Рыбинский муниципальный совет первого созыва в 2010 году завершает свою работу. О результатах и основных итогах четырехлетней работы в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель муниципального совета Эдуард Литовский.
Эдуард Борисович, какие проблемы в первую очередь пришлось решать муниципальному совету в начале своей работы?
В первую очередь депутаты направили свои усилия на решение проблем благоустройства города. Совет принял программу, которая получила в народе название "Депутатский миллион". Суть ее в том, что в год на каждый округ выделяется не менее 1 млн рублей на благоустройство дворовых территорий. Понятно каждому, что в городе должны быть нормальное освещение и нормальные дороги, с которых летом должен убираться мусор, а зимой снег. Конечно, за этот период сделано не мало, но, тем не менее, простой подсчет подсказывает, что нужно еще лет двадцать, чтобы отремонтировать все дворы. Очевидно, что к концу, да даже к середине этого срока, в определенном ремонте будут нуждаться те дворы, которые были благоустроены в его начале. Этот пример наглядно демонстрирует порочность принципа: каждый год понемногу. Делать нужно совершенно иными темпами. Но для этого и для решения других проблем необходимо было найти источник доходов. Источник в первую очередь находится в голове.
Мы в короткие сроки разобрались в ситуации с арендой муниципальных помещений и выяснили, что в городе существует класс арендаторов, источником существования которых является разница между ничтожной муниципальной и высокой рыночной ставкой арендной платы. Решение по этой проблеме было принято еще в 2006 году. Совет увеличил муниципальные ставки арендной платы, довел их до рыночных значений и контролирует их ежегодную индексацию. Идем дальше. Муниципальные предприятия ничего не отчисляли в бюджет, а лишь выкачивали из городской казны подачки, они были не в состоянии даже прокормить сами себя. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. МУПы отчисляют в бюджет реальные деньги. Их деятельность находится под нашим неусыпным контролем. Контрольно-счетная палата по решению совета и по моим личным поручениям провела десятки проверок, вскрыла сотни злоупотреблений, мы подняли целый пласт неэффективно расходуемых средств и в десятках случаев, исправив ситуацию, получили дополнительные доходы бюджета.
Кроме того, мы приняли решение, чтобы доходы от предпринимательской деятельности муниципальных учреждений направлялись на оплату коммунальных услуг, а не только на зарплату, как это было прежде. Это означает, что доход от платных услуг МУПов работает не только на них, но и на всех жителей города. В целом, можно смело сказать, что в результате работы удалось найти и внедрить принципиально новые подходы к поиску дополнительных источников доходов бюджета и к сокращению неэффективных расходов.
Какие еще источники можно использовать для пополнения казны города?
По моему глубокому убеждению, таким источником станет приватизация муниципального имущества. Довести продажу до миллиарда в год. Вот задача, которую ставит глава города, и которую всецело поддержал совет. Этот вопрос был поднят еще три года назад. В конце 2007 года при обсуждении бюджета на предстоящий год было предложено увеличить план приватизации с 45 до 283 объектов. Однако, это мягко сказать, вызвало шок. Многие стали говорить: "сейчас все распродадим и лишимся всего, в том числе и дохода от арендной платы". Это поверхностное суждение. Тот, кто так говорит, слабо разбирается в экономике и в налоговой системе. Во-первых, собственник с момента приобретения начинает отчислять в казну налог на имущество, который в ряде случаев не ниже арендной платы. Во-вторых, используя деньги, вырученные от продажи, мы сможем достигнуть коренного изменения качества жизни рыбинцев. Это также позволит привести город в порядок и решить вопрос привлечения инвестиций на территорию города. В необустроенный и депрессивный город инвестор не пойдет никогда. Он пойдет на территорию развитую, цивилизованную, а инвестиции – это новые рабочие места и налоговые поступления. Это новый импульс развития города. Город так и будет развиваться по спирали. Новые инвестиции – новое развитие. И так далее. Но в начале этой спирали должен быть первый виток, которым и является кардинальное увеличение объемов приватизации муниципального имущества.
Три года назад эта идея многим казалась абсурдной, и только сейчас с администрацией города удалось найти взаимопонимание по этому вопросу. В лице главы Рыбинска Юрия Ласточкина мы нашли единомышленника. План приватизации на 2010 год увеличен, в него вошли почти 200 объектов. Я всегда утверждал, что продажа муниципального имущества это не самоцель, а дополнительный источник привлечения средств на развитие инфраструктуры, реконструкцию жилья, строительство дорог.
В прошлом году муниципальные образования, в том числе и Рыбинск, столкнулись с проблемой нехватки бюджетных средств из-за плохой наполняемости доходной части. Как известно, депутатам муниципального совета пришлось дважды секвестрировать бюджет. Насколько секвестр был необходим и каковы перспективы на 2010 год?
Секвестр это следствие непростой экономической ситуации. Секвестр надо было делать обязательно, причем еще жестче. Кредиторская задолженность к концу года составляла под 200 миллионов рублей. С этим долгом мы перешли в 2010 год. Подрядчики могут взыскать ее через суд и под угрозой окажутся защищенные статьи. Кроме того, размер дотаций из областного бюджета обратно пропорционален размеру кредиторской задолженности. Чем больше долгов у нашего бюджета, тем меньше дадут из области. В текущем году, я уверен, эта ситуация не повторится, так как доходная часть увеличится, благодаря привлечению всех резервов, а главные резервы – это земля и недвижимость.
Не повлияла ли ситуация, сложившая в 2009 году, на принятие решений, направленных на развитие города?
Могу смело сказать – нет, не повлияла. Главное, что удалось сделать - принять генеральный план города. Его ждали 10 лет. Значимость этого документа трудно переоценить. Это платформа, база развития города, без него согласно закону строить вообще нельзя. Кроме того, это сведение к минимуму возможного волюнтаризма, коррупционности при принятии чиновниками решения о выделении тех или иных участков земли для того или иного строительства. На генплане все указано, где что должно стоять – где жилой дом, где магазин, где детский сад – у чиновника не остается пространства для маневра.
Важное решение, которым я горжусь: решение отдавать в аренду невостребованные ветхие здания почти даром – по рублю за метр. На их содержании город нес убытки, здания ветшали, а новый подход позволил пристроить их в хозяйские руки. И хотя арендатор будет платить символическую арендную плату, он будет улучшать здание, вкладывать средства в ремонт, платить за отопление и т.п. Идея "рублевого" проекта оправдала себя полностью.
Также мы сохранили на уровне прошлого года коэффициент К2 единого налога на вмененный доход. Но это заслуга областного руководства, которое компенсировало нам в полном объеме выпадающие доходы. Тем не менее, для сохранения малого бизнеса это значимо.
Каковы основные достижения четырехлетней работы муниципального совета?
Думаю, пройдет время, и эти четыре года будут оценены как новая эпоха в работе представительного органа. И не только потому, что мы заложили нормативную базу нового муниципального образования – городского округа город Рыбинск (я имею в виду устав, целевые программы, генплан и многое другое). Этот совет стал совершенно иным по персональному составу, в нем работают люди компетентные, высокообразованные, состоявшиеся. Нам удалось выстроить совершенно иную систему взаимоотношений с исполнительной властью, основанную на консолидации и сотрудничестве. Нам удалось удержать ситуацию, не допустить политического коллапса, дестабилизации обстановки в период перманентной смены глав. И еще: наша работа в очередной раз доказывает - нет безвыходных ситуаций, любой кризис можно рассматривать как шанс на новое развитие, а из любого минуса можно наломать палочек и сделать много плюсов.
Подготовила Татьяна Емельянова