В начале декабря депутаты Воронежской областной думы приняли главный финансовый документ региона на 2012 год. Однако работа парламентариев в ходе осенней сессии не ограничивалась лишь финансовым планированием. Депутаты приняли и ряд законопроектов, имеющих социальную значимость. Были в центре внимания парламентариев и проблемы регионального бизнеса. Об итогах законодательной работы в текущем году и о её значении для года будущего мы беседуем с председателем Воронежской областной думы Владимиром Ключниковым.
- Владимир Иванович, бюджет Воронежской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов Думой принят. Обозначьте его основные параметры. Какие могут быть поправки при его исполнении?
Бюджет - это прогноз. А любой прогноз нуждается в корректировке. Все статьи бюджета должны быть обеспечены финансово в полном объеме. И, в первую очередь, социальные. В области сегодня около 700 тыс. льготников различных категорий, и 74% бюджета 2012 года уйдет в социальную сферу.
Если говорить о конкретных цифрах, то доходы областной казны в 2012 году составят 53,7 млрд рублей, расходы - 56,4 млрд. Да, бюджет будет дефицитным, но мы идем на это сознательно. Нынешний дефицит бюджета является следствием масштабных инвестиций в производство и сельское хозяйство. Лучше не сокращать наши расходы, а увеличивать доходы. Чем больше доходов будет в будущем, тем меньше будет и дефицит. Его сокращение до 4% заложено в планы на 2013-2014 годы.
Но это, как вы правильно заметили, не окончательные цифры. Здесь не учтены конкретные суммы, заложенные в федеральные программы модернизации здравоохранения, расселения ветхого и аварийного жилья, поддержки молодых семей, поддержки различных категорий военнослужащих. Нет пока и новых стандартов в сферах образования и здравоохранения. Эти данные появятся в начале 2012 года. Тогда мы будем корректировать и областной бюджет.
- Одной из особенностей областной финансовой политики в 2012 году станет появление Дорожного фонда. Какие задачи он поможет решить?
- Создание Дорожного фонда будет способствовать модернизации транспортной инфраструктуры Воронежской области, в том числе, ремонту и строительству новых автодорог в сельской местности.
Хочу напомнить, что Дорожный фонд уже существовал в нашем регионе несколько лет назад и пополнялся за счет очень тяжелого 4-процентного налога с оборота предприятий.
Конечно, это было несправедливо, ведь производители платили даже не за автомобили, а за продукцию. Однако когда такая система была упразднена, в области фактически прекратилось дорожное строительство. Это коснулось не только улиц городов и поселков, но и межпоселковых дорог.
Та схема, которая предложена сегодня для финансирования региональных дорожных фондов, ориентирована на то, чтобы за поддержание в рабочем состоянии и строительство новых дорог платили сами автовладельцы по принципу "кто больше ездит, тот больше платит".
Источником средств станет транспортный налог и акцизы на топливо. В 2012 году областной Дорожный фонд составит около 4,5 млрд рублей. Это в шесть раз больше, чем суммы, выделявшиеся на эти цели ранее.
- Значит ли это, что воронежским автомобилистам следует ждать повышения ставок транспортного налога?
- Ставка транспортного налога в будущем году останется прежней, сохранят свои льготы по его уплате и 125 тыс. автовладельцев. Однако я не исключаю, что с 2013 года транспортный налог будет модифицирован - включен в стоимость топлива и получит название "экологического налога". Эта мера должна сделать систему налоговой нагрузки на автолюбителей более справедливой.
- Первым номером в числе приоритетов областной власти Вы назвали сферу здравоохранения. На решение каких значимых проблем будет сделан акцент в новом году?
- Процесс оптимизации системы здравоохранения в районах области, практически, завершен. В 2012 году полномочия по организации медицинской помощи, - а это, в том числе, работа районных больниц, оплата труда врачей и медсестер, - будут переданы на областной уровень. Это позволит нам установить и поддерживать единые стандарты на всей территории.
Задача муниципальных властей - поддерживать в рабочем состоянии здания районных больниц и медицинских пунктов. Именно поддержка и развитие первичного звена в системе медицинской помощи - основа областной политики в сфере медицины на 2012 год. Более того, увеличение бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год на 1 млрд рублей позволит продолжить работу по модернизации системы здравоохранения области. В областном бюджете будут заложены средства на завершение нескольких долгостроев медицинских объектов, это касается Эртильской районной больницы, отделения ЦРБ в Нижнедевицком районе, других объектов.
