Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево) взял курс на обучение своих студентов – главным образом педагогических специальностей – цифровым технологиям, для чего на базе вуза в этом году откроется IT-парк. Об этом и иных приоритетах в построении образовательного процесса "Интерфаксу" рассказала ректор ГГТУ Надия Юсупова.
- Давайте поговорим сначала о результатах прошедшей приемной кампании. Чем она вам запомнилась?
- На мой взгляд, приемная кампания 2017 года прошла для ГГТУ успешно. Так, почти в два раза вырос конкурс на педагогические специальности. Особый интерес у абитуриентов вызвали такие направления, как "Русский язык и литература", "Дошкольное образование", "Начальное образование" и "Английский язык". Соответственно, увеличился средний балл ЕГЭ в нашем вузе – на шесть пунктов по сравнению с прошлым годом.
Я думаю, что эта тенденция связана с целым рядом обстоятельств. Во-первых, в Подмосковье вводится все больше детских садов и школ, как следствие – потребность в педагогах растет. Во-вторых, учителя в нашем регионе получают стабильную зарплату, а молодые специалисты – еще и подъемные в размере 150 тыс. руб.
Плюс к этому, молодежь в последнее время, как мне кажется, поняла значимость профессии педагога. Свидетельство тому – результаты конкурса эссе, который мы провели в этом году среди абитуриентов. Среди них были и те, кто восхищается собственными школьными учителями, и те, кто продолжает педагогическую династию, и, конечно, те, кто просто любит детей. Нас радует такой мотивированный подход к выбору профессии.
- Вы сказали, что конкурс на педагогические специальности в этом году в университете вырос. Не возникло ли в связи с этим необходимости в увеличении числа бюджетных мест?
- По дневной и заочной формам обучения прием составил 620 человек. На сегодня этого вполне достаточно.
- Какие новации ждут студентов ГГТУ в новом учебном году?
- С этого учебного года мы существенным образом меняем подготовку студентов. Связано это с тем, что губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил перед работниками системы образования региона задачу войти в тройку лучших субъектов РФ. Для этого педагогические вузы Подмосковья должны готовить современных учителей, владеющих новейшими профессиональными технологиями, так что мы планируем запустить сразу несколько новых проектов. В рамках первого планируется на раннем этапе выявлять старшеклассников, заинтересованных в получении профессии учителя. Для этого в школах Московской области ведется работа по созданию и развитию педагогических классов.
Кроме того, мы отбираем студентов из числа абитуриентов, мотивированных на получение профессии учителя. До настоящего момента ключевое значение имели результаты ЕГЭ, теперь будут приниматься во внимание психологическое тестирование и эссе. Так мы хотим убедиться в том, что поступающий к нам молодой человек действительно хочет стать педагогом.
Изменится и подготовка студентов. Планируется от теоретических занятий перейти к практике, для чего мы увеличим число часов, которые молодой педагог должен провести в детском саду и школе. И, наконец, в ГГТУ будет по-новому поставлено обучение новым цифровым технологиям, для чего в октябре в нашем вузе откроется собственный IT-парк.
- Что будет из себя представлять IT-парк?
- В состав IT-парка войдут сразу несколько лабораторий: веб-дизайна, программирования робототехники, лего-конструирования, а также информационных кабельных сетей. Студенты педагогических направлений будут получать знания во всех этих сферах для того, чтобы впоследствии поделиться ими со своими учениками.
Мы надеемся, что IT-парк в дальнейшем будет только развиваться. В его создание уже вложено 10 млн руб. внебюджетных средств, запланированы и дальнейшие вливания в создание инфраструктуры.
- Штат преподавателей IT-парка уже набран?
- Да. Мы сформировали коллектив IT-парка за счет использования собственных кадров и ресурса учреждений среднего профессионального образования, входящих в состав университета. У нас трудятся молодые преподаватели, которые уже имеют опыт подготовки студентов к участию в соревнованиях WorldSkills по направлениям "Программирование" и "Информационные кабельные сети". Теперь эти педагоги подключатся к работе с будущими учителями.
- Тему сотрудничества ГГТУ со школами мы уже затронули. А что насчет детских садов – как выстраивается взаимодействие с этими учреждениями?
- Наш вуз добился значительных успехов в подготовке воспитателей дошкольных учреждений. На базе вуза создан специализированный центр компетенций WorldSkills, который прошел аккредитацию в прошлом году. Мы стараемся регулярно обновлять его материальную базу, чтобы наши студенты – будущие воспитатели – смогли опробовать все самые современные технологии уже во время учебы. Кроме того, на базе вуза проводится ряд региональных конкурсов, в том числе – "Воспитатель года".
