Ярославская область переходит к новому этапу трехлетней программинформатизации региона, смещая акценты на сервисные функции, в частности, перевод госуслуг в электронный вид и развитие государственных порталов. С 1 января 2011 года "оцифровке" подвергнутся пять видов госуслуг. При этом общий вектор организации электронного правительства на региональном уровне сохраняется: развертывание IT-решений в рамках более общего процесса – процесса совершенствования государственного управления. Только модернизация инфокоммуникационной инфраструктуры не решит задачи повышения эффективности деятельности органов власти, прозрачности и информационной открытости, уверен заместитель губернатора Ярославской области Алексей Бушуев. О цифровых перспективах региона и новых управленческих решениях А.Бушуев рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Алексей Владимирович, для перевода в электронную форму выбраны пять видов государственных услуг, ориентированных на бизнес. Чем объясняется выбор, и какие виды "оцифрованных" услуг на очереди?
- С 1 января 2011 года мы переводим в электронный вид те пять государственных услуг, по которым регион в наибольшей степени контролирует документооборот. Речь идет о лицензировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, лицензировании заготовки и переработки лома черных и цветных металлов, регулировании деятельности по организации лотерей, предоставлении выписок из реестра лицензий, выдаче разрешений на строительство. Нам важно протестировать сложный как в программно-техническом, так и в организационном отношении комплекс, чтобы впоследствии устранить препятствия, которые могут затруднить гражданам получение госуслуг.
Что касается других видов услуг, которые будут переведены в электронный вид, это будет во многом зависеть от нормативных изменений на федеральном уровне. Любая электронная услуга предполагает взаимодействие между различными ведомствами, что, в свою очередь, требует формирования национального пространства доверия. К сожалению, не все вопросы сегодня нормативно урегулированы. Мы ждем постановление правительства об этом пространстве доверия, о порядке взаимодействия на нем.
Сегодня, оказывая услуги, например, департамент регулирования хозяйственной деятельности должен заключать соглашение с другими ведомствами об обмене документами. Когда таких услуг 3,4,5 - управлять системой соглашений еще реально, но когда количество этих соглашений будет исчисляться сотнями, управлять таким огромным пакетом договорных отношений станет непростой задачей, чрезвычайно усложнит систему взаимодействия ведомств. Вопросы взаимодействия различных государственных структур должны, на мой взгляд, регулироваться в административном, а не договорном порядке. С 1 июля 2011 года вступают в силу нормы закона, согласно которым с заявителя перестанут требовать какие-либо документы и справки, уже имеющиеся в других органах власти. Для этого требуется нормативная база, определяющая статус электронного документа и электронных выписок из реестров и баз данных. Также должен быть существенно обновлен закон об электронной цифровой подписи. А пока получается, что виртуальный документ, так необходимый для полноценного функционирования электронного правительства, существует лишь в качестве дополнения к своему бумажному аналогу и не является его полноценной заменой. Ведомства по-прежнему обмениваются документами, а при оказании электронных услуг предполагается обмен информационными выписками из отдельных баз данных. Поэтому, решение о том, какие еще услуги будут переводиться в электронный вид, мы примем после принятия федеральных нормативных актов, с учетом зрелости правовой базы.
- В областной программе определены четыре основных этапа перехода к электронному правительству: присутствие в интернет-пространстве, получение услуг, проведение транзакций и полная трансформация. Мы можем говорить о завершенности первого этапа?
- Мы выделяем пять основных этапов перехода к оказанию услуг в электронном виде, и в рамках каждого из них можно совершенствоваться. Информация об электронных услугах есть, и она доступна на портале государственных услуг в сети Интернет. Идет активный процесс интеграции реестров госуслуг - федеральных и региональных, создание единого информационного пространства. Но возможности совершенствования остаются и на этом, казалось бы уже пройденном, этапе. Почему мы сегодня говорим о клиентоориентированности? Меня, как чиновника и прежде всего как потребителя, не совсем устраивают регламенты оказания услуг в их нынешнем виде. Информация формально доступна, но чтобы пробиться через сложные конструкции регламентов, нужно приложить большие усилия. Наша задача - перевести сложный документ на язык, понятный и комфортный потребителю, дающий ему четкий и простой для понимания алгоритм действий. Частично эту задачу решат автоматизированные регламенты.
