С начала 2014 года сфера государственных и муниципальных закупок в России начала функционировать по новому федеральному закону N44. Одной из задач комитета по конкурентной политике, созданного в структуре правительства Московской области осенью прошлого года, стала подготовка региональных заказчиков к переходу на новую систему. Удалось ли это сделать? На этот и другие вопросы "Интерфаксу" ответил председатель комитета по конкурентной политике Максим Фомин.
- Максим Александрович, начнем с того, что губернатор Московской области Андрей Воробьев, объявляя о создании комитета по конкурентной политике в сентябре прошлого года, обозначил, что новая структура "будет контролировать сферу закупок". Но хотелось бы конкретизировать, какие именно цели стоят перед возглавляемым вами ведомством?
- В первую очередь, навести порядок в сфере размещения закупок. Важно их оптимизировать. Именно эффективность расходования бюджетных средств является одной из важнейших задач. При этом "эффективность" не всегда равна "экономии": если опираться только на "экономию", то мы не смогли бы строить современные детские сады и физкультурно-оздоровительные центры в рамках программы губернатора "Наше Подмосковье"; вовремя обеспечивать подмосковных жителей качественными и, зачастую, жизненно необходимыми лекарствами. И в самом широком смысле – получать товары и услуги высокого качества.
Таким образом, сочетая принцип бережливости и стремление к определенному уровню качества, мы должны добиться перехода закупок на качественно новый уровень. И важные шаги в этом направлении были сделаны еще в прошлом году. Образован комитет, как единый уполномоченный орган по контролю в сфере закупок. А само понятие "контроля" уже подразумевает целый многоуровневый комплекс мер, который и позволит Московской области эффективно осуществлять закупочную деятельность. Среди этого комплекса и мониторинг закупок, их централизация; использование заказчиками единых типовых форм, разработанных и утвержденных комитетом; единый порядок формирования цены, а также проверка обоснованности ее расчета специально созданным коллегиальным органом. И конечно, единая информационная система, где содержится весь объем информации по закупкам. Комитетом сделано все возможное с целью минимизации рисков возникновения трудностей при реализации нового закона. И это уже позволило добиться, на мой взгляд, достаточно ощутимых результатов, - экономия бюджета в 2013 году составила более 7 млрд рублей. Кроме того, усилилась конкуренция: среднее количество участников выросло с двух до четырех. Это говорит о том, что бизнес стал активнее, а малое и среднее предпринимательство, отдельные отрасли экономики получили новый импульс для развития. И от этого только выиграют все жители Подмосковья. Ведь наличие конкурентов стимулирует предложение более качественного товара или услуги по более низкой цене. Таким образом, экономятся бюджетные средства. И чем выше конкуренция, тем ощутимее будет экономия. А сэкономленные бюджетные средства - это дополнительные возможности для решения важнейших социальных вопросов региона.
- А если говорить в краткосрочной перспективе, какая задача стоит перед комитетом?
- Весь этот комплекс мер, о которых я ранее говорил, был применен на государственных заказчиках, то есть органах исполнительной власти Московской области, и показал себя эффективным. В данный момент губернатор дал поручение навести порядок в муниципальном заказе. Это непростая задача хотя бы по той причине, что государственных заказчиков у нас восемьсот, а муниципальных – шесть тысяч. Ситуацию усугубляет и то, что в муниципальном заказе имеет место недостаточная квалификация специалистов по закупкам и плохая техническая база: медленный интернет или его отсутствие, старые компьютеры, которые просто не соответствуют необходимым требованиям. Мы, конечно, стараемся помогать и не оставить ни одного муниципального заказчика без нашего внимания.
Все это ставит перед комитетом сложную, но амбициозную задачу - поднять муниципальный заказ на высокий профессиональный уровень.
- Все муниципальные заказчики начали работать в единой информационной системе Московской области?
- Большинство. В настоящий момент в систему не заведено порядка 3% от общего числа муниципальных заказчиков. Связано это, главным образом, с техническими причинами. Но в ближайшее время и этот вопрос будет решен.
