Среди наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития Подмосковья - темпы газификации региона, ход модернизации топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Эти темы "Интерфакс" обсудил с заместителем председателя правительства Московской области Дмитрием Пестовым, курирующим данные направления.
- Какими темпами продвигается программа газификации Московской области?
- При общем сравнительно высоком уровне газификации региона (93%) остается невысоким уровень газификации сельского населения (63%).
Поэтому в июне 2013 года правительством Московской области была принята беспрецедентная по своему охвату программа "Развитие газификации в Московской области до 2017 года". Согласно этому документу, до 2017 года будет газифицировано почти 400 сельских населенных пунктов Московской области с населением около четверти миллиона человек. Планируется построить 2 600 км газораспределительных сетей. На реализацию указанных мероприятий будет направлено восемь миллиардов рублей.
Всего в 2013 году будут обеспечены "голубым топливом" 46 сельских населенных пунктов, а в 2014 году - уже 60 населенных пунктов. В последующие годы темпы газификации будут наращиваться.
- Проблема бесхозных сетей (то есть сетей, которые принадлежали переставшим существовать колхозам, совхозам и иным предприятиям) в последние годы стоит в Подмосковье достаточно остро. Есть ли подвижки в ее решении?
- За последние три года на территории Московской области было выявлено более 2500 объектов, брошенных нерадивыми собственниками, в том числе, 788 трансформаторных подстанций, 1700 воздушных и кабельных линий электропередачи.
Сведения о таких бесхозяйных объектах постоянно поступают в ОАО "Мособлэнерго", поскольку именно перед этой организацией стоит задача консолидации объектов электросетевого хозяйства в целях финансовой и технологической стабилизации электрических сетей.
На сегодня "Мособлэнерго" активно работает по бесхозяйным сетям в 12 муниципальных образованиях Подмосковья: в Воскресенском, Каширском, Луховицком, Люберецком, Серебряно-Прудском, Серпуховском, Талдомском, Шаховском районах, а также в городских округах Лосино-Петровский, Пущино, Рошаль и Электросталь.
На территории еще десяти районов и городских округов Московской области бесхозяйных сетей либо нет в принципе, либо они на данный момент оформлены в муниципальную собственность. Еще четыре района самостоятельно ведут работу по оформлению таких объектов. То есть проблема бесхозяйных сетей, сколь бы острой она ни казалась, имеет положительную динамику решения. Благодаря консолидации в области электрических сетей вокруг крупных компаний, постепенно сокращается количество бесхозяйных объектов на энергетической карте Подмосковья.
- С сентября Вы курируете сферу жилищно-коммунального хозяйства. Каковы, по Вашему мнению, "болевые точки" ЖКХ Московской области?
- Их, увы, немало: это и изношенное оборудование, и накопленные долги, и "неуправляемые" управляющие компании…
В предыдущей структуре регионального правительства не было отдельного министерства ЖКХ. Сейчас, как вы знаете, оно создано. Это было необходимо для стабилизации работы отрасли в Московской области, для обеспечения дальнейшего ее развития. Важна финансовая помощь предприятиям ЖКХ, их инвестиционная поддержка под гарантии регионального правительства. В одиночку муниципальным образованиям не решить этих проблем - необходимо государственно-частное партнерство.
Система ЖКХ требует вложения существенных финансовых средств: нужна масштабная модернизация с учетом того печального состояния, в котором находятся отдельные котельные, водозаборы, инженерные сети.
Но есть и позитивный момент: данная отрасль весьма привлекательна для инвесторов. Почему? Во-первых, коммунальные услуги постоянно востребованы населением. Во-вторых, жители Московской области платежеспособны. Здесь необходимо сделать оговорку: когда мы говорим о проблеме неплатежей по газу, то должны учитывать, что здесь не идет речь об отсутствии дисциплины со стороны физических лиц. Более 90% населения платит за жилищно-коммунальные услуги исправно. Неплатежи образуются из-за некачественной работы управляющих организаций, несовершенства платежных схем, перекосов при тарифном регулировании. Это тот спектр вопросов, который власти надлежит урегулировать. Что для этого делается?
