Центр / Эксклюзив 4 июля 2018 г. 18:07

Замруководителя управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям А.Наумчук: "За два года у собственников было изъято 25 неиспользуемых участков"

Около 40 млн га российской земли выбыло из сельскохозяйственного оборота за последние 10-15 лет. Эта проблема актуальна в том числе для центральных регионов страны, где до половины нарушений по обращению с аграрными территориями связано с их зарастанием. Заместитель руководителя управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Александр Наумчук рассказал "Интерфаксу" о том, в чем причины сложившейся ситуации и наблюдается ли тенденция к ее изменению. Также мы не смогли обойти в разговоре актуальные темы мусорных свалок и хищнической разработки карьеров.

Замруководителя управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям А.Наумчук: "За два года у собственников было изъято 25 неиспользуемых участков"

- Давайте для начала определим круг полномочий, которыми наделено ваше управление в части земельного надзора

- Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере земельного законодательства. Такими уполномоченными органами являются: Росреестр, Росприроднадзор и, собственно, Россельхознадзор.

При этом наша служба работает только с землями сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также садоводства и огородничества. Кроме того, мы не осуществляем земельный надзор над теми аграрными территориями, где расположены объекты недвижимого имущества. Этими категориями занимается Росреестр.

В вверенной области мы осуществляем целый ряд задач. Так, Россельхознадзор призван защитить сельскохозяйственные земли от загрязнения опасными химическими веществами, предотвратить уничтожение плодородного слоя почвы, обеспечить соблюдение требований по рекультивации участков при проведении строительных и иных видов работ. Также нам поручено следить за выполнением обязательных мероприятий по предотвращению ухудшения качественного состояния земель. И это только несколько примеров.

В контексте дня сегодняшнего эти задачи приобретают особую важность. Наша страна располагает 9% продуктивных земель планеты – это 385 млн га по состоянию на 1 июля 2016 года. При этом, действительно, за последние 10-15 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 40 млн га, из них обратно можно вернуть лишь около четверти.

Причин сложившейся ситуации несколько: это в том числе зарастание брошенных аграрных территорий и перевод сельскохозяйственных земель в другие категории.

Но, как бы то ни было, в условиях, когда президент страны ставит задачу полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием, в этой сфере необходима иная динамика.

- Наблюдаете ли вы эти изменения на подведомственных управлению территориях?

- Начну ответ на этот вопрос с описания ситуации в Московской области. Губернатор региона Андрей Воробьев в 2013 году достаточно жестко поставил задачу возвращения в сельскохозяйственный оборот выбывшей из него земли. Следом увидело свет постановление подмосковных властей об организации деятельности органов муниципального земельного контроля: в результате создано 79 соответствующих территориальных отделов, в которых к работе приступило около 400 инспекторов муниципального земельного контроля.

На этом этапе наше управление наиболее плотно взаимодействовало с подмосковным органом власти, уполномоченным по надзору за сельскохозяйственными землями, – министерством имущественных отношений. Совместно мы провели немалую работу по подготовке специалистов муниципального земельного контроля.

Сегодня результаты этой работы налицо: в Московской области в хозяйственный оборот возвращено около 200 тыс. га земельных участков. Такими показателями оперируют региональные чиновники, и, судя по тем материалам, которые они нам предоставляют, это соответствует действительности.

Могут найтись скептики, которые заявят, что о полноценном возвращении этих земель в хозяйственный оборот речи не идет, дескать, собственники просто траву покосили и вспахали участки. Но проведение даже этих мероприятий – уже большое дело, потому что без них территории постепенно заболачиваются и оздоровить их становится все труднее.

Что касается Тульской области, то там работа по возвращению сельскохозяйственных земель в оборот тоже ведется, однако результаты пока более скромные, чем в Подмосковье.

- Давайте подробнее поговорим о нарушениях земельного законодательства, которые выявляет Россельхознадзор в Московском регионе и Тульской области. Какие из них наиболее распространены на этих территориях?

- Если судить по результатам работы нашего управления за прошлый, 2017 год, то основная доля нарушений – а именно 46% от их общего числа – заключалась в невыполнении обязательных мероприятий по охране почв от негативного воздействия и по улучшению защиты земель. Грубо говоря, речь идет о зарастании сельскохозяйственных территорий.

Также стоит отметить тип нарушений, о котором мы с вами уже говорили, – неиспользовании участков по их прямому назначению – для ведения сельскохозяйственного производства. В прошлом году мы выявили 76 таких случаев, что составляет всего 4,5% от общего числа обнаруженных нами злоупотреблений в обращении с землей. Такой скромный показатель связан с тем, что административное производство по таким делам занимает достаточно длительное время.

В общей сложности в 2017 году сотрудники управления выявили около 1 670 нарушений, совершенных на площади, которая превышает 34 тыс. га сельскохозяйственных земель.

- Каковы основные причины, которые приводят к совершению собственниками земель подобных нарушений?

- Во-первых, на подконтрольных нашему управлению территориях сельскохозяйственные земли зачастую приобретают в качестве средств капитализации. Впоследствии их либо переводят в другие категории, либо используют не по назначению – например, для дачного строительства.

Во-вторых, к нарушениям зачастую приводит банальное незнание земельного законодательства, отсюда – эксплуатация земельных участков "по понятиям", без разработки и реализации необходимой для этого документации.

- Достаточны ли штрафы за нарушение законодательства по обращению с сельхозземлей?

