Концепция народной стратегии, работа над которой ведется в Ярославской области, уделяет особое внимание здравоохранению как основной социальной составляющей общества. О перспективах развития здравоохранения в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора Ярославской области Александр Сенин.
- Александр Николаевич, известно, что многие изменения в здравоохранении вызывают неоднозначную реакцию у людей. А насколько они целесообразны на Ваш взгляд?
- В системе здравоохранения сейчас происходят ожидаемые изменения. Качественная и доступная медицинская помощь может быть оказана только с применением новых технологий, современными лекарственными средствами, врачами, которые прошли соответствующую переподготовку, получили необходимую квалификацию. Зачастую это невозможно обеспечить в условиях маленьких медицинских учреждений, в которых врачи не повышают свою квалификацию, а в некоторых из них вообще остались только медсестры, отсутствует современное оборудование. Между тем, все импортное оборудование, ориентировано на использование информационных технологий, т.е. на то, чтобы оно было частью большой интегрированной системы. На бытовом уровне мы видим, как быстро развивается техника: мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры - все изменяется стремительно. Многими функциями мы даже не успеваем научиться пользоваться. И точно так же стремительно меняется ситуация с медицинским оборудованием. Мы понимаем, что нельзя поставить большой томограф в маленьких больницах, что столь дорогостоящее оборудование должно постоянно использоваться в лечебном процессе. Только тогда его приобретение будет оправдано. И врач сможет полностью освоить и использовать возможности оборудования, когда он работает на нем постоянно.
Если посмотреть на наши некоторые районные больницы, на тот же Борисоглебский родильный дом, то я бы ни за что не поверил, что люди будут отстаивать деревянный дом без горячей воды, без канализации и считать это чуть не вершиной системы здравоохранения. Весь мир идет по пути укрупнения служб медицинских учреждений, с одновременным оснащением их самой современной техникой и внедрением новейших технологий. При этом нельзя забывать об улучшении транспортной доступности для населения при организации помощи. Для того чтобы врач хорошо и результативно лечил, его необходимо оснастить оборудованием, полностью обеспечить лечебный процесс, дать возможность постоянно повышать квалификацию. В условиях маленьких больниц это сделать невозможно, поэтому, повторюсь, процесс укрупнения медицинских учреждений абсолютно объективен. При этом необходимо развивать логистику и решать вопрос нехватки врачей в районах.
- Действительно ли так остро стоит кадровый вопрос, принимаются ли меры для его решения?
- Проблема нехватки врачей возникла не вчера, она складывалась годами. На данный момент системе здравоохранения области не хватает более 500 врачей, в одном только Рыбинске - около 180. Ситуация ненормальная. Медицинские вузы выпускают каждый год тысячи выпускников, но они в практическое здравоохранение не идут. Важнейшим фактором привлечения специалистов должно стать предоставление им жилья. Сейчас эта наша первоочередная задача. В этом году областью всего будут приобретены 25 квартир, которые предоставят медикам в качестве служебных, с правом приватизации после 10 лет работы. Важно найти необходимое количество врачей, и если все квартиры будут востребованы ими, то на следующий год программа будет увеличена. Уже согласовано выделение квартиры в Брейтово, двух квартир в Пошехонье, по квартире в Рыбинском районе, Тутаеве, Некоузе и других районах. В Рыбинске, где проблема нехватки высококвалифицированных врачей стоит очень остро, для решения этой проблемы будут объединены усилия областных и муниципальных властей.
Кроме того, дефицит специалистов решается в рамках областной целевой программы"Улучшение кадрового обеспечения государственных учреждений здравоохранения Ярославской области на 2013-2017 годы". Работа по привлечения врачебных кадров становится планомерной - это и выплаты подъемных при переезде врача к месту работы, оплата съемного жилья, заключение договоров со студентами о последующем трудоустройстве в конкретную районную больницу, при этом студенту во время учебы выплачиваются дополнительная стипендия за счет средств областного бюджета, и многое другое. Эти простые и понятные решения позволят реально привлечь в здравоохранение молодых врачей.
- А каким образом планируется решить вопрос медицинского обслуживания населения в отдаленных территориях?