Начнем с того, что мы провели под руководством губернатора Московской области Андрея Воробьева совещание с представителями всех управляющих компаний, работающих на территории региона. Стояла задача совместными усилиями выработать некий меморандум, установить "правила игры" на рынке ЖКХ. В настоящий момент этот меморандум уже подписан. Это позволило усилить контроль за деятельностью управляющих компаний, создать предпосылки для повышения качества оказания ими услуг населению.
Кроме того, составлен рейтинг управляющих компаний. Определено 30-40 сильных организаций, которые становятся своего рода эталоном работы в этой сфере. Была значительно усилена кадрами Государственная жилищная инспекция Московской области, что позволило более оперативно реагировать на обращения граждан, связанные с нарушениями их прав в сфере ЖКХ. Данная тема регулярно обсуждается, находится на постоянном контроле правительства Подмосковья.
- Многие проблемы сферы ЖКХ принято связывать с деятельностью недобросовестных управляющих компаний. По Вашей оценке, велик ли процент таких нечистоплотных игроков на рынке ЖКХ?
- Такие компании есть, но они не в большинстве. Обо всех случаях неудовлетворительной работы управляющих организаций мы знаем и своевременно на них реагируем. Иногда дело доходит до дисквалификации генеральных директоров. На сегодняшний день уже имеется несколько таких случаев.
- Какие механизмы борьбы с недобросовестными управляющими компаниями использует региональное правительство?
- Государственная жилищная инспекция Московской области является тем исполнительным органом государственной власти региона, который осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Эта структура также контролирует использование и сохранность жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Кроме того, контроль над деятельностью управляющих компаний в пределах своих полномочий могут осуществлять: управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, органы местного самоуправления и прокуратуры.
Конечно, многое зависит и от активности самих собственников. Для того чтобы снизить риски при выборе управляющей организации, гражданам необходимо ознакомиться с теми домами, которые уже обслуживаются компанией-претендентом: посмотреть на состояние общего имущества и на благоустройство прилегающей территории, поинтересоваться сроками выполнения работ, поговорить с местными жителями. Не будет лишним также узнать стоимость и полный перечень услуг, которые оказывает эта управляющая компания. И, наконец, стоит получить консультацию в администрации муниципального образования. Другими словами, необходимо собрать как можно больше информации об организации и только после этого коллективно сделать выбор. По большому счету, речь идет о том, чтобы на качественно новый уровень вывести культуру управления жилищным фондом, в первую очередь - изменить отношение к этому процессу со стороны собственников жилья.
Помимо всего вышеперечисленного, два раза в год проводится конкурс управляющих компаний Подмосковья, по результатам которого формируется их рейтинг, о котором я уже рассказывал. Он дает возможность составить объективную картину текущего состояния рынка жилищно-коммунальных услуг. Налицо и практическая польза: жителям Московской области рейтинг может помочь принять взвешенное решение при выборе управляющей компании. Таким образом, усиливается конкурентная борьба между этими организациями. Чем выше рейтинг какого-либо из игроков рынка, тем больше шансов, что под его управление захотят перейти клиенты конкурирующих компаний. В итоге, управляющие организации, признанные населением и специалистами неэффективными, должны будут проанализировать свою деятельность и начать работать лучше.
- На какой стадии реализации сейчас находится проект Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) Московской области?
- Реализация этого проекта в данный момент ведется в 18 пилотных муниципальных образованиях. Нашим партнером в работе стала компания "Мосэнергосбыт", обладающая наиболее полной базой пользователей по Московской области. Эта база и будет использоваться при создании ЕРКЦ.
Закономерен вопрос: зачем вообще внедрять единую систему такого рода? Дело в том, что она призвана обеспечить автоматическое "расщепление" платежей населения между поставщиками ресурсов и управляющими жилищным фондом организациями. Это позволит предупредить случаи нецелевого использования средств со стороны недобросовестных участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Мы планируем, что ЕРКЦ заработает в полную силу летом 2014 года.
- Сообщалось, что воспользоваться услугами ЕРКЦ можно будет с помощью интернета. Не отказались ли разработчики проекта от этого сервиса?