А пока, попробуйте заполнить самостоятельно, например, форму налоговой декларации - без специалиста не разберешься. Поэтому важно ответить на вопрос: для чего мы переводим услуги в электронный вид, чтобы граждане сами заполнили нужные им документы или для того, чтобы граждане наняли себе специалиста для их заполнения? Все мы потребители. Если налоговый инспектор говорит с нами на языке, который мы не понимаем, завтра он придет к врачу, к любому другому специалисту, и с ним могут поступить также.
- То есть важно определиться на концептуальном уровне, что первично: модернизация технологической базы или модернизация государственного управления?
- Возможности IT во многом превосходят наши способности использовать их с пользой для себя. Мощности нынешнего компьютера, программ, большинство использует, дай Бог, на 10 %. При построении информационного общества, кроме технического и технологического совершенствования, важна социальная и организационная составляющие. В качестве примера построения информационного общества можно привести Южную Корею, Сингапур, европейские страны, в частности, Великобританию. В этих государствах сначала были проведены реформы системы управления на принципах New Public Management или нового государственного управления, которые строились на парадигме клиентоориентированности, на привнесении в систему управления конкуренции за потребителя, совершенствования бизнес-процессов и управления по целям. Сегодняшняя реформа государственных учреждений в России тоже движется в этом направлении: учреждения получают государственный заказ, и чем лучше они работают, тем больше объем государственного заказа. Это тоже достаточно революционные преобразования в системе управления. Многие страны в процессе совершенствования управления создавали различные автономные агентства, учреждения нового типа. Для того, чтобы эффективно применять информационные процедуры, должна поменяться культура управления. Создание информационного общества не ограничивается автоматизацией процессов. Если автоматизировать бардак, то получишь автоматизированный бардак и не более того.
- Алексей Владимирович, более половины объема финансирования областной программы информатизации — 1,7 млрд рублей - планируется направить на перевод в электронный вид услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. Как в перспективе будут развиваться информатизация по отраслевым направлениям?
- Между отраслями существует так называемый "цифровой разрыв": есть отрасли с относительно неплохими стартовыми позициями (в Ярославской области это, например, образование - девятое место в России и первое в ЦФО по уровню готовности к электронному развитию) и те сферы, где мы пока не так далеко продвинулись (например, медицина – 56 место в России и 11 в ЦФО). Задачи информатизации каждой отрасли учитывают ее особенности. Так в образовании предполагается сделать качественный скачок по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет – увеличить скорость передачи данных в среднем с нынешних 128 килобит в секунду до 512 и выше. В интернет-пространство выйдут и учреждения дополнительного образования, и детские сады. Чтобы работа школ в информационной среде не прервалась, нужно профинансировать новое соглашение с компанией "Майкрософт", предоставляющей программное обеспечение для образовательных учреждений на льготных условиях. Сегодня мы так же говорим и о внедрении информационных систем управления деятельностью образовательных учреждений и предоставления электронных услуг в сфере образовании. Из тех, которые больше на слуху, можно назвать электронные дневники.
Информатизация здравоохранения предусмотрена в рамках федеральной и региональной программ модернизации. Речь идет о развертывании новых сервисов: электронной регистратуры, систем оценки качества лечения, переход на электронное ведение историй болезни, амбулаторных карт, архивирование протоколов диагностических исследований. Большое значение придаем открытию в учреждениях здравоохранения телемедицинских центров, которые обеспечат дистанционное консультирование пациентов, демонстрацию современных хирургических методик посредством видеоконференцсвязи.
- В перспективе - переход на документальную информационную среду взаимодействия, которая позволяет юридически признавать эквивалентность сделок в электронной форме. В виртуальном мире окажется огромное количество документов, имеющих юридическую силу, а значит, с особой остротой встанет вопрос об информационной безопасности. Как решается вопрос информационной защиты данных?
- Задачи информационной безопасности ставятся и в рамках федеральной программы развития информационного общества и в рамках региональной программы. Эти задачи не простые, они дорогостоящие, но постепенно мы защищаем и сети, и каналы передачи информации, и центры обработки данных.
С созданием национального пространства доверия, единой системы электронно-цифровых подписей, внедрения универсальных электронных карт появится электронный гражданин. У каждого будет свой электронный паспорт, который надежно удостоверяет личность. Информационное общество предоставляет новые возможности для развития общества и государства, но по законам диалектического развития мира, новые возможности всегда несут в себе и новые угрозы.
