Эксклюзив
25 февраля 2020 г. 10:32

Руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов: "Мы идем с проверкой туда, где уже есть признаки нарушений"

Руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов: "Мы идем с проверкой туда, где уже есть признаки нарушений"

                Для управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям 2019 год отметился усилением работы по целому ряду направлений. Руководитель службы Евгений Антонов рассказал "Интерфаксу" о нацеленности на риск-ориентированный подход, проблемах в сфере оформления домашних питомцев и росте числа задач по контролю за экспортом продукции.

                - Каким для управления стал 2019 год?

                - В прошедшем году мы в полную силу начали работать в новой системе, созданной в результате реформы контрольно-надзорной деятельности. Удалось уйти от карательного уклона - как следствие, управление стало меньше оперировать штрафами и больше внимания уделять профилактике нарушений.

                Кроме того, нам удалось предотвратить возникновение крупных вспышек заболеваний животных. Лишь в Московской области был обнаружен небольшой очаг оспы овец, но его быстро локализовали и ликвидировали.

                - Вы упомянули об уходе от карательного уклона в работе управления. Как это отразилось на показателях?

                - Если в 2017 году мы провели около 3,6 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, то в 2019 году их число сократилось почти на 40% - до 2181 проверки. Полностью отказаться от этого направления работы мы не можем - таково требование законодательства. Но в наших силах максимально снизить надзорную нагрузку на бизнес: предостерегать предпринимателей, а не поголовно штрафовать их.

                Так, в прошлом году управление выдало 321 предостережение и 131 предупреждение лицам, которые допустили негрубое нарушение или совершили его впервые. В прежние времена они были бы оштрафованы.

                - Результативность проверок не упала?

                - Показатель результативности работы управления - это соотношение надзорных мероприятий к штрафам. Да, в 2019 году мы провели на 33% проверок меньше, чем в 2018 году, но количество дел об административных правонарушениях сократилось всего на 8%.

                То есть коэффициент результативности составил 1,78, при этом два года назад этот показатель был равен 1,2.

                Сказанное мной не означает, что мы начали зверствовать в отношении тех, кого проверяем. Эти результаты - плод комплексного подхода к работе, при котором решение о проведении контрольно-надзорного мероприятия принимается с учетом сведений органов муниципального земельного контроля, прокуратуры, системы "Меркурий". Другими словами, мы идем с проверкой туда, где имеются признаки нарушения.

                - На какую сумму оштрафованы нарушители в прошлом году?

                - В 2019 году управление наложило штрафов на 200,7 млн руб. По сравнению с предшествующим периодом эта сумма уменьшилась примерно на 10%: в 2018 году нарушители были привлечены к ответственности на 222 млн руб. При этом сбор штрафов, наоборот, вырос на 1%: в прошлом году мы взыскали чуть более 148 млн руб.

                Мы хотели бы, чтобы сумма штрафов снижалась и в дальнейшем. Дело в том, что их размер сегодня велик. И для небольших предприятий необходимость таких выплат может стать непосильным бременем.

                Исправление и профилактика нарушений - вот наша главная задача. Поэтому мы вместо штрафов стремимся выдавать такие документы, как предостережения и предупреждения.

                - В последние годы на государственном уровне много говорят о применении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Как это проявляется в работе Россельхознадзора?

                - Сегодня мы организуем проверки на основе анализа информационных сервисов - помимо уже упомянутого мной "Меркурия", это система раннего оповещения о результатах проведенных лабораториями исследований "Сирано", реестр организаций и производств, связанных с ветеринарией, "Цербер". Кстати, доступ к этим инструментам имеют и производители продукции, что обеспечивает прозрачность того мониторинга, который проводит наше управление.

                - Давайте поговорим о контроле над импортной продукцией, которая поступает на российский рынок. Какого качества она была в 2019 году?

                - Мы осуществляем обширный лабораторный контроль: управление отобрало более 170 тыс. различных проб. Но хочу остановиться на одном аспекте.