- Нет, конечно. Система так называемых "личных кабинетов" будет внедрена. Мы понимаем, что это веление времени. Во-первых, сегодня большинство подмосковных жителей пользуются всевозможными мобильными устройствами. Во-вторых, есть определенная категория населения, имеющая дачи или несколько квартир в разных муниципалитетах. Таким людям, как и всем остальным, нужно регулярно платить за жилищно-коммунальные услуги. Из-за территориальной разрозненности эта задача существенно усложняется. Внедрение системы оплаты через интернет позволит решить данную проблему.
- В некоторых муниципальных образованиях Московской области функции управляющих жилищным фондом организаций выполняют муниципальные унитарные предприятия (МУПы). Как Вы относитесь к таким структурам?
- В муниципалитетах Подмосковья уже давно проводится работа по реформированию жилищно-коммунального комплекса. В результате, за последние несколько лет количество частных управляющих компаний увеличилось в разы, и в настоящее время они составляют более 80% соответствующего рынка. Число муниципальных унитарных предприятий невелико. И это нормальный процесс. В данной сфере необходима конкуренция, чтобы люди могли выбрать ту управляющую организацию, которая их в полной мере устраивает. А компании должны бороться за это право, улучшая качество оказываемых населению услуг.
- Известно, что в бывших военных городках, даже тех, чей жилищный фонд и социальные учреждения уже переданы в муниципальное ведение, коммунальные объекты зачастую управляются структурами министерства обороны РФ. При этом неудовлетворительное качество их работы регулярно становится темой публикаций в СМИ. Как региональные власти планируют решить эту проблему?
- В настоящее время Минобороны РФ определяет, в каких военных городках жилищно-коммунальная инфраструктура необходима для поддержания обороноспособности страны, а в каких - нет. В последнем случае она может быть принята на областной или муниципальный баланс. Если же сохранение тех или иных объектов ЖКХ является объективной потребностью Минобороны, мы начинаем выстаивать совместную работу по своевременному обеспечению местных жителей необходимыми жилищно-коммунальными услугами. При этом мы не делим людей, проживающих на территории Московской области, на "своих" и "чужих", задача, которую ставит наш губернатор - обеспечить качественное обслуживание всего населения Подмосковья, без исключений.
Стоит также отметить, что ОАО "РЭУ" качественно изменилось за последнее время. Руководство стремится переформатировать свою деятельность, наладить нормальную работу подведомственных коммунальных организаций. В результате, в военных городках, расположенных в Подмосковье, хоть и были проблемы с пуском тепла в этом году, но решались они достаточно оперативно.
- На сегодняшний день тепло подано во все военные городки Московской области?
- Да, причем не только в военные городки, но и, в целом, в населенные пункты Подмосковья. Единственной проблемной точкой является Рошаль. О ситуации в городе в течение последних лет говорилось и писалось немало. Вопрос находится на личном контроле губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. Напомню, что местной ТЭЦ владела компания "Инвестгазпром", зарегистрированная на Виргинских островах. В конце лета этого года она передала часть оборудования в долгосрочную аренду муниципалитету. Таким образом, у нас появилась возможность начать наводить там порядок: этим занимается областное предприятие.
На сегодняшний день удалось запустить два котла. Кроме того, на одном из прошедших заседаний правительства было принято решение о выделении 65 миллионов рублей на проведение мероприятий, которые позволят обеспечить теплоснабжением население Рошаля. В том числе, они будут направлены и на ремонт теплотрассы, идущей от ТЭЦ к городу. Она столь плохо изолирована, что по пути к первому отапливаемому дому теряется 12 градусов. Представьте, каким должно быть КПД котельной, чтобы поддерживать нормативную температуру хотя бы в этом первом доме… Чтобы решать такого рода проблемы, необходимо вкладывать в модернизацию коммунальной инфраструктуры существенные финансовые средства. Ранее нельзя было пойти этим путем, потому что имущество находилось в частных руках. Сейчас ситуация изменилась - ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" активно занимается переоборудованием объектов - и мы надеемся, что жители Рошаля это почувствовали.