Работе управляющих компаний в Московской области последнее время уделяется пристальное внимание. К тому же, Госдума в ближайшее время намерена принять федеральный закон о лицензировании управляющих компаний. О том, какие компании получат лицензии и какое наказание грозит недобросовестным УК, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Государственной жилищной инспекции Московской области Александр Коган.
- Александр Борисович, существуют ли рычаги давления на управляющие компании, кроме штрафов?
- Отвечая на этот вопрос, стоит в целом рассказать о процедуре контроля над управляющими компаниями. Хочется отметить, что месяц назад в Госжилинспекции завершилась реформа по надзору за УК. До реформы проводились плановые и внеплановые проверки, мониторинг деятельности компаний, в случае выявления нарушений или жалоб составлялся протокол, а также выписывались штраф и предписание об устранении нарушения. На этом вся процедура заканчивалась.
Теперь же мы внедрили дополнительные меры воздействия. Во-первых, мы стали применять практику понуждения исполнения предписания через суд. Это очень серьезно дисциплинирует руководителей управляющих компаний. В этом направлении уже есть положительные результаты, на днях арбитражный суд полностью поддержал нашу позицию в отношении УЖК "Дружба" в Домодедове. Начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды осуществлялось неверно. Мы потребовали перерасчета, и теперь с помощью решения арбитражного суда компания обязана это сделать.
Во-вторых, мы в большей степени стали использовать метод дисквалификации руководителей управляющих компаний. Если в компании в течение года зафиксированы два серьезных нарушения, например, в части раскрытия информации, то руководителя компании можно дисквалифицировать. Если же руководитель не хочет лишиться должности по статье "дисквалификация", а это серьезный удар по имиджу и означает, что больше хорошую работу он не найдет, человек начинает более чутко реагировать на рекомендации надзорных органов и жалобы граждан. В Подмосковье уже дисквалифицировано 10 руководителей управляющих компаний в Солнечногорске, Сергиевом Посаде, Пушкинском, Орехово-Зуевском, Серпуховском, Дмитровском и Одинцовском районах.
Еще один важный момент, позволяющий воздействовать на управляющие компании, – это составление рейтингов и антирейтингов УК. До 1 июня текущего года будет выработана новая методология с более жесткими критериями, которая позволит нам составить четкий список "черных" и "белых" компаний.
Кроме вышеперечисленного, навести порядок в сфере управляющих компаний поможет новый закон о лицензировании. Мы очень надеемся, что законопроект будет принят в ближайшее время.
- Кстати, какие лицензионные требования будут предъявляться к УК? И каковы будут санкции, если УК этим требованиям не соответствуют?
- Лицензионных требований очень много, я перечислю самые основные. В первую очередь, не получат лицензию оффшорные компании. В Подмосковье порядка 10% жилого фонда управляется оффшорными компаниями. Из 743 управляющих компаний 10-15 точно являются таковыми. Компания должна быть зарегистрирована в России.
Второй момент – это нарушения правил эксплуатации жилищного фонда. Если в течение года компания получит больше двух предписаний на устранение нарушений по одному дому, она лишится права управления этим домом. Если она лишится 15% многоквартирных домов, лицензия будет отозвана.
Лицензионные требования коснутся и квалификации сотрудников. Так, руководитель должен сдать квалификационный экзамен, определенное количество персонала должны иметь образование, позволяющее работать с инженерными сетями, и иметь опыт работы на этом рынке.
Для руководителей управляющих компаний за ненадлежащее содержание многоквартирных домов предусмотрены штрафы в размере от 300 до 500 тысяч рублей и даже дисквалификация до трех лет. Такое же наказание предусмотрено законопроектом за работу без лицензии или с нарушением лицензионных требований, за отказ в передаче техдокументации новой управляющей организации, а также за нарушение порядка расчетов за коммунальные ресурсы.
- Предусмотрены ли в законе о лицензировании управляющих компаний условия обслуживания ветхого жилья?
- К сожалению, нет. И это один из серьезных недостатков законопроекта. Мы понимаем, что фонд с высокой степенью износа требует более тщательного обслуживания, предписания могут не выполняться в силу объективных причин, но из-за жесткости законодательства компания будет лишена лицензии. Мы понимаем, что управляющие компании попросту будут отказываться от управления ветхими домами.