- 1 января 2014 года в силу вступил федеральный закон N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Насколько оказалась готова к этому Московская область? В частности, не возникают ли трудности у муниципальных властей при внедрении новой системы?
- Условия размещения заказов изменились, поэтому работать в их рамках сейчас приходится и муниципальным, и государственным заказчикам. К тому же, речь идет не об одном нормативном акте, а о нескольких десятках: если раньше государственные бюджетные учреждения работали только по закону N94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", то теперь, в зависимости от происхождения денежных средств, эти структуры должны руководствоваться либо законом N44, либо законом N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Также судебные и контролирующие органы еще не выработали практику применения соответствующих нормативных актов.
Нельзя было позволить региону оказаться неготовым к таким изменениям. В этой связи комитет выступил с функцией организатора обучения и осуществил ряд мероприятий, направленных на разъяснение заказчикам новых норм. С ноября прошлого года было проведено семь семинаров, посвященных как применению закона N44, так и работе в региональной информационной системе. Идем мы и навстречу пожеланиям заказчиков с удаленных территорий, например, по просьбе властей Шатурского района мы провели занятие на их территории. Активно помогают в этой образовательной деятельности и наши партнеры: компания "РТС-тендер", которая объехала с разъяснениями, наверное, все подмосковные муниципальные образования.
Помимо того, мы помогаем заказчикам методически: комитетом разработаны и выложены в открытый доступ все новые типовые формы контактов и документации, в том числе и по новым способам закупок.
- Как федеральная контрактная система соотносится с единой информационной системой, созданной в Московской области?
- Разработка федеральной информационной системы, о которой говорится в законе N44, еще не завершена. Планируется, что данный ресурс объединит всю информацию: от планирования закупок до завершения контрактов. Мы, зная об этом еще в прошлом году, создали идентичную по структуре региональную систему. В ее рамках осуществляется мониторинг всего процесса закупки, контролируется исполнение контрактов.
Но на этом мы не собираемся останавливаться: в текущем году мы интегрируем этот ресурс с информационной системой государственных программ. Таким образом, мероприятия госпрограмм будут увязаны с конкретными планами закупок. Цепь замкнется, когда станет понятно, насколько успешно осуществляются данные мероприятия за счет реализации контрактов. Далее эту информационную структуру мы будем интегрировать с бюджетной системой, что позволит автоматически контролировать объем выделенного финансирования. Эти три ресурса в совокупности позволят анализировать все аспекты экономики Московской области.
- Позволяет ли федеральный закон N44 минимизировать ущерб от недобросовестных поставщиков?
- Стоит признать, что во время действия закона N94 возникало немало проблем, например, с демпингом цен при проведении аукционов. Закон N44 предлагает новые защитные механизмы. Теперь, если цена сильно снижается, можно потребовать сведения о субподрядчиках, дополнительное обеспечение контракта, в конце концов, обоснование для такого снижения. Все это позволит избежать ситуации, когда представитель организации, выигравшей на торгах, потом приходит к заказчику и говорит, что не может исполнить контракт за указанные деньги.
Закон N44 предусматривает и новые штрафные санкции за невыполненные работы, и даже возможность увеличения размера взысканий в отношении социально-значимых объектов. Также, остался реестр недобросовестных поставщиков.
- Было заявлено, что внедрение федеральной контрактной системы позволит установить общественный контроль над закупками. Отсюда возникает вопрос: каким образом рядовой граждан может взять на себя функции общественного наблюдателя в новых условиях?
- Начнем с того, что ряд возможностей для установления общественного контроля, предусмотренных федеральным законом N94, сохранились. Так, вся закупочная документация по-прежнему вывешивается на официальном сайте РФ в сети интернет zakupki.gov.ru. Кроме того, в обязательном порядке проводится общественное обсуждение крупных – от одного миллиарда рублей – закупок. Необходимая информация вывешивается в специализированном разделе на портале, и каждое заинтересованное лицо может высказать свое мнение по поводу ее обоснованности.
Федеральный закон N44, к тому же, предоставил субъектам право дополнительно понизить данную ценовую планку. Например, мы с коллегами сейчас прорабатываем вопрос о введении обязанности проведения общественного обсуждения закупок от 500 млн рублей. Возможно, Московская область пойдет по этому пути.