В среднесрочной перспективе область нуждается в современном онкологическом центре. Сегодня у нас 52 тыс. таких больных, этот вопрос давно назрел. И такой центр появится в ближайшие 2-3 года, он будет соответствовать мировым стандартам. Еще один важный аспект областной политики - создание центров здоровья. Сегодня в районах их всего шесть, будет - 17. Это учреждения, в которые может прийти любой житель области, чтобы получить точный диагноз и рекомендации по лечению своих заболеваний. Разумеется, мы не оставим без внимания и социальную составляющую: зарплата работников здравоохранения будет повышаться.
Отдельный острый вопрос - переподготовка медработников. В некоторых сельских больницах возникает парадоксальная ситуация: закупленное суперсовременное оборудование простаивает, поскольку у персонала нет навыков работы с ним. На закупку оборудования в 2011 году область потратила 1,3 млрд рублей, а на переподготовку кадров - всего 7 млн. Этот дисбаланс необходимо менять.
- Владимир Иванович, продолжая тему здравоохранения, прокомментируйте запрет на продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта врача.
- Запрет, который установлен сегодня в Воронежской области, на мой взгляд, был необходим. Да, я понимаю, что многие воронежцы часто не дожидались рекомендации врача и покупали такие препараты для борьбы с простудой или в качестве болеутоляющих.
Сами по себе такие препараты не опасны. Однако кодеин, который входит в их состав, используется для производства распространенного в определенных кругах наркотика дезоморфина. Его еще называют "крокодил". Избавиться от кодеиновой зависимости очень сложно. Сырьем для наркотика становятся, на первый взгляд, безобидные таблетки, которые еще недавно можно было свободно купить в аптеках. Эта проблема поднималась на уровне правительства РФ, которое своим постановлением запретило продавать кодеиносодержащие препараты без рецепта с 1 июня 2012 года. До этого срока регионы имеют возможность сами решать, запрещать или оставить безрецептурную реализацию. Наши коллеги из Липецкой области уже давно приняли запрет на местном уровне. И продажи кодеиносодержащих препаратов снизились в разы. Притом, что те, кто по-настоящему нуждался в таких препаратах, по-прежнему, могут покупать их, получив рекомендацию врача. Зато в 5-7 раз возросли продажи кодеиносодержащих лекарств в соседних с Липецкой областью воронежских районах.
Органы, отвечающие за борьбу с наркотиками, связали эту тенденцию с производителями дезоморфина. И депутаты согласились с их доводами. Я хочу подчеркнуть - эта мера не отразится на тех людях, которым кодеиносодержащие препараты показаны по медицинским основаниям.
- Еще один закон принят депутатами и заработает в 2012 году - закон о региональном материнском капитале. Почему депутаты пошли на эту меру социальной поддержки?
- Принимая закон о региональном материнском капитале, мы ориентировались на уже существующий в России федеральный опыт социальной помощи при рождении второго и последующих детей, а также на опыт некоторых других регионов. Так, в Нижегородской области сумма регионального материнского капитала составляет 25 тыс. рублей, в Приморском крае - 30 тыс. Рекордсменом является Калининградская область: здесь семьи могут получить 1 млн рублей, правда, только при рождении трех детей одновременно. В некоторых регионах, например, в Ульяновской области, принята прогрессивная шкала, в которой выплаты за каждого последующего ребенка увеличиваются.
Принимая этот закон, мы ориентировались на возможности бюджета нашего региона. Воронежский материнский капитал составит 100 тыс. рублей. Он может быть потрачен на получение ребенком образования, оплату медицинскихслуг или на улучшение жилищных условий семьи.
- Недавно Думой принят закон, вводящий новые правила работы такси. Он вызвал недовольство частных перевозчиков. Насколько обосновано введение этих новых мер?
- После вступления в силу принятых нами законов заниматься перевозками смогут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исполнительные органы власти субъекта получают полномочия на то, чтобы устанавливать форму разрешения, срок его действия, порядок определения платы за выдачу разрешения. Это - требование федерального законодательства.