Акцент на дошкольном образовании обусловливает и развитие подготовки иных специалистов. В этой связи мы стараемся повышать уровень профессорско-преподавательского состава, чтобы с помощью педагогов доносить до наших студентов все самое новое, что происходит в этой сфере – как в России, так и за рубежом.
- А как строится ваше взаимодействие с движением WorldSkills?
- С гордостью могу сказать, что ГГТУ стал первым вузом, который присоединился к движению WorldSkills. Наша студентка Ирина Пичужкина становилась серебряным призером в компетенции "Дошкольное образование". Кроме того, мы первыми презентовали компетенцию "Начальное образование". "Золото" в ней в этом году взяла студентка ГГТУ Елена Тучина.
Также в WorldSkills активно участвуют наши колледжи. Благодаря этому на последнем региональном чемпионате мы смогли стать победителями и призерами в соревнованиях по 11-ти различным компетенциям – это и гостиничный сервис, и ремонт автомобилей, и программирование, и кабельные сети.
Стоит также упомянуть, что в этом году ГГТУ стал победителем конкурса союза
WorldSkills на обучение представителей российских педагогических колледжей по компетенции "Начальное образование". На сегодняшний день обучение по этому гранту прошли 60 человек из 52 регионов страны.
Мы рассказываем коллегам о том, как внедряются стандарты WorldSkills в подготовку педагога. В частности, делимся опытом проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
- Кстати, как студенты ГГТУ отнеслись к участию в демонстрационном экзамене в конце прошлого учебного года?
- Для начала стоит сказать, что ГГТУ был площадкой для проведения демонстрационного экзамена по дошкольному и начальному образованию не только для наших студентов, но и для учащихся иных педагогических образовательных учреждений Подмосковья.
Конечно, участники экзамена волновались. И их можно понять, поскольку в этой форме проверки знаний задействованы не знакомые учащимся преподаватели, а независимые эксперты. Но мы готовили к этому студентов, и в итоге они успешно справились со всеми заданиями.
Да, в организации демонстрационного экзамена были недочеты, но мы намерены все эти ситуации проанализировать, чтобы не допустить их повторения в будущем.
- То есть ГГТУ планирует проводить демонстрационный экзамен и в следующем году?
- Обязательно. Пока он проводится в тестовом режиме, но в перспективе планируется сделать этот экзамен обязательным для итоговой аттестации выпускников.
- Давайте немного поговорим о колледжах, которые входят в структуру ГГТУ. Удалось ли увеличить прием абитуриентов в эти учебные заведения?
- Да: конкурс вырос, и вырос он значительно - почти в два раза. В результате к нам в этом году пришли абитуриенты, чьи аттестаты пестрят "пятерками" и "четверками". И что особенно важно - эти ребята действительно хотят получить ту профессию, овладеть которой им предлагают в колледже.
Скажем честно, еще несколько лет назад в это было трудно поверить, но сегодня престиж профессий, которым обучают в колледжах и техникумах значительно вырос. Свою роль здесь сыграли и определенные правительственные решения, и запросы рынка, и то же движение WorldSkills.
- Какие задачи ставит перед собой ГГТУ сегодня?
- Главная задача, которую перед нами поставил губернатор, состоит в обновлении программы подготовки педагогов. Я уже говорила о том, как мы собираемся это делать: осуществлять отбор мотивированных ребят еще на этапе их учебы в школе, активно внедрять практику в образовательный процесс, при обучении больше внимания уделять новейшим цифровым технологиям.
Кроме того, мы хотим обеспечить для студентов ГГТУ новые возможности по трудоустройству. Поэтому еще в конце прошлого года был составлен и опубликован на сайте вуза рейтинг наших выпускников. Сделано это было для того, чтобы руководители муниципальных управлений образования и директора школ Московской области смогли отобрать для себя молодых учителей. И это возымело действие - по итогам года 62% начинающих педагогов, получивших образование в стенах ГГТУ, нашли работу по своей специальности. Причем практически все из них устроились в школы и детские сады Подмосковья. Мы планируем двигаться в этом направлении и в дальнейшем.
- Трудоустройство - это, безусловно, значимый показатель эффективности работы вуза. Но отслеживает ли ГГТУ, как его выпускникам работается в тех школах и детсадах, куда они пришли после окончания учебы?
- Да, мы реализуем проект по сопровождению молодых педагогов в течение первых трех лет работы. В его рамках стараемся решать все серьезные проблемы (вплоть до бытовых), с которыми сталкивается наш выпускник. Для этого же, кстати, начинающим учителям в школах сегодня назначают наставников.
- Какие еще интересные проекты планируете реализовать?
- Их немало, но я бы хотела выделить серию тренингов для преподавателей и студентов по идеологии лидерства. Современный педагог должен уметь работать в команде, владеть навыками проектной деятельности и современными управленческими и цифровыми технологиями. Всему этому мы бы хотели еще в вузе научить будущих учителей.