                За год мы отобрали более 7 тыс. проб зарубежной плодоовощной продукции и выявили 775 партий с превышением максимально допустимых уровней пестицидов, нитратов и нитритов. Проблема в том, что претензии к импортеру мы предъявить не можем, поскольку с 2011 года Россельхознадзор исключен из числа органов, которые контролируют эту норму. Подразумевается, что делать это должен Роспотребнадзор. Но за то время, пока информация о нарушении передается из одной структуры в другую, товар уже реализуется на рынке. Мы надеемся, что эта ситуация разрешится, и соответствующие полномочия нашей службе вернут.

                - Сколько санкционных товаров удалось выявить на территории трех субъектов РФ в прошлом году?

                - Что касается санкционной продукции животного происхождения, то в 2019 году сотрудники нашего управления пресекли 197 попыток ее оборота. Было изъято и уничтожено 36 тонн сыров, колбасных изделий и других наименований продукции. В багаже авиапассажиров мы обнаружили еще 415 партий таких товаров.

                Эта работа со временем только набирает обороты: так, в 2018 году мы выявили 61 партию санкционной животноводческой продукции, а в 2017 году - 46.

                Иная тенденция связана с оборотом подкарантинной - прежде всего, плодоовощной - продукции. В 2017 году наши сотрудники выявили 127 партий запрещенной к ввозу подкарантинной продукции, в 2018 году - 44, а в 2019 году - всего одну: была остановлена фура, которая перевозила 20 тонн польских яблок.

                Эта динамика свидетельствует, что необходимы изменения в системе оборота подкарантинной продукции. Она должна сопровождаться фитосанитарными документами, также как и продукция животного происхождения.

                - Об импорте мы с вами уже поговорили, а каковы последние тенденции в сфере экспорта?

                - За последние годы фокус внимания нашей службы все больше смещался в сторону экспорта, и сегодня основные задачи перед управлением Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям стоят именно в этой сфере.

                В прошлом году мы оформили более 4 тыс. партий продукции животного происхождения общим весом 29 тыс. тонн на экспорт. Это на 24% больше, чем в 2018 году. Импорт при этом сократился на 12%.

                Российские предприятия поставляют в зарубежные страны главным образом продукты переработки - их доля от общего объема экспорта в прошлом году составила 52%. Наши товары попадают на рынки самых разных стран - Китая, Вьетнама, ОАЭ, государств СНГ и Европы.

                Чем более явно проявляется тенденция увеличения объема экспорта, тем ответственнее мы должны подходить к выполнению задачи обследования предприятий, которые планируют поставлять товары за рубеж.

                Если производитель продукции хочет стать экспортером, он должен попасть в соответствующий реестр, который ведет Россельхознадзор. Сегодня из наших производителей в список входит 775 поставщиков в страны Евразийского экономического союза и 405 поставщиков в другие государства.

                Только в 2019 году управление получило около 800 заявок на включение в этот реестр. Некоторую часть из них мы отклонили сразу из-за недостаточно качественной подготовки документов, на оставшиеся предприятия выезжали с проверками - в общей сложности наши специалисты провели 283 обследования. В результате этой работы право реализовывать свою продукцию за границей получили 167 компаний. Большая их часть находится в Московской области.

                - Раньше на инспекторов Россельхознадзора возлагалась существенная нагрузка по оформлению документов домашних питомцев при их перемещении по территории России. Теперь, когда требование отменено, с какими проблемами сотрудники службы сталкиваются в этой сфере?

                - За прошлый год инспекторы оформили более 50 тыс. сертификатов, чтобы животные-компаньоны могли выехать за рубеж - прежде всего, в Евросоюз. Этот показатель на 63% превышает значение 2017 года. Как видите, ситуация остается сложной, несмотря на то, что внутри России питомцы сегодня могут путешествовать без дополнительных документов - достаточно ветеринарного паспорта.

