Центр / Эксклюзив 19 августа 2016 г. 16:38

Ректор ГГТУ Н.Юсупова: "Конкурс на педагогические специальности в нашем вузе вырос в 2016 году почти в два раза"

Государственный гуманитарно-технологический университет (ГГТУ) в Орехово-Зуеве подводит итоги приемной кампании нынешнего года, в вузе отмечают существенное увеличение конкурса на педагогические специальности. Об итогах приема абитуриентов, настоящем и будущем университета "Интерфаксу" рассказала его ректор Надия Юсупова.

Ректор ГГТУ Н.Юсупова: "Конкурс на педагогические специальности в нашем вузе вырос в 2016 году почти в два раза"

- Что принесла приемная кампания 2016 года ГГТУ?

- В этом году наш университет вел прием по 21-й программе высшего образования. Из них 15 – на бюджетной основе, все они предполагают обучение педагогическим специальностям. Средний конкурс здесь по сравнению с прошлым годом вырос почти в два раза.

Наибольшей интерес абитуриенты проявляли к профессии учителя физики и математики: на эту программу подано более семи заявлений на одно место. Полагаю, это следствие того, что в России в принципе растет популярность точных наук и инженерного образования, поэтому статус преподавателей соответствующего профиля повышается. Также в течение последних двух лет все более востребованным становится направление "Русский язык и литература", причем не только среди российских, но и иностранных абитуриентов. Эта тенденция связана с политикой нашего государства в области поддержки русского языка, который сегодня снова приобретает статус инструмента межнациональной и межкультурной коммуникации в мире.

Кроме того, приемная кампания 2016 года отличается тем, что почти в полтора раза вырос конкурс на целевой прием. Соответственно, увеличился и проходной балл для тех абитуриентов, которые поступали в ГГТУ по целевому направлению.

Одним из важнейших факторов, который повлиял на рост популярности педагогических специальностей, является результативная социальная политика правительства Московской области, нашего губернатора – Андрея Юрьевича Воробьева. Повышение заработной платы, материальное стимулирование педагогов–победителей профессиональных конкурсов, финансирование актуальных программ повышения квалификации и многое другое лучше любой рекламы мотивирует абитуриентов для выбора профессии учителя.

- Какие внебюджетные специальности востребованы сегодня абитуриентами ГГТУ?

- Традиционно популярны среди абитуриентов направления "юриспруденция" и "менеджмент", а также "прикладная информатика" и "прикладная математика". Показатель трудоустройства выпускников этих отделений составляет около 90%.

Серьезный интерес у абитуриентов сегодня вызывает фармацевтический факультет ГГТУ, который был открыт пять лет назад. Так мы откликнулись на назревшую в подмосковной экономике потребность в провизорах и фармацевтах. В нашем вузе фактически с нуля были созданы современные кафедры и лаборатории, к нам приехали доктора и кандидаты наук из крупных российских городов, известных своими научными и образовательными учреждениями. И в итоге в 2016 году факультет выпустил первых специалистов, которые прошли независимую экспертную оценку в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М.Сеченова и таким образом подтвердили свои знания.

- Какую оценку вы можете дать знаниям и личным качествам сегодняшних абитуриентов ГГТУ?

- В последние два года образовательный уровень ребят, поступающих в наш вуз, растет. Среди поступающих в текущем году было более 120 человек, которые имеют школьные аттестаты и дипломы среднего профессионального образования с отличием, и 107 из них были зачислены, что в 2,4 раза превышает данный показатель по 2015 году.

Многие ребята в качестве свидетельств индивидуальных достижений предоставляли значки ГТО и документы, подтверждающие их активное участие в волонтерской деятельности. Это позволяло начислить им дополнительные баллы.

Показателем повышения качества приема является средний балл ЕГЭ по русскому языку – предмету, обязательному для всех абитуриентов. В 2015 году в ГГТУ этот балл составлял 74, что уже тогда более чем на 8 баллов превышало общероссийский показатель. В текущем году в нашем вузе этот балл составил 75.

Растет и проходной балл общего конкурса на программы педагогического образования. Например, по профилю "русский язык и литература" в 2014 году он был равен 189, а в 2016 году – уже 222. За два последних года проходной балл также вырос на направлениях "русский и английский языки" и "история".

Самое главное, что сегодня в ГГТУ приходит все больше интересных и творческих студентов. Знаете, наш воспитательный отдел каждый год собирает первокурсников-активистов, и сейчас туда стоят очереди тех, кто умеет хорошо петь или танцевать, кто занимался волонтерской работой или умеет воплощать в жизнь социальные проекты. Если мы сегодня имеем таких студентов, значит, завтра сможем выпускать специалистов другого, более высокого, качества.

- В педагогику долгие годы приходили в основном девушки. Замечаете ли вы изменение этой устойчивой тенденции?

- Да, педагогика перестает быть исключительно женской профессией. Сегодня молодые люди составляют около 30% от общего числа студентов педагогических специальностей в нашем вузе. Конечно, больше всего ребят получают профессию учителя информатики, физкультуры, физики и математики. Но все больше мужчин появляется и среди историков, и среди филологов. Более того, юноши начали активно поступать на направление "начальное и дошкольное образование".

Думаю, это связано сразу с несколькими причинами: во-первых, за последние годы выросла зарплата педагогов дошкольного образования, во-вторых, в Подмосковье растет количество детских садов, соответственно, есть потребность в таких специалистах, и, в-третьих, эта область сейчас развивается наиболее динамично – внедряются новые образовательные стандарты, разрабатывается множество интересных методик.

- На базе ГГТУ создан специализированный центр дошкольного образования. Расскажите о его работе.

- Несколько лет назад по приказу министерства образования Подмосковья в ГГТУ был создан Московский областной центр дошкольного образования. Одно из главных направлений его деятельности – консолидация профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, научно-методическое сопровождение их профессиональной деятельности, а также повышение квалификации воспитателей и заведующих детскими садами. Ежегодно в нашем центре проходят обучение более 3 тыс. специалистов из разных уголков Московской области. Кроме того, здесь организуются семинары и конференции по обмену опытом, в том числе с зарубежными образовательными организациями, например, с ведущими специалистами Института раннего развития Мюнхена. И, наконец, на базе нашего центра проводится известный областной конкурс "Воспитатель года".

Кроме этого центра, на базе ГГТУ действуют экспериментальные площадки двух исследовательских организаций – Федерального института развития образования, а также Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Такое сотрудничество позволяет новые теории российских учёных выверять на практике.

- На базе ГГТУ действует еще целый ряд различных центров. Что это за учреждения и какова их миссия?

- Начнем с Ресурсного центра педагогического образования Московской области, также созданного региональным министерством образования. Его главная цель заключается в подготовке нового учителя, который необходим современной школе. Тезис о том, что "учитель – это тот, кто передает знания", устарел. Сегодня у детей есть способы получения информации помимо школы. Значит, преподавателю нужно выполнять и иные функции, в первую очередь, прививать ребенку интерес и любовь к знаниям как таковым.

Для того, чтобы помочь подмосковным образовательным учреждениям готовить учителей будущего, ресурсный центр аккумулирует различные методики, реализует обучающие программы и проводит стажировки преподавателей наших вузов как в России, так и за рубежом. Кроме того, мы проводим конкурс для студентов педагогических специальностей "Шаг в профессию".

Также на базе ГГТУ работает Московский областной центр интернет-образования. Он был создан по договору между подмосковными властями и федерацией интернет-образования, которая в 2002 году передала нашему вузу четыре компьютерных класса и конференц-зал общей стоимостью около 3 млн рублей. В то время это было великим богатством! Благодаря этому, мы смогли начать обучение подмосковных учителей компьютерной грамотности, которая была тогда невысока. С тех пор, конечно, обновилась и материальная база, и программа нашего центра. Ежегодно в центре проходит обучение более 1,5 тыс. учителей из различных школ Московской области, в том числе и дистанционно.

Кроме того, в ГГТУ работают центр по изучению социальных конфликтов и профилактике экстремизма, где был разработан собственный спецкурс для внедрения в учебный процесс, центр изучения русского языка и культуры, который проводит тестирование мигрантов для получения гражданства РФ и обучает иностранных студентов, а также центр народных промыслов Подмосковья, на базе которого организуются занятия как со школьниками, так и со студентами.

- Расскажите о профориентационной работе в ГГТУ и о том, как вы привлекаете в ваш вуз школьников?

- Мы используем как традиционные формы профориентационной работы – проведение дней открытых дверей, создание центра довузовской подготовки, так и новаторские. В частности, речь идет об организации семи педагогических классов в школах различных муниципалитетов Подмосковья – в Орехово-Зуеве, Шатуре, Павловском Посаде, Железнодорожном и др. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях созданы базовые кафедры нашего вуза, где проходят повышение квалификации учителя, соответственно, они становятся нашими тьюторами на местах. Большую работу проводят и наши студенты, которые во время практики в школах и оздоровительных детских лагерях рассказывают ребятам о ГГТУ и о том, как важно и интересно быть учителем.

