У учителя информатики Андрея Сиденко в эти дни практически все уроки открытые. Дорогу к школе N29 деревни Беляниново Мытищинского района, где работает победитель Всероссийского конкурса "Учитель года – 2013", теперь знают многие. Вместе с его учениками за парты регулярно садятся журналисты. Об участии в конкурсе и своих взглядах на вопросы образования 28-летний Андрей Сиденко рассказал корреспонденту "Интерфакса".
- Андрей Григорьевич, что помогло одержать победу в конкурсе: профессиональные навыки, хорошая подготовка, везение?
- Поддержка тех людей, которые меня окружают. Я знал, что меня в родной школе ждут вне зависимости от результата, и это немножко успокаивало. Кстати, конкурс проходил в школе N29, но не мытищинской, а подольской. По всей видимости, это было символично.
- Ваш мастер-класс на конкурсе, посвященный использованию мобильных телефонов на уроках, вызвал резонанс. Вы действительно разрешаете детям пользоваться телефонами?
- На уроках – только в образовательных целях. Телефон ведь не обязательно отвлекающий фактор. По сути, это устройство, с помощью которого можно, например, выяснить площадь школьного участка или расстояние от пункта А до пункта Б по спутниковой карте. Можно сымитировать движение маятника, чтобы понять, в каких точках происходит ускорение, а в каких точках – замедление. Да тот же фотоаппарат, который есть практически в любом телефоне, может быть использован для фиксации лабораторной или практической работы, сделанной и в классе и дома. В телефоне множество функций, и он всегда под рукой.
- Многие дети сейчас прекрасно владеют компьютерными технологиями. Насколько полезны для них школьные учебники по информатике?
- На мой взгляд, учебником нужно руководствоваться как базовым инструментом, а дальше изучать предмет, опираясь на современные реалии. Где-то информатизация развита, где-то не совсем, а учебник единый. Что касается моих учеников, то сама среда, в которой они находятся, формирует у них понятие информационной компетенции, то есть способности самостоятельно искать, обрабатывать и передавать информацию. Задача учителя, на мой взгляд, - эти навыки развивать.
- Во время встречи финалистов конкурса "Учитель года России - 2013" с президентом РФ вы говорили и о формировании информационной культуры.
- Информационная культура – это высокий уровень компетенции. Это уже не поиск информации, а владение ею, способность выделить нужное для себя, умение воспользоваться информацией в практической деятельности. Я стараюсь формировать у своих учеников понятие информационной культуры.
- Это основа вашей методики преподавания?
- Главное - любить детей. Я считаю, что это основа любой методики. Учитель всегда учится у учеников. Меня они учат оставаться на волне поиска информации, чтобы урок был интересным и занимательным, чтобы не было скучно. Своими вопросами ученики дают мне повод к саморазвитию, это своеобразный стимул.
- Какие впечатления у вас остались от самого конкурса "Учитель года России – 2013"?
- Это хорошая площадка для общения учителей. Обсуждая вопросы, понимаешь, что и проблемы у нас одинаковые, и пути их решения одинаковые. Даже финалисты конкурса не считали друг друга соперниками. Перед каждым конкурсным заданием мы собирались, обсуждали его и не видели смысла что-то скрывать друг от друга. Конкурс воспитывает дух сотрудничества, а не соперничества, что, на мой взгляд, очень важно.
- В течение года вы будете ориентиром для педагогического сообщества страны. Готовы делиться опытом?
- Год предстоит сложный. Надо развивать свой потенциал и, конечно, делиться опытом. Думаю, что с поставленными задачами справлюсь, и все будет хорошо.