Центр / Эксклюзив 16 июля 2014 г. 19:43

Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов: "Одним из важных итогов весенней сессии стала работа над совершенствованием системы местного самоуправления"

Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов: "Одним из важных итогов весенней сессии стала работа над совершенствованием системы местного самоуправления"

На минувшей неделе завершилась весенняя сессия Московской областной думы. О том, какие ключевые законодательные инициативы были реализованы депутатами за указанный срок, "Интерфакс" поговорил с председателем представительного органа Игорем Брынцаловым.

- Расскажите, пожалуйста, о количественных результатах весенней сессии Мособлдумы.

- В 2014 году было проведено 23 заседания, в том числе – одно выездное в Дмитровском районе. Нами было рассмотрено более 500 вопросов, принято почти 600 постановлений и решений, а также более 90 законов Московской области, 76 из которых уже подписаны губернатором региона Андреем Воробьевым. Как видите, с начала года проделана большая работа.

- Число принятых Думой законов, постановлений и решений растет от сессии к сессии?

- Нет, объем работ примерно одинаков. Заседания традиционно проходят в еженедельном режиме, в ходе которых депутаты рассматривают определенное количество вопросов.

Как формируется повестка дня? Работа представительного органа строится в соответствии с задачами, которые ставят президент Российской Федерации, губернатор и правительство Московской области. Кроме того, в повестке отражаются результаты работы думских комитетов и наказы избирателей. При этом особое внимание уделяется социальной сфере. Данный приоритет обозначен как в майских указах президента, так и в губернаторском обращении к жителям "Наше Подмосковье. Идеология лидерства". В связи с этим мы, например, приняли решение о двукратном повышении заработных плат работников образования и здравоохранения – в мае и в сентябре. Причем такая схема действует уже второй год подряд.

- Какими, по Вашему мнению, стали главные итоги работы Мособлдумы в весеннюю сессию?

- Прежде всего, стоит упомянуть нашу работу в рамках принятия федерального закона N136 о сроках полномочий представительных органов, порядке избрания глав и перераспределении вопросов местного значения между разными уровнями власти. На первом этапе мы в своей законотворческой деятельности затронули те муниципальные образования, где ожидаются выборы в единый день голосования 14 сентября. Что касается остальных территорий, вопросы по ним будут уточнены в течение полугода.

То же самое касается передачи полномочий с муниципального на региональный уровень. На последнем заседании Мособлдумы мы приняли два соответствующих закона. Перераспределение затронуло вопросы местного значения сразу в нескольких сферах, среди которых: строительство, земельные отношения, жилищно-коммунальное хозяйство, переработка и утилизация мусора, реклама, торговля. Хочу подчеркнуть: мы не говорим о том, что все полномочия в этих областях уйдут к региональным властям. Везде будет реализовываться принцип "двух ключей", то есть решения обязательно станут приниматься с учетом мнения органов местного самоуправления. При этом начнет выстраиваться единая региональная политика в указанных ключевых направлениях деятельности.

Возьмем, например, сферу утилизации и переработки мусора. На сегодняшний день в Подмосковье захоранивается порядка 10 млн. тонн отходов, при этом более половины из данного объема – отходы Москвы. Это больше 20% всего мусора России! В одиночку муниципальные власти не могут справиться с этой проблемой, в результате возникают серьезные экологические сложности – отходы сбрасываются в заброшенные карьеры, старые полигоны продолжают действовать, несмотря на то, что уже превысили допустимый объем, и так далее. Навести порядок в этой сфере можно лишь путем определения «правил игры» для инвесторов. Тогда они придут на рынок и начнут реализовывать современные проекты по утилизации мусора, которые не будут наносить ущерб экологии нашего региона. Поэтому мы передали соответствующие полномочия на региональный уровень.

Другой пример – вопрос с неразграниченными землями. В Московской области не определены границы участков общей площадью порядка 500 тыс. гектар - это 20% всего регионального земельного фонда. Эта земля не работает: с нее не собираются налоги, она бесполезна для инвесторов. Соответственно, принято решение, что полномочия в этой сфере будут совместно реализовывать региональные и муниципальные власти. Планируется применять дифференцированный подход: если органы местного самоуправления будут справляться с такой работой, данный вопрос останется за ними, в противном случае он будет передан в ведение правительства Московской области.

Вообще, земельная тема занимает важное место в деятельности Мособлдумы. Мы ей занимались в весенней сессии и продолжим эту работу в дальнейшем, поскольку перед нами стоит серьезная задача – вовлечь в оборот не используемые по назначению сельскохозяйственные земли – примерно 750 тыс. гектар. В прошлом году в Подмосковье по назначению стало использоваться около 50 тыс. гектар, в этом году планируется ввести в оборот до 100 тысяч гектар угодий.

Следующая сфера, в которой обсуждается перераспределение полномочий, – торговля. Вы знаете, что была проделана большая работа по приведению подмосковных рынков в соответствие с требованиями федерального законодательства. В план организации розничных рынков на территории Московской области включено 438 объекта, определена структура их расположения на территории каждого муниципального образования. Теперь мы взялись за более мелкий уровень торговли: речь идет о так называемых ларьках и киосках. Необходимо определить стандарты и схему размещения таких объектов. Этим, опять же, будут совместно заниматься региональные и муниципальные власти.

Особо важное место занимают вопросы ЖКХ. Здесь принцип "двух ключей" будет применяться при разработке и согласовании схем тепло-, водоснабжения и водоотведения муниципальных образований. На сегодняшний день только 20% территорий приняли схемы водоснабжения. Между тем, именно эти документы позволяют привлекать к модернизации коммунальной инфраструктуры инвесторов. Поэтому и было принято решение о перераспределении полномочий в данной сфере.

Я так подробно останавливаюсь на данной теме, потому что у многих нет понимания, зачем передавать обязательства с одного уровня власти на другой. Мы же подключаем региональные силы к тем вопросам, исполнение которых муниципалами вызывает жалобы жителей. При этом речь не идет о вводе режима "ручного" управления: по мере того, как ситуация в той или иной сфере начнет выправляться, полномочия будут возвращаться на места. Такой механизм заложен в принятых нами законах.

- Если резюмировать, можно ли сказать, что мероприятия по передаче полномочий имеют своей целью создание региональных стандартов в перечисленных Вами сферах?

- Да, мы говорим о том, что необходимо переходить на общие управленческие принципы, которые позволят добиться улучшения качества жизни по всем ключевым направлениям. Мособлдума, как представительный орган, старается обеспечить такой подход законодательно. Это, конечно, проявляется не только в работе над механизмом передачи полномочий. Если, например, вернуться к теме ЖКХ, то мы уже, в принципе, подготовились к процессу лицензирования управляющих жилищным фондом компаний – он будет запущен осенью. Напомню, что эта серьезная работа будет проводиться с первого сентября по первое мая. После на рынке должны остаться только лицензированные организации. Без сомнения, это важный шаг, и для того, чтобы его сделать, необходимо серьезно поработать для недопущения появления мошенников и роста долгов за энергоресурсы, которые, к сожалению, у нас образовались в прошлые годы из-за деятельности недобросовестных управляющих компаний. Есть ряд муниципальных образований, где эта проблема стоит особенно остро – Сергиево-Посадский, Солнечногорский, Каширский районы. Плюс военные городки, где фондом управляет предприятие Министерства обороны РФ "Славянка". От сложностей этих населенных пунктов подмосковные власти тоже не могут абстрагироваться, ведь, несмотря на федеральный статус, там проживают наши граждане, которые зачастую не понимают, почему в соседнем городе и в ЖКХ порядок, и социальные услуги оказываются не в пример лучше. Самое главное, что сейчас у нас очень хорошее взаимодействие с Минобороны РФ.

Я говорю сейчас обо всем спектре проблематики, с которой Мособлдума работает совместно с правительством Московской области. В последнее время особенно много внимания уделяется вопросам сельского хозяйства. Это закономерно, регион должен производить продукты для внутреннего потребления в полном объеме, а перед Подмосковьем еще стоит задача обеспечить столицу. Мы и сейчас занимаем достаточно неплохие позиции в рейтингах по аграрному производству: входим в десятку лучших в стране, занимаем первые места в Центральном Федеральном округе. Но, если сравнивать эти результаты с советскими показателями, то становится понятно, что Подмосковью еще есть куда стремиться. Поэтому нам необходимо добиться значительного увеличения объемов производства молока, мяса, плодоовощной и зерновой продукции. Нужно также развивать переработку, чтобы остаточная стоимость произведенных товаров оставалась на территории Московской области.

Для реализации всех этих задач нужны новые инвесторы. Как их привлечь? В эту сессию мы приняли блок законов по поддержке инвесторов. Эти документы дают различные налоговые льготы в зависимости от суммы вложений в подмосковную экономику. Предусмотрены и преференции существующим предприятиям, которые проводят модернизацию, инвестируют в свое производство.

Перед подмосковными властями стоит цель – каждый год увеличивать инвестиции в производство на 20-30%. В 2014 году данный показатель должен превысить планку в 500 млрд руб. Тем не менее, самые крупные вложения сегодня по-прежнему делаются в строительство жилых площадей. Здесь наша задача – следить за качеством возводимых строений. Стандарты жизни в Подмосковье должны выйти на новый качественный уровень.

- Расскажите о планах на осеннюю сессию Мособлдумы.

- До первого ноября нам необходимо сформировать законодательную базу для функционирования обновленной системы местного самоуправления. Во-первых, необходимо снять оставшиеся вопросы по формированию органов муниципальной власти в ряде территорий. Во-вторых, нужно окончательно распределить полномочия между региональным, районным и поселенческим уровнями. Вы знаете, что, согласно федеральному закону, за сельскими поселениями оставлено только 13 полномочий. Но некоторые поселения Московской области способны исполнять и большее число обязательств – для этого у них есть необходимые финансы и ресурсы. Поэтому здесь необходим дифференцированный подход.

Также предстоит серьезная работа над проектом закона о стратегическом планировании социально-экономического развития региона. Соответствующий федеральный закон был совсем недавно принят Государственной думой РФ. Это важный документ, и подходить к его созданию необходимо особенно тщательно.

Будет также проводиться мониторинг правоприменения целого ряда областных законов. В том числе мы проконтролируем, как выделяются земельные участки многодетным семьям. Это актуальная проблема: во-первых, в Подмосковье все еще существуют семьи-очередники, во-вторых, есть определенные сложности с подводом коммуникаций к уже предоставленным участкам.

- Сообщалось, что в Московской области может быть создан единый стандарт благоустройства. Работа над ним входит в ближайшие планы думы?

- Да, мы занимаемся данным вопросом. Однако создание такого документа требует корректировки ряда федеральных законов. Возможность этого уже обсуждалась с нашими коллегами из Госдумы, они готовы поддержать такую инициативу. Необходимость создания данного единого стандарта назрела, он существует во всех развитых странах.

К тому же в Московской области уже есть опыт разработки и принятия единых стандартов в сфере высотного строительства. Теперь максимальная этажность четко определяется в зависимости от плотности населения в том или ином населенном пункте. В таком направлении мы планируем работать и в дальнейшем.

- В середине мая было объявлено, что при Мособлдуме будет создан экспертный совет. Расскажите о том, как идет реализация этой инициативы.

- Экспертный совет был создан в конце июня. В его состав вошел 61 человек, по предложению всех фракций и ключевых комитетов думы к этой работе были привлечены представители общественных организаций, научных кругов, специалисты в различных отраслях жизнедеятельности, бывшие депутаты и главы муниципальных образований. В общем, все те, кто может генерировать идеи и грамотно отражать их в законопроектах.

Замечу, что экспертный совет работает на общественных началах. Повестку дня для него будет формировать президиум, который насчитывает 15 человек. Подобные структуры уже созданы при ряде законодательных органов, и эти экспертные советы зарекомендовали себя как хорошее подспорье в работе парламентариев.