- В структуру ГГТУ сегодня входит целый ряд колледжей. Расскажите о том, как вы выстраиваете взаимодействие с ними.

- Четыре колледжа непосредственно входят в структуру университета, еще два - Ликино-Дулевский политехнический колледж и Истринский профессиональный колледж - являются нашими филиалами.

При этом два колледжа - в Орехово-Зуеве и в Истре - педагогические. И еще до того, как они вошли в состав ГГТУ, у нас с ними было налажено взаимодействие в части обеспечения непрерывного образования выпускников, научной работы, а также повышения квалификации их преподавателей.

С остальными колледжами, конечно, мы ранее работали не столь интенсивно. Дело в том, что направления их деятельности разнятся. Промышленно-экономический колледж готовит специалистов в области бухучета, экономики и машиностроения. Приоритетом Профессионально-педагогического колледжа является подготовка мастеров производственного обучения, а Ликино-Дулевского политехнического колледжа - работников промышленности.

Своей спецификой обладает наш Социально-технологический техникум, в котором осуществляется подготовка специалистов среднего звена, и обучение рабочим специальностям. В техникуме есть группы профессионального обучения для выпускников коррекционных школ, и преподаватели проводят с ними очень большую работу, что позволяет получить на выходе впечатляющий результат: эти ребята выпускаются из колледжа социально адаптированными и с профессией.

Думаю, что формирование такого образовательного комплекса как ГГТУ позволит максимально использовать наши ресурсы и на благо колледжей в их перспективном развитии, и на благо вуза в целом. Это поможет обеспечить кадрами социальную сферу и экономику Московской области.

- Какое участие принимает ваш вуз в движении WorldSkills?

- Из подмосковных вузов участие в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills принимали наш университет ГГТУ и университет "Дубна". При этом мы специализировались именно на педагогическом профиле. В первый раз наш вуз участвовал в этих соревнованиях в 2015 году, тогда они проходили в Казани, и 18-летней студентке педагогического колледжа ГГТУ Ирине Пичужкиной удалось завоевать второе место в профильной категории. Кроме того, на том же чемпионате наш вуз презентовал новую компетенцию – преподавание в начальных классах. Спустя год она стала официальной, и на соревнованиях WorldSkills-2016 в Красногорске в ней победила воспитанница серпуховского колледжа вместе с представительницей Татарстана.

В ГГТУ гордятся и тем фактом, что в одном из наших колледжей работает преподаватель по информатике Андрей Можаев, чей выпускник стал победителем чемпионата WorldSkills России и защищал честь страны на международных соревнованиях в Сан-Паулу. Другой воспитанник Алексея в этом году получил медаль профессионального мастерства.

Своей задачей мы сегодня видим развитие компетенций WorldSkills в вузе. Поэтому уже в следующем году планируем включить элементы заданий WorldSkills в итоговую аттестацию наших выпускников. Кроме того, мы подали заявку на открытие в ГГТУ национального центра компетенций по начальному образованию. Если она будет удовлетворена, к нам станут приезжать для обучения и совершенствования в данной компетенции участники движения со всей России.

- Какие еще задачи на ближайшую перспективу ставит перед собой руководство ГГТУ?

- Наш вуз был создан как педагогический накануне Великой Отечественной войны. И прошедшие годы стали для него временем бурного роста. Если первоначально здесь было всего три факультета, на которых училось около 200 студентов, то сегодня мы имеем 12 факультетов, 6 учреждений среднего профессионального образования и 9 тыс. студентов. Кроме того, ежегодно повышение квалификации у нас проходит 5-6 тыс. работников системы образования Московской области. В прошлом году наш вуз получил статус университета.

Перед нами еще стоит множество задач, которые требуют решения. В Подмосковье растет потребность в педагогических кадрах, и мы должны не просто ее удовлетворять, но и делать это качественно – готовить нового учителя, в котором нуждается современная школа. Для этого не только совершенствуются учебные программы и методики, но и форма практик: сегодня мы стараемся готовить ориентированных на практику специалистов, для чего уже с первого курса организуем занятия для студентов на базе подмосковных школ.

Также одной из наших ближайших целей является развитие системы дополнительного образования, в том числе и в связи с внедрением новых профессиональных стандартов.

Это планы на ближайшую перспективу, а жизнь обязательно подскажет новые идеи, лучшие из которых мы также постараемся реализовать.