18 декабря Мособлдума приняла закон "О благоустройстве в Московской области", который устанавливает единые стандарты в этой сфере на территории всего региона. "Интерфакс" узнал у министра ЖКХ Подмосковья Евгения Хромушина, в чем важность данного документа и как его внедрение повлияет на облик городов и поселений Московской области.
- Документа подобного закону "О благоустройстве" в Подмосковье до настоящего времени не было. С чем связана необходимость его появления?
- Дело в том, что возможность утвердить такой документ появилась только в 2012 году. Соответствующая норма была заложена в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" после одного из заседаний государственного совета, где рассматривались вопросы благоустройства.
На какие цели направлен этот документ? На установку минимального обязательного уровня комфортности среды для всех жителей региона, независимо от того, в каком муниципальном образовании они проживают. Теперь руководство каждой территории, понимая имеющееся количество объектов благоустройства и региональные требования к ним, способно сформировать муниципальную программу. В случае, если у того или иного поселения не хватает собственных средств на ее реализацию, оно может получить помощь из областного бюджета.
Да, некоторые муниципалитеты и до принятия этого закона разрабатывали свои версии правил благоустройства. С ними можно познакомиться в интернете – это совершенно разные документы, объемом от одной до четырех страниц. То есть, раньше ни о каком едином системном подходе к этой работе говорить не приходилось. С принятием закона "О благоустройстве в Московской области" ситуация изменится.
- О каких единых требованиях идет речь?
- Начнем с того, что в этом документе впервые дана расшифровка понятия "дворовая территория", потому что это самый значимый для жителей объект благоустройства, с которым они сталкиваются ежедневно. Для него мы предусмотрели шесть обязательных элементов: освещение, парковочное пространство, контейнерная площадка для сбора мусора, озеленение, дорожная сеть и детские игровые площадки. Это тот минимум, который должен быть во всех дворах Московской области.
Понятно, что 1 января 2015 года, когда закон "О благоустройстве" вступит в силу, Подмосковье не изменится как по волшебству. Поэтому губернатор региона Андрей Воробьев поставил перед областными и местными властями задачу: ежегодно приводить к этому стандарту 10% дворов. Это поручение уже увязано с программой ремонта внутриквартальных дорог. Кроме того, мы обратили внимание глав муниципальных образований на необходимость согласовать с данными мероприятиями план работ коммунальных организаций, чтобы не складывалась парадоксальная ситуация: двор только приведен в порядок, приходят работники местного предприятия ЖКХ и поднимают весь асфальт для того, чтобы переложить трубу.
Вообще в законе дана точная схема действий в сфере благоустройства для руководства всех территорий Подмосковья: прописано, когда нужно начинать готовиться к лету, когда – к зиме, в какие сроки необходимо отыграть торги по муниципальным контрактам или заключить соглашения с организациями о предоставлении внебюджетных источников финансирования мероприятий. Это своего рода настольная книга для каждого главы.
- Вы сказали о том, что каждый год планируется приводить в порядок 10% подмосковных дворов. Логично, что такой масштабной работе должна предшествовать проверка состояния имеющихся объектов. Была ли проведена такая инвентаризация?
- Да, она только завершилась. И мы сейчас впервые понимаем, сколько в Московской области дворовых территорий и в каком они состоянии.
Итоги этой инвентаризации свидетельствуют о том, что в крупных городах Подмосковья ситуация более-менее благополучна. Например, практически везде выполняется федеральный норматив по детским площадкам. И, конечно, мы не будем в рамках реализации закона "О благоустройстве" заставлять местные власти переделывать то, что уже соответствует нашим требованиям. В этом случае администрация имеет возможность перераспределения средств в рамках муниципальной программы.
Однако 36% от общего числа дворов в Московской области находится в крайне плачевном состоянии. Их, по сути, даже дворовыми территориями назвать нельзя. Как правило, такие объекты располагаются в небольших городских и сельских поселениях. Привести эти объекты к стандарту, оговоренному в законе, - наша первоочередная задача.