- Но ведь общественное обсуждение закупок может доставить ряд проблем заказчикам, которые и раньше жаловались на затянутость процедуры торгов…
- Закон, помимо того, что дает заказчикам права, накладывает на них и обязательства, которые можно выполнить путем грамотного планирования. Заказчик должен понимать, какое время занимает подготовка документов, проведение общественного обсуждения, процедура торгов, и в соответствии с этим выстраивать свою работу.
- В идеале, конечно, да, но…
- Здесь нет "но". На самом деле, в этой последовательности действий нет ничего сложного. В настоящее время мы имеем на руках государственные программы, рассчитанные на несколько лет, понимаем, какие мероприятия будут осуществляться в их рамках, и даже знаем примерный объем денежных средств, который будет выделяться. Что еще нужно? Вот реальный пример: губернатор недавно озвучил перспективы развития на 2014 год, среди поставленных задач – строительство физкультурно-оздоровительных центров. И мы уже рассмотрели этот вопрос на заседании межведомственной комиссии, а значит, в скором времени состоится публикация конкурсной документации. Сделав эту работу в самом начале года, мы обеспечиваем выполнение обозначенной цели. Профессиональные заказчики прекрасно понимают, что успех кроется в планировании.
- То есть мы с вами пришли к вопросу о профессиональной подготовке кадров.
- Да. И недаром в федеральном законе N44 делается такой большой акцент на необходимости создания контрактных служб и контрактных управляющих. Пришло время признать, что специалисты, которые занимаются закупками в государственных ли службах, в коммерческих ли организациях, сформировали новую профессию. Некоторые институты даже начали создавать отдельные программы по этому направлению.
- Планирует ли комитет по конкурентной политике осуществить еще какие-либо мероприятия по повышению прозрачности сферы закупок?
- Мы собираемся создать единый региональный портал торгов. Речь идет не только о закупках, в Подмосковье проводится достаточно большое количество торгов, предусмотренных земельным, градостроительным, рекламным законодательством. Их общее число – более десяти видов.
В планах комитета создать "единую точку входа" для потенциальных участников разного рода торгов. В рамках этого ресурса будут работать механизмы обратной связи: форум и площадка для общественного обсуждения.
Естественно, мы увяжем этот портал с региональной информационной системой и федеральными сайтами zakupki.gov.ru и torgi.gov.ru.
- Когда портал заработает?
- Положительное решение о его создании руководство уже приняло. Сейчас идет техническая проработка вопроса. Полагаю, что к середине этого года портал увидит свет.
- До образования комитета по конкурентной политике Московской области в региональном правительстве работала межведомственная комиссия, задача которой состояла в оценке обоснованности той или иной закупки. Действует ли эта структура на сегодняшний день?
- Да, и она уже доказала свою эффективность. По итогам работы комиссии за прошлый год было сэкономлено более двух миллиардов рублей. Приведу лишь один небольшой пример: некоторое время назад мы рассматривали заявку на приобретение семи пожарных машин. Путем проработки предложений членов комиссии, нам удалось оптимизировать расходы и купить не семь, а десять автомобилей! А ведь каждая пожарная машина – это спасенные жизни.
Напомню, что эта межведомственная комиссия, которую возглавляет вице-губернатор Ильдар Габдрахманов, рассматривает закупки на сумму от 50 млн рублей. В свою очередь, обоснованность закупок на сумму свыше 500 млн рублей оценивает непосредственно губернатор Андрей Воробьев.
Кроме того, уже начала свою работу аналогичная комиссия, которая будет взаимодействовать с муниципальными заказчиками. Её деятельность организует наш комитет. В состав этой структуры вошли представители региональных министерств финансов и экономики, контролирующих органов, местных администраций. Рассматриваются закупки на сумму от 30 млн рублей.
На сегодняшний момент есть все основания полагать, что комиссии такого рода позволяют не только выявить нарушения и недочеты, но и оптимизировать процесс расходования бюджетных средств.