Центр / Эксклюзив 20 ноября 2013 г. 13:01

Председатель Воронежской облдумы В.Ключников: "Действия управляющих организаций и поставщиков ресурсов должны быть открыты и понятны населению"

Председатель Воронежской облдумы В.Ключников: "Действия управляющих организаций и поставщиков ресурсов должны быть открыты и понятны населению"

Одним из основных вопросов осенней сессии в Воронежской областной думе стала жилищно-коммунальная политика. О проблемах реализации федеральных нормативов в этой сфере, законодательных решениях и прогнозах на 2014 год "Интерфаксу" рассказал спикер регионального парламента Владимир Ключников.

- Владимир Иванович, с чем связано такое внимание облдумы к жилищно-коммунальному хозяйству этой осенью?

- Во-первых, меняется федеральное, а вслед за ним и региональное законодательство. Во-вторых, мы сами вынуждены выступать инициаторами законодательного регулирования, чтобы решать вопросы, накапливающиеся на местах при реализации новых норм ЖКП, спущенных нам федеральным центром. Мы получаем сотни жалоб и обращений граждан, связанных с качеством работы управляющих компаний, вопросами по начислению платы за тот или иной вид коммунальных услуг, регулированием отношений с поставщиками. К сожалению, далеко не всегда на региональном уровне мы можем найти рычаги для решения этих вопросов.

Но предпринимать меры необходимо. Общество не может все время находиться в «точке кипения», которой сегодня стала жилищно-коммунальная сфера. 70% жалоб и обращений граждан в органы власти связаны именно с ЖКХ.

- Какие именно проблемы Вы будете пытаться решить через федеральный центр?

- Во-первых, это правила распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН). Согласно постановлению правительства РФ № 354, если в доме есть общедомовой прибор учета (ОПУ), то плата за коммунальные услуги на ОДН не может быть больше, чем в случае, если бы в доме не было ОПУ. Но по целому ряду причин реальное ОДН оказывается существенно больше нормативного. На это, например, влияют жильцы-неплательщики, собственники, платящие по нормативу по числу прописанных, но с реально проживающим большим числом граждан, или лица, допускающие незаконные манипуляции с квартирными приборами учета, и т.д. При этом федеральные нормы не поясняют, на кого ляжет разница между реальным потреблением ресурса в доме и собранными с жильцов средствами. Если возложить их на управляющую организацию, то через несколько месяцев такой работы она обанкротится. Аналогично и поставщик ресурсов, если никто не компенсирует ему разницу. Мы приняли решение инициировать пересмотр данного пункта правил правительства РФ с тем, чтобы не допустить массового банкротства управляющих организаций и поставщиков ресурса.

Кроме этого, представитель областной думы в Совете Федерации Сергей Лукин, передаст еще ряд наших инициатив, среди них - введение административной ответственности должностных лиц ТСЖ за нарушение стандарта раскрытия информации о деятельности управляющей организации; передача должностным лицам, осуществляющим муниципальный жилищный контроль, полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях; об изменении условий проведения конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и ряд других.

В правительстве РФ, в Госдуме и Совете Федерации прекрасно понимают, что именно на уровне муниципалитетов и регионов «обкатываются» законы и люди сталкиваются с проблемами при их реализации. Поэтому логично, что с мест будут поступать предложения по необходимой корректировке.

- Назовите самое главное, на ваш взгляд, что необходимо сделать для наведения порядка в сфере ЖКХ?

- Первое – это принять законы, которые не позволяют трактовать их двояко. Четко разграничить полномочия и обязанности всех сторон в ЖКХ. При этом любые действия управляющих организаций и поставщиков ресурсов должны быть открыты для населения и понятны ему. Люди должны видеть: сколько они платят, за что, куда пошли эти деньги. Надо исключить саму возможность нецелевого использования средств жильцов и жестко наказывать тех, кто подобное себе позволяет.