Что касается "бомбил", мы не лишаем их заработка, мы предлагаем им работать по правилам. Они отвечают за жизнь и здоровье граждан. У добросовестных водителей, занимающихся частным извозом, никаких проблем не возникнет.
По оценке департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области, в результате введения новых норм в областной бюджет должно поступить дополнительно 100 млн рублей.
- Можно ли сказать, что принятый осенью закон о личном подсобном хозяйстве следует той же логике стимулирующих мер?
- Закон "О личном подсобном хозяйстве в Воронежской области", принятый в сентябре 2011 года, предусматривает обеспечение государственной поддержки таким хозяйствам по трем направлениям: организационном (обеспечение ЛПХ молодняком скота и птицы, лошадьми, семенами посевных культур; предоставление государственной земли для пастбищ и сенокосов; оказание ветеринарных и агрономических услуг и др.), финансовом (субсидирование процентной ставки по кредитам и займам; предоставление налоговых льгот) и социальном (в первую очередь, безработным и малообеспеченным владельцам ЛПХ, молодым и многодетным семьям и другим наиболее нуждающимся слоям сельского населения).
Наш закон касается значительного сегмента экономики области, ведь в собственности ЛПХ находятся более четверти пахотных земель области. И поддержка ЛПХ обязательно благоприятно скажется на социальном и экономическом положении воронежских сел. Хочу подчеркнуть, что депутаты подошли к этому вопросу системно, не ограничившись лишь одним нормативным актом. Например, уже в декабре мы приняли поправку в Закон "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", которая также касается владельцев ЛПХ. Если раньше входящие в ЛПХ участки свыше 1,5 га подлежали отчуждению, либо их владельцы должны были зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, то теперь селяне избавлены от этой бумажной волокиты.
Иметь большие участки в качестве ЛПХ теперь возможно. Но при условии, что их владелец не будет претендовать на льготы по уплате подоходного налога, которые положены согласно федеральному законодательству хозяевам ЛПХ менее максимально разрешенного размера. Очень часто раздражение людей вызывает не столько некачественная работа органов власти, сколько сама необходимость бюрократической волокиты. С принятием этого закона владельцы больших личных подсобных хозяйств не будут оформлять лишние бумаги.
- Ближе всего к селянам находятся органы местного самоуправления - администрации районов и муниципальных образований. Что в области делается для повышения эффективности их работы?
- В прошлом году в области была внедрена система оценки эффективности глав муниципальных районов по ключевым социально-экономическим показателям. Она позволила губернатору в целом получить достаточно объективную картину того, что сегодня происходит на селе. И там, где местные руководители не справлялись с поставленными перед ними задачами, им пришлой уйти в отставку.
Ротация кадров позволяет местной власти не застаиваться. Не случайно методика оценки предполагает не только учет данных о динамике основных качественных показателей развития районов, но и реальный уровень жизни населения.
Еще один важный момент - появление среди критериев эффективности отношения бизнес-сообщества к действиям местных властей. Для нас важны не только количественные, но и качественные показатели состояния дел в районах. Однако только кнутом положительных результатов добиться нельзя. Параллельно с оценкой эффективности работы местной власти в области проходит и конкурс на лучшее муниципальное образование. На поощрение отличившихся выделено около 35 млн рублей. Для любого муниципалитета это - серьезное финансовое подспорье. Все зависит от желания и способности работать на результат.
- Одной из главных политических тем последних дней остаются выборы в Государственную думу. Как Вы оцениваете их итоги в Воронежской области?
- В первую очередь, я бы хотел поблагодарить всех, кто пришел на избирательные участки 4 декабря. Явка по области составила 55,46%. Если говорить о результатах, то они, безусловно, отражают реальный расклад политических сил в нашей области. Среди депутатов, которые были избраны от Воронежской области, есть и ветераны Госдумы, и новые лица. Все они должны включиться в практическую деятельность - выполнять наказы избирателей.
Я также хотел бы выразить благодарность тем, кто поддержал партию "Единая Россия", получившую большинство голосов воронежцев. Это говорит о том, что большинство людей оценивают те процессы, которые сейчас происходят в Воронежской области позитивно. Но тем, кто представляет власть, надо еще много работать. Работать, чтобы сохранить динамику, отношения, которые мы сформировали между властью и бизнесом, обществом и властью.