                В связи с этим мы подготовили предложения по упрощению процедуры оформления домашних питомцев для выезда за границу. Право выписывать данные сертификаты необходимо предоставить государственной ветеринарной службе, так как она и осуществляет клинический осмотр животных. Для этого нужно внести изменения в соответствующий приказ министерства сельского хозяйства РФ. Надеюсь, что в 2020 году мы сможем добиться принятия таких мер.

                - Одна из функций Россельхознадзора - земельный надзор. Как он осуществлялся в 2019 году, и сколько участков удалось вовлечь в хозяйственный оборот?

                - По нашим предписаниям в 2019 году в сельскохозяйственный оборот возвратили 12,6 тыс. га, 9,7 тыс. из них - в Московской области. Эта цифра постоянно растет: в 2018 году речь шла о 11,8 тыс. га, в 2017 году - о 10,3 тыс. га.

                Я упомянул только о той земле, которую вернули в оборот непосредственно в результате нашей деятельности. Власти субъектов РФ прилагают собственные усилия по снижению площади неиспользуемых участков. Благодаря этому аграрные работы в 2019 году в Московской области начались на 50 тыс. га, а в Тульской области - на 20 тыс. га.

                Также органы местного самоуправления Подмосковья показывают прекрасные результаты по муниципальному земельному контролю. Наше управление ежегодно получает от них более 1 тыс. материалов проверок. Для того, чтобы упростить взаимодействие при таких объемах работы, мы заключили с правительством региона соглашение об информационном сотрудничестве. Планируем применять подобную практику на всей подведомственной территории.

                Еще одно направление нашей работы в этой сфере - возмещение нанесенного землям ущерба. Если в 2018 году управление подало в суды девять исков о взыскании 74 млн руб., то в 2019 году было уже 29 исков. Несмотря на более чем трехкратный рост их числа, сумма изменилась незначительно - она выросла всего до 79 млн руб.

                Мы понимаем, что вероятность уплаты суммы ущерба невелика, и поэтому стараемся продвигать идею о так называемом добровольном порядке возмещения. Речь идет о проведении рекультивации пострадавшей земли. За последние три года количество таких мероприятий выросло с одного до 28-ми, в прошлом году было восстановлено 1,4 тыс. га на 145 млн руб. У нас нет сомнений, что такой вариант вложения средств более предпочтителен для всех - владельцев участков, общества, государства.

                К тем собственникам, кто игнорирует возможности исправления нарушения, остается применить последнюю меру воздействия - изъятие земли. В прошлом году нерадивые владельцы в результате судебных решений лишились восьми участков общей площадью 167 га. Еще 11 собственников добровольно отказались от своей земли.

                - Какие задачи вы ставите перед управлением в 2020 году?

                - В текущем году мы должны создать максимально эффективную модель взаимодействия с государственной ветеринарной службой в новых условиях. Дело в том, что с 1 января 2020 года полномочия этой структуры в сфере надзора переданы нам. Теперь мы общими усилиями должны разделить сферы ответственности на практике.

                Не менее важная задача - совершенствование механизма использования возможностей электронных систем, прежде всего - ФГИС "Меркурий".

                - Какие коррективы в работу управления внесла эпидемиологическая ситуация с заболеваемостью коронавирусной инфекцией?

                - Россельхознадзор не вводил дополнительных ограничительных мер по перемещению продукции животного происхождения из-за коронавируса. Однако ввоз животных из ряда стран, в том числе Китая, запрещен, хотя возможность передачи инфекции таким путем не подтверждена.

                В связи со сложившейся ситуацией мы усилили контроль над прибывающими пассажирами в аэропортах. Если раньше таможенники приглашали наших инспекторов в отдельных случаях, то теперь сотрудники разных органов совместно дежурят в зоне прилета. Это отвлекает людские ресурсы от работы на других направлениях, поэтому я обратился к руководителям государственных ветеринарных служб Москвы и Московской области с просьбой о содействии. Они выделили специалистов, которые сегодня занимаются оформлением выезжающих за рубеж животных.

                Добавлю, что пока не удалось зафиксировать ни одного случая провоза в ручной клади и багаже продукции животного происхождения или животных из стран, где распространен коронавирус.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще