Центр / Эксклюзив 20 февраля 2018 г. 10:46

Вице-губернатор Подмосковья И.Габдрахманов: "Подмосковье стало лидером по внедрению механизмов цифровой экономики"

Участие в форуме "Сочи-2018" ознаменовалось для делегации правительства Московской области рядом встреч с потенциальными инвесторами и подписанием соглашения о сотрудничестве со столичной мэрией. Вице-губернатор Подмосковья Ильдар Габдрахманов рассказал "Интерфаксу" о ключевых для властей региона событиях сочинского форума, а также о своем участии в деловой сессии, посвященной знаковому тренду последнего времени – развитию цифровой экономики.

Вице-губернатор Подмосковья И.Габдрахманов: "Подмосковье стало лидером по внедрению механизмов цифровой экономики"

- В ходе инвестиционного форума в Сочи губернатор Московской области Андрей Воробьев и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель, которую преследовали руководители регионов, заключая этот документ?

- Андрей Юрьевич (Воробьев, - ИФ) и Сергей Семенович (Собянин, - ИФ) ранее неоднократно говорили о том, что интересы Москвы и Московской области тесно переплетены: фактически речь идет о единой агломерации, в которой проживает более 20 млн человек. Москвичи отдыхают в области, наши жители часто ездят на работу в Москву.

Поэтому закономерно, что многие проблемы мы можем решить только вместе. Назову те темы, которые обращают на себя наибольшее внимание общественности: транспортная ситуация, вопросы экологии (в том числе утилизация мусора) и промышленное развитие. По каждому из этих направлений мы выработали совместные планы работы. А подтверждением намерений и стало заключение соглашения.

- Если говорить более глобально: с какими целями ехала на сочинский инвестиционный форум делегация правительства Московской области?

- Во-первых, нам было важно вживую услышать выступление премьер-министра России Дмитрия Медведева, чтобы понять, какие новые задачи ставит перед нами Правительство. Мы должны быть органичной неотъемлемой частью единой вертикали проводимых изменений. А для этого необходимо четко знать, где мы находимся, а также что нам еще предстоит сделать для достижения поставленных федеральным центром целей.

Во-вторых, несмотря на то, что мы постоянно работаем над привлечением на территорию Подмосковья новых предприятий, именно подобные форумы позволяют вывести инвестиционные вопросы на новый уровень.

- Вы приняли участие в деловой сессии форума, посвященной цифровой экономике. Насколько этот тренд последнего времени актуален для Московской области?

- Если говорить о тех внутренних системах, которые не видны постороннему взгляду, но при этом являются сердцем любого органа власти, то они в Московской области уже продолжительное время развиваются в русле тотальной цифровизации. Я говорю сейчас, скажем, о механизме государственных программ, финансово-бюджетных процессах, закупках. Но и это еще не все.

Мы переводим взаимодействие с получателями государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Сейчас каждое четвертое заявление подается онлайн, а бизнесом вообще каждое второе. Ежедневно нашими электронными сервисами пользуется более 1,5 млн. человек, хотя бы раз в неделю к ним обращается более 2,5 млн. жителей. Это и электронный дневник, и пополнение единой транспортной карты "Стрелка", запись к врачу, проверка и оплата счетов за коммунальные услуги.

На новую ступень вышла работа наших ведомств с инвесторами, планирующими строить производственные, коммерческие объекты: их взаимодействие протекает исключительно в электронном виде, надобность в бумажной документации полностью отпала. Ушли в прошлое времена, когда компании, которые планируют строительство складов или офисов, были вынуждены с кипами документов ездить по министерствам. Сегодня есть единая база проектной и разрешительной документации в электронном виде – все работают только с ней.

Такой подход планируем распространить и на другие сферы бизнеса. Так, в этом году подмосковное правительство планирует запустить сервис, с помощью которого любой фермер сможет подать юридически значимую заявку на получение субсидии от государства. И ему для этого не придется приезжать в профильное ведомство.

- Реализованы ли в Московской области какие-либо иные элементы цифровой экономики, кроме тех, о которых вы рассказали?

- Безусловно. Например, Московская область выбрана пилотным регионом, где бизнесу была предоставлена возможность получения технических условий на подключение к сетям ресурсоснабжающих организаций в электронном виде. Причем заявки поступают к ресурсным организациям через специального созданного регионального оператора, тем самым мы контролируем ситуацию, не допуская злоупотреблений по отношению к инвесторам.

- А еще Подмосковье сейчас переводит всю отчетность по государственным закупкам в электронную систему…

- Да, насколько мне известно, это уникальный среди российских регионов опыт. Дело в том, что данная тема для Подмосковья чрезвычайно актуальна: в год мы производим закупки более чем на 220 млрд руб. У нас около 400 тысяч государственных и муниципальных контрактов, по каждому из которых до недавнего времени вся отчетная исполнительная документация сдавалась исключительно на бумаге. Представляете, сколько это томов бумаги в год. И цифровизация всех процессов, связанных с исполнением контрактов, становится хорошим подспорьем и для органов власти. Другое дело, что мы пока справились лишь с верхушкой айсберга.

Возьмем для примера ситуацию с возведением социальных объектов. Как я уже говорил, мы избавили застройщика от необходимости наведываться в профильные министерства с кипами бумаг, но в случае создания общественно значимой инфраструктуры вопрос операционного контроля исполнения контракта становится особо важным. Мы и здесь стараемся идти в ногу со временем: создан и запущен сервис, который позволяет на еженедельной основе видеть выполнение планов строительно-монтажных работ, фиксировать малейшие отклонения и своевременно подправлять подрядчиков.

При этом федеральное законодательство хоть и не запрещает, но все же и не утверждает такую форму взаимодействия с застройщиками, что затрудняет внедрение новаций. Наша позиция – нужно либо менять нормативные акты на федеральном уровне, либо наделить необходимыми полномочиями в этой сфере регионы.

Другой подходящий пример – работа многофункциональных центров (МФЦ). Сами по себе они являются замечательным институтом, но сегодня к сожалению, МФЦ вынуждены уже после оцифровки документов, представленных заявителями, все равно вести их бумажные копии в некоторые федеральные органы. Конечно, цифровая экономика этого не предполагает: мы должны верить тому, что переведено "в цифру".

При взаимодействии органов власти с бизнесом и гражданами бумажный носитель должен стать вторичен, а цифровой, "скрепленный" электронной подписью, - первичен. Но для воплощения этого принципа в жизнь нам необходима поддержка федеральных властей.

- Готова ли к этому федеральная власть?

- Конечно, готова. Мы же все вместе взяли курс на цифровую экономику!

Я надеюсь, что в течение текущего года соответствующие изменения в федеральное законодательство будут как минимум инициированы.

- Как вы полагаете, для других российских регионов эта проблема столь же актуальна?

- Давайте смотреть правде в глаза: организационно-техническая готовность регионов к переходу на электронную форму взаимодействия разная. Для нас это действительно приоритет номер один – потому что нам иначе нельзя.

Территория Московской области велика, ежегодно только на региональном и муниципальном уровнях мы оказываем более 4 млн. услуг. Можно ли обработать это количество документов без применения электронных технологий? Эффективно – точно нет. К использованию "цифры" нас подталкивает сама жизнь.

Кстати, успехи Подмосковья по оцифровке услуг в градостроительной сфере коллеги из других субъектов Российской Федерации уже оценили по достоинству. В созданный при областном правительстве центр содействия строительству регулярно приезжают делегации из других регионов. Они хотят познакомиться с нашими методами работы с застройщиками, поскольку эти технологии уникальны для отечественного рынка.

- В нашем разговоре вы затронули тему необходимости изменения федерального законодательства. А что еще нужно предпринять для перехода на принципы цифровой экономики?

- Должна быть повсеместно создана цифровая инфраструктура. Поясню мысль на примере. При строительстве многоквартирных домов особо никто не думает об этом аспекте. Когда возведение здания завершат, жители вселятся, окажется, чтобы провести интернет в квартиру необходимо будет штробить стены. Или окажется, что провайдер в доме один и выбора другого нет. Но современные вызовы требуют от нас принципиально иного взгляда на проблему: на уровне стройстандартов должен появиться "умный дом". Их нужно готовить и утверждать на федеральном уровне.

Вот такое понимание цифровой экономики сложилось в Московской области на сегодняшний день.