- Департамент здравоохранения и фармации и департамент труда социальной поддержки населения области рассматривают возможность объединения усилий в этом направлении. Сейчас в области действуют передвижные центры соцобслуживания. Они себя хорошо зарекомендовали. Технология отработана. Надо только расширить присутствие в них медработников и обновить транспортный парк и сделать график их движения более удобным для населения. Так мы дойдем до каждой деревни и до каждого жителя.
- Поделитесь планами по реконструкции, расширению и строительству новых медучреждений.
- Приоритетными направлениями для нас является укрепление материально-технической базы учреждений по оказанию медицинской помощи детям, а также специализированных учреждений онкологического и психиатрического профилей. За последние годы удалось значительно улучшить диагностическую базу онкологической больницы, однако без строительства нового хирургического корпуса нам не улучшить уровень оказания онкологической помощи.
Другой объект – областная психиатрическая больница, некоторые корпуса которой находятся в зданиях 18-19 века. Три корпуса, в которых опасно было находиться, уже расселены. Между тем, пациенты имеют право на оказание медпомощи в хороших условиях. Этот объект необходимо сделать, поскольку отношением к душевнобольным определяется общий уровень культуры общества.
В планах также строительство детских поликлиник в двух динамично развивающихся районах Ярославля - Дзержинском и Фрунзенском. Во Фрунзенском планируется возвести пристройку к корпусу существующей больницы № 2, где разместится детская поликлиника, что позволит решить вопросы эффективного использования лабораторного и диагностического оборудования, а единая охрана и система теплоснабжения существенно снизит бюджетные расходы на содержание. В Дзержинском районе, вероятнее всего, будет снесено недостроенное здании на улице Батова и на этом месте построена новая поликлиника. Правительство области обратилось в Минздрав за дополнительными средствами в размере 1,2 млрд руб. на строительство и проведение работ по реконструкции в детских больницах и поликлиниках области.
На территории Даниловской ЦРБ будет построен новый акушерский корпус на 30 коек, из которых 10 коек патологии беременности, 10 - сестринского ухода, 10 - акушерских. Новое здание так же будет пристроено к основному лечебному корпусу с выходом в хирургическое отделение. Это позволит при необходимости оперативно доставлять рожениц до операционного или реанимационного отделения. Проектная документация будет готова к сентябрю 2013 года, в течение следующих полутора лет планируем корпус достроить.
- В рамках народной стратегии предусмотрено существенное повышение зарплат, в том числе и медикам. За счет каких механизмов можно этого достичь?
- Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" четко говорит о том, что средняя заработная плата врача должна достигнуть 200% от средней по экономике - в Ярославской области это по прогнозу составит 74 тыс. рублей к 2018 году. Есть разные подходы к тому, за счет чего должна повышаться зарплата, которая сейчас состоит из должностного оклада и еще двух частей – компенсационной и стимулирующей выплат. Какую составляющую зарплаты увеличивать в первую очередь, и какие пропорции должны быть между этими составляющими - это не простой вопрос. Увеличение оклада не будет стимулировать медработников работать лучше. Можно пойти по другому пути и увеличивать стимулирующие выплаты, при этом необходимо понимать, что это может стать сильным инструментом в руках главного врача, который оценивая работу сотрудников, по собственному усмотрению может решать вопрос о размере выплат тем или иным сотрудникам. Оптимальный вариант - придерживаться стратегии 60-40, в котором 60% - оклад и 40% - стимулирующие выплаты. Повышение зарплат должно происходить за счет увеличения этих двух составляющих. Однако, пока минимальный оклад в здравоохранении не достиг прожиточного минимума, мы будем направлять средства именно на повышение должностных окладов. Кроме того, необходимо, сохраняя объем финансирования, сокращать административный аппарат для того, чтобы иметь возможность за счет сэкономленных средств повышать зарплату работающим врачам.
- Александр Николаевич, могли бы Вы выделить основной принцип развития здравоохранения?
- Безусловно, крайне важно совершенствовать материально-техническую базу учреждений, постоянно повышать квалификацию врачей. Но все-таки основополагающим принципом в работе всех лечебных учреждений должно стать уважение к людям. Пациент не должен стоять в очереди, и над этим мы будем работать. Во многих поликлиниках области уже существует электронная очередь, а в этом году мы должны вплотную подойти к внедрению электронных историй болезни. Внимание и уважение к человеку должно стать визитной карточкой каждого медицинского учреждения.