Центр / Эксклюзив 26 июля 2013 г. 15:50

Начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области К.Ляшкевич: "Дорожное строительство требует общественного обсуждения - ни один чиновник в кабинете не владеет ситуацией в городе лучше, чем люди, которые там живут"

Начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области К.Ляшкевич: "Дорожное строительство требует общественного обсуждения - ни один чиновник в кабинете не владеет ситуацией в городе лучше, чем люди, которые там живут"

О дорожной проблеме Московского региона знают, наверное, во всех уголках страны. По заявлению властей, транспортная ситуация в Московском регионе, с учетом плотности населения и застройки, - самая напряженная во всей России, она приближается к критической и требует кардинальных мер. По словам начальника главного управления дорожного хозяйства Московской области Константина Ляшкевича, создание муниципальных дорожных фондов, строительство путепроводов, хорд и ЦКАДА, - первоочередные решения, призванные разгрузить подмосковные дороги, сделать их организованнее и комфортнее для автомобилистов.

- Константин Васильевич, расскажите о программе строительства в регионе платных железнодорожных переездов. Когда и в каких городах они могут появиться? Какой может быть плата?

- Строительство путепроводов является для нас сегодня приоритетным направлением. В некоторых городах переезд открыт только 12 часов в сутки, и в самый час-пик с 6 до 10 утра переезд работает только 40 минут. В Московской области более 400 переездов, которые можно смело назвать головной болью для автомобилистов и железнодорожников. Никаких бюджетов на то, чтобы сделать все переезды разом, не хватит. По трехстороннему соглашению между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством и ОАО "РЖД", заключенному в 2006 году, было предусмотрено строительство 28 путепроводов до 2015 года включительно. Из них девять - на федеральных дорогах, которые, к слову сказать, ФДА активно проектировало и строило, и 19 - на дорогах областного значения. Из них построены два путепровода (в Котельниках и Жуковском) и на третьем - в Хлебниково (г.о. Долгопрудный) снова начались работы. Остались 16 проблемных переездов, которые мы планируем реконструировать до конца 2016 года. Они включены в проект "Свободный переезд", который реализуется в рамках губернаторской программы "Наше Подмосковье". Четыре объекта запланированы к сдаче в 2014 году, восемь в 2015, и четыре в 2016. Недавно получено положительное заключение экспертизы на строительство путепровода через железную дорогу у пл. Новодачная в городе Долгопрудный, а также через ж/д на 1 км автодороги "Ступино-Городище-Озеры" в г.Ступино и транспортной развязки автомобильной дороги пересечения разных уровней железнодорожных путей на 87-м км перегона Михнево-Жилево МЖД вблизи деревни Жилево. Остальные объекты проектируются, некоторые находятся на рассмотрении органов госэкспертизы. Так, идет работа над проектами строительства путепровода на 33 км Можайского шоссе, путепровода в Павловском Посаде, путепровода на 20 км Носовихинского шоссе, строительство "Западного обхода" Сергиева Посада. Сложности строительства заключаются в том, что почти все объекты находятся в пределах населенных пунктов, а это значит, что требуется освобождение застроенных территорий, снос строений, в том числе жилья, вынос коммуникаций.

В настоящее время идет актуализация трехстороннего соглашения, в рамках которого планируется построить еще 26 путепроводов. Преимущественно они расположены в районе до кольцевых магистралей (трассы А-107 и А-108). На следующем, третьем этапе, к ним добавится еще семь переездов.

Стоимость самого маленького путепровода составляет минимум 300 млн рублей. Главное управление дорожного хозяйства совместно с министерством инвестиций и инноваций рассматривает возможность привлечения частных инвесторов при строительстве путепроводов. В настоящее время мы готовим для инвесторов предложения на строительство 56 платных путепроводов, таких, например, как на 42 км железной дороги Москва-Ожерелье в городском округе Домодедово. Ориентировочная стоимость проезда для автомобилистов может составить 15-20 рублей. Для автобусов и спецтранспорта проезд будет бесплатным. Окупаемость путепровода составляет примерно 20 лет.

- Возможно ли, что платными станут и некоторые участки подмосковных трасс? Например, Рублевского шоссе. Если ли в этом необходимость?

