Недавно Смоленская область впервые получила доход от собственного географического положения: благодаря тому, что по территории региона проходит магистраль М1 Москва-Минск, правительство выделило области средства на внедрение современных навигационно-информационных систем. О том, какие задачи предполагается решить в этой сфере, "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора Смоленской области Петр Лопашинов.
- Петр Михайлович, правительство выделило ряду регионов средства на развитие ГЛОНАСС-технологий. Какие задачи предполагает решать в этой сфере администрация Смоленской области?
- В начале декабря правительство России приняло решение о выделении в 2013-14 годах субсидии на внедрение навигационно-информационных систем в ряде регионов, по территории которых проходят основные транспортные коридоры страны. Общий объем выделяемых средств составит 3,5 млрд рублей, а получателями субсидии станут 32 региона России, в том числе и Смоленская область, по территории которой проходит магистраль М1 Москва-Минск. Это тот редкий случай, когда дополнительные средства Смоленщина получила исключительно благодаря своему географическому положению, и за них не пришлось бороться!
Теоретически наш регион может получить в 2013-14 годах 90 млн рублей, но есть целый ряд условий, которые для этого нужно выполнить. Например, в регионе должен быть создан региональный навигационно-информационный центр в форме ОАО. У нас еще летом было подписано многостороннее соглашение о создании такой структуры, в нем, в частности, участвует ОАО "Навигационно-информационные системы", готовое вложить в решение этой задачи 40 млн рублей. В этой связи сейчас у нас возникла проблема: получить федеральную субсидию можно в том случае, если объем бюджетных и частных инвестиций в создание навигационно-информационного центра равны. Чтобы выполнить это условие, наши партнеры должны увеличить объем своих вложений до 90 млн рублей.
- Какие задачи предполагается решить с помощью федеральной субсидии?
- Правительство ждет от этой работы самых разнообразных результатов. Например, самое простое: благодаря системе контроля за государственным и муниципальным транспортом, коммунальной техникой ожидается резкое - до 30% - сокращение бюджетных расходов на горюче-смазочные материалы. Вообще же на средства, полученные из федерального бюджета, регионы, по территории которых проходят основные транспортные коридоры, должны внедрить обязательный набор систем. К их числу относятся система управления пассажирским транспортом, система мониторинга перевозки опасных грузов и движения школьных автобусов, система управления автомобилями скорой помощи и коммунальной техникой. Если что-то из перечисленного имеется (например, система "Школьный автобус" в Смоленской области действует), "лишние" средства можно потратить на что-то еще.
- Вот об этом "что-то еще". Некоторые регионы планируют внедрить системы высокоточного позиционирования и контроля за инженерными сооружениями, кадастровые системы, системы геодезии, системы мониторинга сельскохозяйственной техники. Есть ли у администрации Смоленской области какие-то проекты, реализацию которых можно было профинансировать на эти деньги?
- Такие проектов два. Во-первых, с 1 января в России вводится плата за провоз по федеральным автомагистралям тяжеловесных грузов, и власти Смоленской области отчетливо понимают, что все эти машины немедленно сойдут с магистрали М1 Москва-Минск и начнут двигаться до трассам регионального значения, нанося их дорожному покрытию непоправимый ущерб. Поэтому самой приоритетной задачей после получения субсидии для администрации Смоленской области станет внедрение системы контроля за движением тяжеловесных грузов.
Вторым важным событием станет 1150-летие Смоленска, празднование которого состоится в сентябре 2013 года. К этой дате власти региона решили оснастить электронными табло с информацией о времени прибытия транспорта самые крупные остановки общественного транспорта в областном центре, и для решения этой задачи как раз и предполагается использовать средства федеральной субсидии.
- Недавно в Смоленской области был принят закон, регулирующий процесс выпуска, выдачи и обслуживанию универсальных электронных карт (УЭК). Могли бы вы рассказать об основных деталях этого процесса?
- С 1 января любой гражданин может написать заявление о выдаче универсальной электронной карты. На ней будут содержаться идентификационные сведения о гражданине, к карте будет привязано банковское приложение, на нее можно перечислять различные пособия и выплаты. Впоследствии появится и транспортное приложение, для чего, конечно, нам нужно оснастить весь пассажирский транспорт соответствующим оборудованием. Идея исключить хождение наличных денег в этой сфере мне представляется очень перспективной. Речь идет, во-первых, обо всем пассажирском транспорте - и муниципальном, и частном, а, во-вторых, не только о льготниках, о праве которых на бесплатный проезд будет свидетельствовать карта, но и обо всех остальных гражданах. При этом при оплате картой стоимость проезда будет на 5-10% меньше. Таким образом, у граждан появится мотивация получать универсальные электронные карты. В перспективе УЭК планируется активно использовать в сфере здравоохранения: на карте будет храниться электронная история болезни, врачи начнут заносить туда льготные рецепты, и достаточно будет предъявить ее в аптеке, чтобы фармацевт понял, какие лекарства нужны человеку. Главной проблемой пока является отсутствие инфраструктуры. Фактически ни одну из возможностей карты, кроме банковского приложения, на данном этапе использовать невозможно.
- За счет каких средств будут выпускаться универсальные электронные карты и куда гражданам за ними обращаться?
- Выпуск одной карты обходится примерно в 300 рублей. В рамках федеральной программы Смоленской области бесплатно выделено 1400 заготовок, еще 2400 заготовок УЭК планируется приобрести за счет средств бюджета Смоленской области. В региональном бюджете на 2013 год предусмотрено еще 3 млн. рублей для выпуска заготовок УЭК.
Написать заявление на получение карты можно будет во всех многофункциональных центрах на территории Смоленской области, а также в трех отделениях Сбербанка - всего на территории региона будет девять пунктов выдачи УЭК. В 2013 году универсальная электронная карта будет выдаваться гражданам исключительно по заявлению. С 1 января 2014 года - если человек по каким-то причинам не написал официальный отказ от получения карты - УЭК будет выдаваться без заявления.