Центр / Эксклюзив 31 августа 2012 г. 15:30

Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области О.Мосолов: "Ликвидировать дефицит мест в детских садах региона планируется в 2016 году"

Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области О.Мосолов: "Ликвидировать дефицит мест в детских садах региона планируется в 2016 году"

 О перспективе развития школьного и дошкольного образования, мерах поддержки педагогов Воронежской области «Интерфаксу» рассказал руководитель регионального департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов.

– Олег Николаевич, сегодня во многих регионах существует проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Есть ли такая проблема в Воронежской области?

– Такая проблема есть и у нас. Но мы ее стараемся решать, постоянно сокращая дефицит мест в детских садах. Сейчас у нас 6 тыс. дошколят в возрасте 3-7 ожидаю очереди в дошкольные учреждения. Из них более 4 тыс. детей проживают в Воронеже. В наших планах полностью ликвидировать очереди в детсады к 2016 году.

– Какие меры принимают региональные власти, чтобы все желающие смогли отдать своих детей в детсады?

– Новые места в детсадах будут появляться за счет реконструкции старых, строительства новых, а также введения альтернативных форм дошкольного образования. В частности, речь идет о создании групп продленного пребывания в учреждениях допобразования. На протяжении последних трех лет ежегодно мы вводим около 4 тыс. дополнительных мест. Впервые в этом году мы получили федеральный кредит на создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях в размере 237 млн рублей. За последние 10 лет мы впервые откроем сразу три новых детских сада. В ближайшие годы мы планируем сохранить такой темп. Кроме того, в 2013 году мы должны решить вопросы, связанные с безопасностью пребывания детей в детсадах: возможность попадания посторонних лиц на территорию детского сада должна быть исключена полностью.

– Сколько детей в этом учебном году впервые сядут за парты? Не отмечается ли снижение количества первоклассников?

– Наоборот, уже второй год подряд мы фиксируем увеличение количества детей, обучающихся в школах, что говорит о положительных демографических тенденциях. Всего в этом году будут обучаться более 190 человек. Также отмечается и небольшой рост первоклассников. В этом году в регионе впервые за парты сядут около 20 тыс. детей.

– Не приведет ли рост рождаемости к дефициту мест в школах? Как часто в регионе открываются новые школы?

– В области идет непрерывное строительство новых образовательных учреждений. Так, в прошлом учебном году введена школа в Аннинском районе, а с 1 сентября начнутся занятия в новой школе в Подгоренском районе. Всего в Воронежской области 1 сентября свои двери распахнут более 1,5 тыс. образовательных учреждений, в том числе 825 школ, 31 учреждение среднего профессионального образования, 28 учреждений начального профобразования, 35 учреждений интернатного типа, 564 учреждений дошкольного образования и 108 учреждений дополнительного образования.

– В каком состоянии находятся действующие учебные заведения? Многие ли из них требуют капитальных реконструкций?

– Конечно, не все школы региона пребывают в идеальном состоянии. Существенным подспорьем нам послужил приоритетный проект модернизации региональной системы общего образования. В его рамках мы уже получили 1 млрд 144 млн рублей. Из них более 700 млн рублей были направлены на выполнение различных видов ремонтных работ. Это позволило в 261 учреждении провести водопровод и канализацию. Полная реконструкция была проведена в 13 школах. До конца года мы планируем ликвидировать аварийность и ветхость всех школьных зданий в регионе. Также в рамках проекта мы закупили новое оборудование для школьных медкабинетов 117 учреждений и оборудование для столовых 349 школ. Кроме того, во многих школах установлены сезонные спортивные площадки.

– В настоящее время повсеместно внедряются новейшие электронные технологии и модернизируется система образования. Какие шаги в этих направления предприняты в регионе?

– В этом году в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» и региональным проектом модернизации системы общего образования мы ввели ряд новшеств. Мы поставили в школы оборудование на 60 млн рублей, которое позволит проводить переаттестацию педагогов дистанционно. Такие центры оценки качества образования появятся в 69 школах. До последнего времени педагоги были вынуждены приезжать на аттестацию в областной центр. Теперь же им достаточно доехать до райцентра, что значительно ближе и удобнее. Данное оборудование будет использоваться и при проведении единого госэкзамена. Кроме того, в текущем году более 100 учреждений получат оборудование для дистанционного обучения. Сетевые педагоги начнут работать в 38 школах. Уже в сентябре 2012 года они пройдут соответствующую переподготовку. Дистанционные классы не только решат проблему недостатка педагогических кадров в малокомплектных сельских школах, но и помогут ученикам подготовиться к ЕГЭ и олимпиадам разного уровня.

Еще одно направление – введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). На его реализацию мы направили 230 млн рублей. В новом учебном году 41 школа начнет реализацию ФГОС основной школы в экспериментальном режиме. Также в этом году будет объявлен конкурс «Школа – лидер образования». В нем примут участие образовательные учреждения, которые готовы перейти к стандартам старшей школы: в них учебный процесс максимально индивидуализирован и позволяет ребенку самостоятельно определиться, какие предметы ему необходимы помимо обязательных.

– Как проходит процесс реорганизации среднего профессионального образования, о котором так много говорят в последнее время?

– Реорганизация заключается в объединении учреждений начального профессионального образования с учреждениями среднего профобразования соответствующего профиля. Укрупненные образовательные центры получат больше возможностей для обучения и выпуска компетентных специалистов. В этом году уже реорганизовано 11 образовательных учреждений. При этом речь идет не о снижении плана приема абитуриентов и сокращении числа преподавателей.

– Какие меры поддержки власти обеспечивают для педагогов, и, в частности, для молодых учителей?

– В этом году мы предоставляем преференции молодым педагогам. Теперь каждый из них при устройстве на работу получит ноутбук со всеми необходимыми программами, который сможет использовать в учебной деятельности. Также мы рассчитываем на то, что молодые педагоги до 35 лет начнут получать льготную ипотеку с процентной ставкой не более 8,5%. При этом первоначальный взнос будет компенсироваться из регионального или федерального бюджетов.

Для городских учителей разрабатывается проект «Учительский дом», которые предусматривает возведение целого учительского городка со своей инфраструктурой на неиспользуемых федеральных землях, принадлежащих образовательным учреждениям.

Стоит отметить, что у нас значительное число образовательных учреждений, имеющих в черте города земельные массивы, не используют их по каким-либо причинам. Сейчас мы составляем списки потенциальных участников проекта, готовых вступить в строительно-жилищный кооператив. В настоящее время в рабочий список включено более 800 преподавателей вузов и школьных учителей. До конца года мы рассчитываем получить все необходимые документы по передаче этих земель в собственность региона, после чего на них начнется строительство. При этом значительные затраты на возведение жилья будут выделены из региональной казны.