- Рублево-Успенское шоссе является федеральной трассой. По территории области проходят платные трассы, но все они находятся также в ведении федерального центра. Это трасса Москва - Санкт-Петербург, автомагистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь", "Подъезд к аэропорту "Домодедово", ЦКАД. Мы отвечаем за областные дороги и пока речи о том, что какие-то участки будут платными, не идет.

- Сколько всего средств запланировано направить в текущем году на прокладку новых и ремонт старых дорог? Насколько это больше, чем в предыдущие годы?

- На строительство и реконструкцию запланировано потратить 35 млрд рублей. Из них 5,7 млрд рублей - на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. На ремонт дорог будут направлены средства территориального дорожного фонда.В 2013 году мы планируем отремонтировать более 1500 км дорог. Для сравнения – в прошлом году на ремонт дорог в области было потрачено 1,2 млрд рублей. За последние четыре года в Подмосковье отремонтировано всего 250 км дорог при нормативе в 1300 км в год. Протяженность автомобильных дорог в регионе составляет более 14 тысяч км, нормативным показателям соответствуют всего 20% автотрасс.

- Как обстоит дело со строительством хорд? Насколько они помогут области в решении дорожных проблем?

- Строительство хорд позволит решить проблемы взаимосвязи городов и районов Московской области, обеспечит перераспределение потоков транспорта с основных магистралей федеральной и региональной сетей, включая МКАД. В этом году началось проектирование пяти хордовых магистралей общей протяженностью 140 км и в этом же году планируем приступить к строительству дороги Лыткарино-Томилино - Красково-Железнодорожный (на участке Лыткарино-Красково), и, если успеем пройти органы госэкспертизы, начать строительство головного участка хорды Подольск – Домодедово – Раменское – ЦКАД. В следующем году построим еще две - Солнцево – Бутово – Видное (в пределах Московской области) и Бутово – Щербинка – Домодедово. Дополнительно из федерального бюджета на строительство в регионе хордовых автомобильных дорог и путепроводов выделено на этот год 5,8 млрд рублей.

- Расскажите о дорожном фонде Московской области, когда появятся муниципальные дорожные фонды? Что это даст самим муниципалам?

- Дорожный фонд Московской области был создан 1 января прошлого года. Средства в фонд поступают от акцизов на бензин, дизельное топливо, транспортного налога и из бюджетов различных уровней. На 2013 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области установлен в объеме 31,2 млрд рублей. В настоящее время из него муниципалитетам выделяются три вида субсидий: на ремонт улиц, на ремонт дворовых территорий и на строительство дорог.

В 2014 году, с появлением муниципальных дорожных фондов, два вида субсидий исчезнут, и деньги напрямую будут направляться в муниципалитеты, которые будут распоряжаться ими по своему усмотрению. Им будет направляться 10% сборов от акцизов на горючее. Появление муниципальных дорожных фондов станет стимулом для того, чтобы муниципальные дороги начали приводить в порядок. Очень важно обсудить программы ремонта с населением, - жители имеют право принимать участие в определении проблемных дорог в своем городе, определять приоритетность и очередность работ.

- Вы уже рассказали о проекте "Свободный переезд", в области реализуется еще четыре проекта в рамках губернаторской программы "Наше Подмосковье". В какие сроки они будут реализованы?

- В рамках проекта "Удобный поворот" совместно с общественными организациями мы определили наиболее проблемные перекрестки, где машины простаивают в пробках. Это происходит, в том числе, и из-за того, что транспорт, ожидающий возможности сделать поворот, занимает одну из двух полос движения. Для разрешения этой проблемы в 2013 году будут сданы 23 светофора, а в следующие два года - 76. Несколько светофоров уже сданы, еще 15 готовятся к сдаче в ближайшее время. Остальные светофоры, установка которых запланирована на текущий год, появятся на поворотах до конца августа. Стоимость объектов разная, в среднем - 1-1,5 млн рублей.

Проект "Дорога к храму" обеспечивает комфортный доступ прихожан к храмам и святым местам. К сожалению, к некоторым храмам, особенно в сельской местности, подъехать практически невозможно. От Московской Епархии поступила заявка на 130 таких объектов: 18 находятся на региональных дорогах, и планируем оборудовать подъезды к ним в текущем году; 112 находятся на муниципальных дорогах, их планируется обустроить в ближайшие годы. Протяженность дорог везде разная: от 300 метров до нескольких километров, поэтому и сроки выполнения, и стоимость работ по каждому объекту тоже различаются.