В информационном поле тоже требуются определенные правила игры. Нам придется вкладывать много сил и средств в повышение компьютерной грамотности. Это вопросы не просто нажатия кнопочек, это вопрос удобства, безопасности и вообще умения людей адаптироваться и жить в новой среде. Скорость технических изменений столь велика, что не всегда люди, общественные и государственные институты успевают адаптироваться. И здесь мы должны быть разумными консерваторами: нельзя каждый день менять правила игры, иначе не будет вообще правил, что чревато полной дезориентацией.
Вопрос информационной безопасности выходит далеко за пределы физической защиты каналов передачи информации, мест их обработки и хранения, поэтому на решение вопросов, как будет защищаться информация, как будет построена система электронных паспортов, как мы научим людей правильно пользоваться новыми возможностями, потребуется немало времени.
- Преобразования требуют огромных финансовых ресурсов. Привлекаются ли средства в рамках государственно-частного партнерства?
- Проработано соглашение с ОАО "Центртелеком" по развитию каналов связи. Они будут за свои деньги развивать каналы связи, а мы, со своей стороны - ориентироваться на приобретение соответствующего трафика. Параллельно, с аналогичным предложением вышла компания "Р-Телеком", которая создает в Ярославле свою сеть. Поступило предложение от "Связьбизнесхолдинга", компания заканчивает в Ярославле строительство современного центра обработки информации и предлагает правительству области создать совместную с ней управляющую компанию. Мы в ближайшее время намерены обсудить предложение. "Сбербанк" предложил партнерство в сфере выпуска универсальных карт. В сфере повышения IT-грамотности мы, с участием банков и коммерческого вуза МУБиНТ, открыли социальные центры.
Безусловно, в сфере IT перспективы государственно-частного партнерства велики. Например, call-центры вполне могут быть отданы на откуп частному оператору: мы будем платить ему, как автономному учреждению за оказание услуг, а оператор будет вкладывать свои средства, знания в развитие, в том числе за счет создания дополнительных сервисов.
К сожалению, у нас пока предложений на рынке не так много, культура государственно-частного партнерства еще не сформировалась, под нее нет четкой нормативной базы. Кроме концессионных соглашений на федеральном законодательном уровне более-менее последовательно ничего не урегулировано.
Мы сейчас внесли закон в областную думу, чтобы какие-то моменты, до принятия федеральных нормативных актов, урегулировать на региональном уровне. Идет очень бурное обсуждение.
- Речь идет о механизмах долгосрочного партнерства?
- Партнерство на долгосрочной основе, как показывает мировая практика, максимально эффективно. Да, возможно, за каждую отдельную сделку ты платишь чуть дороже, но с точки зрения качества работ, взаимопонимания, отличного знания потребностей заказчика партнеры окупят "дополнительные" затраты. Выбор самых дешевых поставщиков чреват необходимостью переделывать работу заново, страдает качество, теряется время. Во всем важен баланс, нельзя доводить ситуацию до абсурда. Допустим, в борьбе с коррупцией пришли к тому, что все нормативные акты не должны содержать слов: "на усмотрение", "иные способы" и т.д. Я согласен, чем меньше усмотрения, тем лучше. Но руководителю, чиновнику не остается никакой возможности что-либо усовершенствовать. Приведу пример: мы обсуждали порядок ведения государственного информационного портала, где департамент обязан разместить определенную информацию. В первоначальной формулировке этот порядок содержал слова: "может также опубликовывать иную информацию о своей деятельности". Юристы сразу одернули. А какая здесь коррупционная составляющая, если кроме обязательной информации органы власти готовы предоставить дополнительную информацию? Попытки сделать из чиновников роботов, лишить возможности для самостоятельного действия тоже ни к чему хорошему не приведут.
Нельзя все предусмотреть в документе. Сфера управления, в том числе и государственного, – это сфера, где высок уровень неопределенности. И формирование информационного общества означает не только необходимость технических преобразований, оно означает отход от веберовского толкования бюрократа как рациональной машины и потребует кардинального изменения методов управления, расширения самостоятельности руководителя, естественно, с сохранением ответственности за результаты деятельности, становления принципиально иной культуры управления.