В связи с этим Московская область предложила поправки к законопроекту, касающиеся введения дополнительного стимула для компаний, берущих на себя ответственность по управлению ветхим фондом.
Если компания будет иметь, предположим, треть фонда с высокой степенью износа, то эти жесткие требования будут ослаблены, например, не три предписания в год, а десять. Компании должны быть заинтересованы в обслуживании ветхого фонда. Мы не можем допустить отказа управляющих компаний от обслуживания ветхого фонда.
- Существует ли в области система мониторинга устранения недостатков?
- Да, существует. Мы мониторили ситуацию в октябре и ноябре прошлого года. Выяснилось, что порядка 15-20% процентов предписаний (а в некоторых муниципалитетах – до 50%) не выполнялись. Сегодня ситуация мониторится в электронном виде, и программа предупреждает нас об истечении срока, отведенного на выполнение предписаний той или иной компанией.
Если же предписание оказывается невыполненным, мы вынуждены прибегнуть к понуждению через суд.
Стоит отметить, что на сегодняшний день количество невыполненных предписаний сократилось в два раза – их около 10%. Наша задача сделать так, чтобы все предписания выполнялись.
Наш принцип довольно прост: компании должны понять, что выполнять требования граждан и Госжилинспекции гораздо выгоднее, чем работать по своим правилам.
- Каков процент оплачиваемости штрафов, выписанных управляющим компаниям?
- На сегодняшний день оплачиваемость штрафов составляет 78%. Это очень низкая цифра, поскольку управляющие компании ежемесячно получают деньги от граждан в виде поступлений за платежи. До конца года мы собираемся довести эту цифру как минимум до 90-95% за счет более четкой работы с судебными приставами.
- Все ли Вас устраивает в областном законодательстве в сфере управления жилфондом? Какие законодательные инициативы регионального уровня Вы бы хотели предложить?
- Мы уже предложили две инициативы в областной парламент и сейчас готовим третью.
Раньше за мониторинг жилого фонда отвечало БТИ, однако с 1 января 2012 года эти полномочия с них сняли. На сегодняшний день нигде четко не прописано, что такое мониторинг жилого фонда, соответственно, он толком и не мониторится. Получается, что прежнюю систему отменили, а новую не предложили. В связи с этим мы намерены выйти с предложением о принятии проекта постановления о мониторинге жилого фонда, где постараемся прописать зоны ответственности всех уполномоченных органов.
Кроме того, у нас очень много предложений в части административной ответственности за правонарушения. Например, мы предлагаем установить административную ответственность для глав муниципалитетов в части порядка ведения очередности граждан на улучшение жилищных условий, законность проведения конкурсов по отбору управляющей организации и т.д. Сейчас у муниципальных образований обязанность есть, а ответственности нет.
Также персональную ответственность главы должны нести за непризнание аварийности дома. Если есть признаки аварийности дома, главе необходимо провести экспертизу, провести заседание межведомственной комиссии и принять решение о признании либо непризнании дома аварийным. С аварийными домами шутки плохи. Такие моменты также должны отслеживаться областным законодательством.
Еще одни поправки к закону, инициированные нашим ведомством, касаются общественного контроля. Областным законодательством мы можем более четко прописать полномочия региональных инспекторов и муниципальных. Поправки также предполагают наделение муниципальных жилищных инспекторов правом выписывать протоколы и рассматривать административные дела.
- Что нового в работе Госжилинспекции предстоит увидеть жителям Московской области в ближайшее время?
- Очень важное новшество – введение института общественных жилищных инспекторов. Их энергия должна быть направлена в мирное русло. В каждом микрорайоне будет по несколько общественных инспекторов
Желающие должны будут пройти определенный конкурс, по итогам которого будет присваиваться статус общественного жилищного инспектора. Инспекторы будут участвовать в заседаниях наших комиссий и в рассмотрении административных дел о наказании глав или руководителей управляющих компаний.
Интересно отметить, что некоторые муниципальные журналисты изъявили желание стать общественными жилищными инспекторами. Мы с удовольствием примем таких людей, осталось только дождаться принятия областного закона.