В рамках проекта "Наследие" на дорогах Подмосковья устанавливаются информационные щиты с указанием названия памятника истории и культуры. Основой таких знаков стали европейские образцы. Информация размещается на коричневом фоне и дублируется на русском и английском языках, а также сопровождается специальной пиктограммой, характеризующей объект культурного наследия.Всего в области установлено шесть новых дорожных знаков, в том числе пять на Симферопольском шоссе. До сентября планируется установить около 100 дорожных знаков.

Успешно реализуется еще с прошлого года проект "Безопасный переход". Это комплекс мероприятий по установке дорожных знаков на алмазной пленке со светодиодной индикацией, устройство искусственных дорожных неровностей и нанесение горизонтальной разметки, а также готовых форм на покрытия, дублирующие дорожные знаки. На пешеходных переходах вблизи школ и детских садов устанавливаются светофоры с мигающим желтым сигналом, а там, где нет электросетей, появляются светофоры на солнечных батареях. Средняя стоимость одного объекта – менее 1 млн рублей. В прошлом году было оборудовано 56 таких переходов, в 2013 году планируется сдать 81 объект. В настоящее время готовим предложения по увеличению количества объектов, реализуя поручения врио губернатора закончить проект в течение двух лет вместо трех. Цифры говорят сами за себя – эти меры привели к снижению аварийности в 15 раз. ГИБДД России очень высоко оценило результаты областного проекта и рекомендовало его к применению в других регионах страны.

- Расскажите про строительство ЦКАДА, на каком этапе находится реализация этого проекта?

- Прежде всего, отмечу, что это - федеральный объект. Заказчиком является Госкомпания "Автодор". Но Центральная кольцевая автомобильная дорога полностью проходит по территории Московской области и пересекает 18 муниципальных образований, в том числе 14 районов: Подольского, Наро-Фоминского, Рузского, Истринского, Клинского, Дмитровского, Солнечногорского, Пушкинского, Щелковского, Ногинского, Павлово-Посадского, Раменского, Воскресенского, Одинцовского и четыре городских округа: Домодедово, Черноголовка, Электросталь и Звенигород.

Сейчас ведется подготовка территории в рамках двух заключенных госконтрактов. С декабря 2012 года подготовительные работы начались на пусковом комплексе номер три (от М-11 "Москва - Санкт-Петербург до М-7 "Волга"), с апреля текущего года - на комплексе номер четыре (от М-7 "Волга" до М-4 "Дон"). Начало строительных работ запланировано на 2015 год. При этом первые пусковые участки этой дороги могут быть открыты уже в конце 2016 – начале 2017 года.

- Планируется ли вырубка леса при строительстве ЦКАДа, в каком количестве и на каких участках?

- Несомненно, такие работы предусмотрены. Точными цифрами владеет руководство госкомпании.

- А какова сегодня ситуация, связанная с вырубкой Цаговского леса при строительстве подъезда к городу Жуковский? Удалось ли найти понимание у населения по этому вопросу?

- Разрешение на вырубку леса давалось прежней администрацией. В прошлом году за все вырубленные деревья была выплачена компенсация в 171 миллион рублей. Вместо вырубленных деревьев планируются посадить новые. Никто не будет спорить с тем, что дороги в области строить надо. Но при этом надо еще и учитывать мнения жителей, в том числе, например, и о том, где посадить новые деревья за счет компенсационных выплат, где разбить новые парки. Мнение жителей Жуковского для нас очень важно. Наша позиция состоит в том, что дорожное строительство в обязательном порядке требует общественного обсуждения, - ни один чиновник в кабинете не владеет ситуацией в городе лучше, чем люди, которые там живут. И эти обсуждения должны проходить не один день, чтобы проектировщики успевали вносить изменения с учетом мнения населения. Такой формат обратной связи мы уже опробовали на примере оптимизации движения от Ильинского до Волоколамского шоссе. Жителям были предложены несколько вариантов проекта. К его разработке были подключены общественные организации, экспертный центр "Probok.net". Варианты были размещены в местных СМИ, на портале администрации Красногорского района. Сейчас утверждаем окончательный вариант проекта, который разработан с учетом мнения жителей и их замечаний.