Пока мы постоянно говорим населению: «Платите!» Но далеко не всегда создаем условия, которые бы людей к этому стимулировали. Нельзя просто взять и повысить плату за обслуживание жилья в 3-4 раза. Надо, чтобы жильцы увидели: за прежнюю сумму платежа было вот так, а за новую – так. И если новый объем и качество услуг людям понравятся, тогда повышение тарифов будет обосновано.

- Правительство РФ предложило ввести лицензирование для управляющих компаний в сфере ЖКХ. Считаете это действенной мерой?

- Возьмем одну из самых острых ситуаций – двойные квитанции за ЖКУ. Пока между двумя УК идут длительные судебные процессы, жильцы оказываются в подвешенном состоянии. При этом ни правоохранительные органы, ни органы власти не имеют права вмешаться в спор хозяйствующих субъектов. Даже если мы хорошо понимаем, кто из этих двух организаций намерен реально работать, а кто постарается вывести часть платежей жильцов, обанкротить компанию и исчезнуть.

Предполагалось, что управляющие организации будут контролироваться через саморегулируемые организации (СРО). Но практика показала, вместо взаимного контроля мы получили нечто, больше напоминающее сговор хозяйствующих субъектов. Достаточно вспомнить ситуацию с нашей коммунальной палатой, закончившуюся уголовными делами и обвинениями в мошенничестве на сотни миллионов рублей. Да, звучали предложения кардинально изменить правила саморегулирования. Например, создавать СРО не менее чем из 100 компаний, каждая из которых вносила бы в страховой фонд по 1 млн руб. Но подобные взносы просто неподъемны для бизнеса в коммунальной сфере, большие деньги пока идут в него медленно.

Поэтому в наших реалиях лицензирование – самый разумный и грамотный выход. Государство вернет себе часть контроля за рынком ЖКХ, я считаю, это неплохо.

- Еще одно нововведение федерального центра – обязательный ежемесячный сбор по строке «капитальный ремонт». Что предлагается? И застрахованы ли в этот раз граждане от риска, прособирав деньги все эти годы, остаться без капремонта, как это уже было в 1990-е годы?

- Это инициатива федерального правительства – по созданию Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Его смысл в накоплении денежных средств для проведения капремонта отдельно для каждого многоквартирного дома при участии в софинансировании бюджетов различных уровней.

В наших квитанциях появится новая строка. Точная сумма еще не просчитана, но ориентировочно речь идет о 6 рублях за 1 кв.метр. Собираемые средства будут аккумулироваться Фондом, если домом управляет УК или в нем непосредственное управление, либо на специальных счетах, открываемых собственниками жилья, если ТСЖ, УЖСК и так далее. Тем, для кого суммы окажутся неподъемными, положена субсидия. Как и сколько пока также не определено. Под действие закона не попадают только дома, признанные аварийными и подлежащие расселению.

Программа, в которой прописано, какой конкретно ремонт и когда будет проводиться в доме, сейчас наполняется данными всех муниципалитетов. К 1 января ее должны вывесить для всеобщего ознакомления на сайте управления ЖКХ области, являющегося учредителем Фонда. В дальнейшем в нее будут вноситься изменения в соответствии с данными технического мониторинга (закон о порядке его проведения приняла 31 октября областная дума).

Воронежская областная дума планирует заложить на софинансирование капремонта в бюджет 2014 года 103,5 млн рублей, еще 50 млн рублей – на содержание самого регионального фонда и плюс 5 млн рублей – на программное обеспечение его работы. Но если жильцы дома, где создано ТСЖ, решат сделать себе ремонт раньше, то рассчитывать они смогут исключительно на собственные накопления. Когда будет подходить срок, обозначенный в программе, то они воспользуются помощью бюджетов области или муниципалитета.

Деньги людей, аккумулируются ли они в Фонде или на спецсчетах, как и начисляемые проценты, будут идти исключительно на капитальный ремонт. Их нельзя использовать ни на обеспечение работы Фонда, ни на содержание жилья, ни на чьи-то премии, вообще ни на что, кроме капитального ремонта.