Завершение одиннадцатой сессии Законодательного Собрания Калужской области четвертого созыва совпало с торжествами, посвященными 15-летию образования регионального парламента. "Интерфакс" обратился к спикеру областного законодательного органа Павлу Каменскому с просьбой проанализировать деятельность представительного органа власти в различные периоды его деятельности.
Павел Федорович, Законодательным Собранием области за прошедшие 15 лет приняты сотни законов и различных постановлений, касающихся самых разных сфер жизнедеятельности нашего региона. Какие из них, на ваш взгляд, имели судьбоносное значение?
Хочу, прежде всего, подчеркнуть, что лично для меня не существует каких-то второстепенных законов, которые мы принимаем. Ведь все они в той или иной степени затрагивают интересы наших граждан. Тем не менее, одним из главных результатов работы областного парламента является принятие Устава - основного закона нашей области. Депутаты первого созыва приняли его в марте 1996 года, и он послужил основой не только для становления, но и дальнейшего развития и укрепления парламентаризма в регионе. Стабильная и результативная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления наглядно подтверждает, что Устав достойно прошел проверку временем.
Какие, на ваш взгляд, положительные тенденции сложились в работе парламентов второго и третьего созывов?
Во время их работы законодательство отличала конструктивная направленность, которое было ориентировано на решение конкретных проблем наших жителей. Закрепились традиции позитивного сотрудничества с исполнительной ветвью власти, заложенные в прошлые годы. Это позволило принимать взвешенные решения, сохранять и укреплять социально-экономическую стабильность в регионе.
Депутаты четвертого, ныне действующего, созыва активно используют положительные наработки своих предшественников. Но есть у нас и свои особенности. Дело в том, что 14 ноября 2004 года впервые выборы в нашей области прошли по новой, смешанной схеме, при которой половина депутатов избиралась по одномандатным избирательным округам, а половина - по партийным избирательным объединениям. В результате в региональном парламенте представлена широкая палитра политических партий.
Однако весь нынешний депутатский корпус, независимо от политических взглядов и различия предвыборных программ, работает слаженно и конструктивно. Во главу угла ставится не партийная принадлежность, а желание эффективно работать на благо каждого жителя области, обеспечивать на законодательном уровне социально-экономическое развитие региона.
Хочу отметить и тот факт, что у нас установилось конструктивное сотрудничество Законодательного Собрания с губернатором Анатолием Дмитриевичем Артамоновым и правительством области.
Прошедшие годы характеризовались рядом изменений в организационных формах и методах работы. Совершенствовалась деятельность постоянных комитетов и комиссий.
Для обеспечения открытости законотворческого процесса, реализации прав граждан на получение информации создан официальный сайт Законодательного Собрания, регулярно выходит специальная страничка "Власть представительная" в областной газете "Весть", выпускается периодическое печатное издание областного парламента - журнал "Калужский законодатель".
Какие важные события, произошедшие в деятельности регионального законодательного органа в последнее время, вы могли бы отметить?
В октябре прошлого года, например, в областном парламенте состоялось подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Законодательным Собранием области и Управлением министерства юстиции РФ по Калужской области. Оно необходимо нам для более тесной работы, чтобы принимаемые областным парламентом законы были выверены со всех сторон. В немалой степени благодаря этому, наш регион достойно выглядит в области законотворчества в Российской Федерации.
В свое время мы долго дискутировали на тему "Нужен ли нам молодежный парламент?". Но вот завершил свою работу его первый состав. Сегодня уже можно сказать, и жизнь это подтвердила, что команда молодых парламентариев уверенно заняла свою нишу. В настоящее время сформирован и приступил к работе молодежный парламент второго созыва, а его председатель Алексей Шмелев избран заместителем председателя Общественной молодежной палаты при Государственной Думе РФ.
Еще одним важным событием для жизни области стало принятие Закона "Об Общественной палате Калужской области". Он принят в целях консолидации структур гражданского общества, формирования, обеспечения деятельности и развития гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в области.
Мы с полной уверенностью можем констатировать, что базовые условия для системной законотворческой деятельности у нас созданы. Уверен, что депутаты Законодательного Собрания и дальше будут творчески развивать все лучшее, что было создано за прошедшие 15 лет, и в полной мере использовать данные им полномочия во благо всех жителей области. Наша главная цель - принимать законы, отвечающие интересам людей, требованиям сегодняшнего дня, а значит, сделать наш регион более успешным и комфортным для проживания.
Павел Федорович, используете ли опыт, накопленный вашими коллегами - парламентариями в других регионах России, а также за рубежом?
С представительными органами власти других субъектов страны идет постоянный обмен законотворческим опытом, особенностями правоприменительной практики, что, безусловно, влияет на профессиональный рост наших законодателей, на качество принимаемых законов. В июне 2008 года депутаты комитета по законодательству изучали опыт работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в июле и сентябре депутаты смогли ознакомиться с особенностями работы парламентов Ленинградской и Орловской областей.
Еще одно важное направление работы - международное сотрудничество. Законодательное Собрание активно изучает международный опыт становления и развития местного самоуправления, не только посредством участия в международных конференциях, но и непосредственно организуя деловые поездки в страны Европы. Так, состоявшиеся поездки в Германию позволили нам воочию увидеть лучшие традиции организации местного самоуправления для использования их в российской действительности.
Мы познакомились с опытом организации местного самоуправления в Баварии и земле Северный Рейн-Вестфалия. Большое значение уделяем сотрудничеству с консалтинговым обществом Ост-Евро, отправной точкой которого стало подписание в декабре 2003 года соглашения о сотрудничестве между Законодательным Собранием, администрацией губернатора области и консалтинговым обществом Ост-Евро по реализации проекта "Пилотная реализация Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Калужской области".
Известно, что решение многих важных вопросов - прерогатива федеральных органов власти. Используют ли наши депутаты свое право выступления с законодательными инициативами и обращениями в Государственную Думу и правительство Российской Федерации?
Практика показывает, что наши обращения к ним не остаются без ответа. Так, обращение к председателю правительства Владимиру Путину и председателю Государственной Думы Борису Грызлову по вопросу обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, нашло поддержку в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Нами был подготовлен также проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 31 Закона Российской Федерации "О милиции". Данный законопроект разработан с целью предоставления субъектам РФ права определения порядка первоочередного предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности детям сотрудников милиции, а также детям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, по месту жительства их семей. Предложенный проект был поддержан нашими коллегами из Государственной Думы и получил статус закона.
Публикацию подготовил Виктор Хотеев