Еще порядка 40% дворовых территорий нуждаются в точечном благоустройстве. Например, на детской площадке нет надлежащего освещения или очень далеко от жилых домов расположена контейнерная площадка. Все эти недостатки также необходимо устранить.
- По закону в каждом подмосковном дворе должны быть шесть элементов благоустройства. Ситуация с каким из них, по вашему мнению, является наиболее проблемной?
- Думаю, что с парковками. При организации стоянок необходимо не просто выполнить технические работы, но и договориться с местными жителями, а это непросто, поскольку всегда находятся те, кому машины во дворе мешают, и таких людей тоже можно понять.
С остальными элементами дело обстоит проще. Явных недостатков мощностей для обеспечения городского освещения нет, отсыпать тропинки или озеленить дворовую территорию – это стандартная практическая работа, которую всегда поддерживает население. Не вижу особых проблем и с детскими игровыми площадками. Единственным сложным моментом остается то, что жители всегда просят установить резиновое покрытие, но мы не можем сделать это во всех 100% случаев. Тут нужно признать: на каких-то площадках останется песок.
Что касается контейнеров для сбора мусора, то в жилой застройке ситуация с этими объектами вполне удовлетворительная. Госадмтехнадзор провел инвентаризацию, поэтому руководители на местах сегодня знают, где на подведомственной территории не хватает площадок для сбора ТБО. Необходимые для устранения этих недочетов средства также заложены в муниципальных программах. Так что, повторюсь, самым сложным вопросом остается организация парковочного пространства.
- В продолжение темы стоянок для автотранспорта: заложен ли в законе "О благоустройстве в Московской области" норматив, который определяет сколько парковочного места должно быть создано во дворах?
- Да, мы прописали в законе норматив аналогичный тому, что есть в СНиПе. Для чего это сделано? В каждой администрации есть сотрудник, который занимается планированием работ по благоустройству. Для грамотного исполнения обязанностей ему необходимо быть знакомым с огромным количеством специализированной литературы. Мы попытались облегчить жизнь этим специалистам, добавив в закон все нормативы СНиПов, касающиеся упомянутых 6 элементов благоустройства.
- Но ведь считается, что нормативы СНиПов, например, в части парковочного пространства, давно устарели…
- В этом отношении стоит различать понятия "благоустройство" и "градостроительное проектирование". Мы работаем в существующей застройке. Дай Бог, если сможем разъезженные участки придомовых территорий аккуратно заасфальтировать и сделать из них красивые парковочные места. В этом смысле нормативы СНиПа вполне применимы.
Создание парковочного пространства в разрезе градостроительного проектирования – это другой вопрос. Здесь, действительно, необходимо ужесточать нормы, требовать от застройщика использовать для создания автостоянок подземное пространство. И, насколько я знаю, сейчас готовится законопроект по внесению соответствующих изменений в Градостроительный кодекс.
- Давайте поговорим о еще одном обязательном элементе благоустройства – наличие контейнерных площадок для сбора ТБО. Вы говорили о том, что в жилой застройке их достаточно, но где-то ситуация обстоит иначе?
- Да, для Московской области актуальна проблема вывоза ТБО с территории садовых товариществ (СНТ). Многие дачники не довозят свой мусор до контейнеров, а выбрасывают его на обочинах трасс. Чтобы устранить эту проблему, по программе губернатора планируется установить ряд дополнительных площадок для сбора ТБО у СНТ и вдоль автомагистралей. Кроме того, мы включили в закон положение, согласно которому ответственность за состояние ведущей в СНТ дороги, в случае, если она не внесена в реестр автомобильных дорог, несет само садовое товарищество. Теперь за каждый оставленный на ее обочине пакет с мусором будет отвечать СНТ как юридическое лицо.
