем году нами планируется сделать упор на разъяснительную работу, в том числе используя СМИ, направленную на привлечение населения к решению проблем благоустройства и охраны окружающей среды.
Почему в Калужскую область до сих пор не привлечен инвестор по строительству мусороперерабатывающего завода, ведь область "зарастает" бытовым мусором?
Функцией министерства является координация взаимодействия инвесторов с муниципальными образованиями, однако окончательное решение вопроса о работе с конкретным инвестором, реализации инвестиционного проекта и строительстве объектов по переработке отходов остается за муниципальным образованием.
Стоимость завода по переработке отходов достаточно высока. Для обеспечения окупаемости инвестиций требуются значительные объемы поступающих на переработку отходов (от 150-200 тыс. тонн в год и выше). Такие объемы может обеспечить только город Калуга. Поэтому инвесторы часто предлагают расположить такой объект на территориях, граничащих с Московской областью, и ориентироваться на прием сырья из Москвы. Такие условия не совсем отвечают интересам Калужской области. В ближайшее время, надеюсь, нам удастся выработать решение, устаивающее все стороны: инвесторов, муниципальную и областную власть. В целом экологическая обстановка в регионе остается благоприятной, но для поддержания существующего природного баланса требуется объединить усилия власти и населения.