- Тема неоднозначная. С одной стороны, такое нарушение, как уничтожение плодородного слоя почвы, влечет за собой совсем небольшие штрафы. Юридическое лицо в этом случае рискует лишиться от 30 до 50 тыс. руб., должностное – от 5 до 10 тыс. руб., а физическое – от 1 до 3 тыс. руб. То есть гражданин, попавшийся на подобном проступке в первый раз, будет привлечен к ответственности всего на 1 тыс. руб., при этом надзорный орган понесет затраты в разы больше.

А вот штрафы за нарушение, которое грубо можно назвать "зарастанием земель", – больше. Они составляют: на юридическое лицо – от 400 до 700 тыс., на должностное – от 50 до 100 тыс., на физическое – от 20 до 50 тыс. Как видите, даже граждане здесь рискуют лишиться существенной суммы.

Что касается неиспользования сельскохозяйственной земли по назначению, то ответственность в этом случае определяется кадастровой стоимостью участка, однако штраф не может составлять более 700 тыс. руб.

Напоследок отмечу, что по всем перечисленным мной статьям взысканные суммы поступают в бюджеты органов местного самоуправления.

- А полномочия по изъятию неиспользуемых земель у управления нет?

- Мы участвуем в этом процессе, подготавливая материалы, которые подтверждают, что тот или иной участок не используется три года и более. На основе этой документации уполномоченный орган в региональном правительстве обращается с иском об изъятии земли в суд.

Так, в период 2017-2018 годов мы направили только в органы исполнительной власти Московской области материалы на изъятие 41 земельного участка общей площадью 5,8 тыс. га. До суда дошли не все из них.

В целом за эти полтора года в Московской и Тульской областях в соответствии с решением суда было изъято у собственников 25 неиспользуемых участков общей площадью 802 га. Подмосковье сейчас рассматривает материалы еще по 10 территориям.

Правда, этот регион в настоящее время пытается найти выход из сложной ситуации, связанной с тем, что множество участков на его территории заложено в ипотеке. А это обстоятельство, согласно федеральному законодательству, не позволяет рассматривать вопрос об их изъятии. По нашим сведениям, разрабатывается инициатива с целью отменить это положение, поскольку в Московской области проблема приобрела массовый характер.

- Еще одна проблема, актуальная для Московской области, – это мусорные свалки. У Россельхознадзора есть определенные полномочия по выявлению таких объектов. Как идет эта работа?

- Вы правы, это довольно болезненный вопрос по целому ряду причин. Хотя те надзорные органы власти, которые наделены полномочиями по выявлению таких нарушений, вообще-то могут похвастаться неплохими показателями в этой части.

Что касается нашего управления, то за 2017 год мы выявили 98 свалок на площади более 260 га. Ликвидировано было 15 из них, то есть от мусора освобождено 28,5 га. Кроме того, в 8 случаях мы инициировали судебные разбирательства, на сегодняшний день половина из них – на общую сумму 45 млн руб. – решилась в нашу пользу.

К сожалению, деньги, которые поступают в бюджет по этим искам, "не окрашены". То есть закон не определяет, что единственно возможная цель их расходования – это экологические мероприятия. Мы считаем, что если бы подобное положение существовало, то борьба со свалками активнее бы велась на местах.

Другая проблема заключается в том, что суды принимают иски по ущербу, рассчитанному лишь с использованием официальных такс и методик. А действующая на сегодняшний день методика исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, распространяется только на случаи ее химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а также порчи почвы в результате самовольного перекрытия ее поверхности линейными объектами – например, дорогами и путепроводами.

Но ведь почва может загрязняться и в результате размещения радиоактивных, биологических и лечебно-фармацевтических отходов! Распространенная ситуация: в хозяйстве пали животные и недобросовестный собственник закопал их останки в поле. Привлечь его к ответственности мы можем только формально – по статьям Кодекса об административных правонарушениях.

- А вообще: фиксирует ли управление рост числа жалоб на свалки конкретно от жителей Московской области?

- Ради справедливости стоит сказать, что поток этих обращений в управление никогда и не иссякал, он во многом носит сезонный характер и связан с увеличением численности фактических жителей региона в дачный сезон. Однако тенденция к росту числа жалоб на эту тему сегодня в Подмосковье действительно наблюдается, в основном свои вопросы к нам адресуют муниципальные администрации и рядовые граждане.

- В завершение не можем не затронуть еще одну острую тему – разработка карьеров в нарушение требований законодательства. Какой аспект этой проблемы представляется управлению особо важным?

- Для начала замечу, что Россельхознадзор в процессе разрешительной работы по освоению полезных ископаемых не участвует: этим занимаются органы местного самоуправления и Росприроднадзор. Мы сталкиваемся только с последствиями этой деятельности, и наиболее важным из них для нас является уничтожение плодородного слоя почвы.

Законодательство обязывает разработчика собрать плодородный слой почвы с места будущего карьера, чтобы либо продать его специализированным компаниям, либо пустить на улучшение плодородия других территорий. Делается это по той простой причине, что утрата плодородного слоя практически невосполнима, он формируется в течение столетий.

Но на деле разработчики карьеров, как правило, этим не слишком озабочены: они срывают экскаватором слои почвы и перемешивают их так, что никакая Золушка не отберет песок от "плодородки".

В таких случаях мы привлекаем нарушителей к ответственности либо за уничтожение плодородного слоя почвы, либо за его перекрытие. Но при этом наша основная цель – не взыскать штраф, а побудить разработчика, насколько это возможно, исправить ситуацию – провести полноценную рекультивацию земель. Поэтому зачастую управление идет на мировое соглашение с компаниями-нарушителями и затем отслеживает, насколько они последовательно и грамотно его выполняют.