- А что насчет вывоза мусора с территории частных домовладений? В последние годы об этом говорят, как о достаточно серьезной проблеме.
- Закон "О благоустройстве в Московской области" обязывает всех собственников земельных участков соблюдать установленные этим документом правила, например, в сфере сбора и вывоза мусора. Это, в том числе, касается и коммерческих организаций, и частных домовладений. Но что это значит в практической плоскости?
Мы, конечно, можем собрать владельцев индивидуального жилья и предложить им собрать средства на установку контейнеров и заключение договоров на вывоз мусора. Но надо понимать, что в ряде случаев до населения достучаться не получится. Этот вариант развития событий мы уже обговорили с руководством муниципалитетов. Решили, что в этих обстоятельствах контейнеры будут установлены за счет местного бюджета, а всем членам частного жилого сектора просто предложат заключить договора. А вот если кто-то откажется, то попадет под административную ответственность. Штрафы достаточно высоки: для физических лиц до 10 тыс. руб. Поэтому мы думаем, что такая мотивация возымеет должный эффект.
При всем этом мы понимаем, что у владельцев частных домов, особенно в сельских поселениях, сложился определенный менталитет: многие из них годами закапывали или сжигали мусор прямо на своей территории. Но эту ситуацию все равно придется менять: нужно повышать уровень бытовой и экологической культуры.
- Раз уж мы заговорили об административных штрафах: будет ли их система меняться в связи с вступлением в силу закона "О благоустройстве в Московской области"?
- Конечно. Мы уже обсуждали, в том числе с депутатами, этот вопрос. В первом квартале следующего года планируется привести к единообразию с законом "О благоустройстве" ряд документов, в том числе закон о Госадмтехнадзоре.
- Какими станут дворы, согласно новому закону, стало понятно. А что касается других объектов – например, парков. В документе прописано, как они должны выглядеть?
- Как выглядеть – нет, поскольку это связано с архитектурным обликом городов и поселений. Это тоже важный аспект, но мы его пока не касались, сосредоточившись на показателях минимальной комфортности среды, обязательной для всех муниципалитетов. В дальнейшем, я надеюсь, закон будет дополняться, тогда мы можем вернуться к этому вопросу. Пока же в документе оговариваются минимальные требования к содержанию парков – безопасность, чистота и стандарт комфортности, то есть обязательное наличие лавочек и урн.
- Также этим законом предусматривается, что каждый муниципалитет должен иметь ряд документов, а именно трехлетний план благоустройства, правила благоустройства, генеральную схему санитарной очистки муниципального образования и схему уборки территории. Известно ли, сколько городов и поселений это требование уже выполнили?
- По последним подсчетам, около 68% муниципалитетов собрали необходимый пакет документов. Что касается качества, то по планам оно более-менее нормальное, по схемам – несколько хуже. Но с первого января у нас будут полномочия по рассмотрению и утверждению этих материалов, так что, я полагаю, мы сможем изменить ситуацию к лучшему.
- Закон "О благоустройстве" вступает в силу 1 января. Каких основных результатов в ходе его реализации в следующем году вы хотите добиться?
- Первое: к началу апреля должны быть установлены контейнерные площадки около СНТ и вдоль дорог. Кроме того, до 15 апреля необходимо заключить договора на вывоз мусора с этих объектов.
Второе: мы хотим начать в системном режиме проводить весенний и осенний месячники по благоустройству. Чтобы в определенные даты повсюду в Подмосковье мыли цоколя, подкрашивали фасады, отсыпали дорожки и так далее.
И, наконец, третье: мы хотим, чтобы все работы по благоустройству начинались с десятого мая и заканчивались первого октября. Чтобы жители, дав в коммунальные службы свои предложения по наведению порядка в феврале, после возвращения из летних отпусков могли принять работы. Привлечение общественности к участию в деле благоустройства – ключевой элемент политики подмосковных властей в этой сфере.