Interfax-Russia.ru – Если читатель не едет к книге, то книга приедет к читателю. Продвигать литературу и современные технологии жителям сел и деревень теперь будут специальные "библиомобили".
Первые сельские библиотеки появились в российских губерниях в 1870-1880-х годах. Тогда губернские земства впервые всерьез задумались о грамотности крестьянства, только что вышедшего из-под узды крепостного права. Сельская библиотека стала своего рода одним из инструментов социализации этого слоя общества. Однако, несмотря на популярность этого заведения (в некоторых сельских библиотеках было не то что десятки, а сотни и даже тысячи подписчиков), книг селяне читали мало: в среднем меньше десятка в год. Причинами были уже упомянутая безграмотность и непомерная занятость на селькохозяйственных работах.
Лавинообразно библиотеки в сельской местности начали появляться лишь с приходом большевиков. Сначала для ликвидации безграмотности и повышения уровня культуры, а затем для воспитания селян в коммунистическом духе. Обе эти цели увенчались успехом – к 1970-м годам уровень грамотности в российских селах составлял 97-99%, а "роющих подкоп" под установленный режим практически не осталось.
Распад СССР и последовавшие за этим экономические преобразования вызвали кризис библиотек. Во многих регионах России "культурно-образовательная" часть бюджета до сих пор формируется по остаточному принципу, а библиотечный фонд в массе своей составляет то, что было закуплено еще в советские годы.
Однако в последнее время общественные организации при содействии Минкульта нашли своеобразный выход из ситуации. Избавить селян от информационной изоляции и вместе с ними въехать в XXI век недавно решили с помощью передвижных библиотек. Теперь они будут курсировать по многим российским регионам, везя туда "разумное, доброе, вечное". В частности, одна из таких передвижных библиотек (получивших название "библиомобили") появилась в середине ноября в Брянской области.
Сам по себе библиомобиль представляет собой фургон, специально оборудованный под библиотечные нужды. В нем не только есть постоянно изменяемый и пополняемый по запросам читателей библиотечный фонд (насчитывающий около 1000 книг – примерно таким же "арсеналом" обладали лучшие земские библиотеки), но также и фонд мультимедийных изданий, записанный на CD и DVD-диски.
Как сообщают в администрации Брянской области, каждый библиомобиль оснащен двумя компьютерами и многофункциональным устройством, которое позволяет сканировать, распознавать, копировать и печатать тексты и изображения. Кроме того, в каждом фургоне есть свое видеопроекционное и звукоусиливающее оборудование. Это в случае необходимости дает возможность использовать библиомобиль как передвижной конференц-центр и мини-кинозал. Помимо того, из любой точки области благодаря мощной спутниковой антенне можно будет выйти в интернет.
Для самых маленьких в такой библиотеке тоже найдется место - для детей предусмотрен специальный игровой уголок с развивающими игрушками, рисунками и книгами. А чтобы быть доступной для всех категорий населения передвижная библиотека снабжена подъемным устройством, позволяющим заехать туда и инвалидам.
Сейчас сотрудники администрации Брянской области озабочены тем, чтобы составить маршруты, по которым будет двигаться библиомобиль. Предполагается, что он поедет в наиболее глухие уголки региона (туда, где до сих пор нет обычных библиотек), а также в дома престарелых, детские дома и исправительные колонии. Причем вряд ли библиомобиль будет конкурентом стационарным библиотекам - он станет их незаменимым помощником. Кстати, в администрации области говорят, что до конца года федеральное министерство культуры пришлет в Брянскую область еще один такой фургон.
Официально такая передвижная библиотека называется КИБО - комплекс информационно-библиотечного обслуживания. Стоимость комплекса - 6 млн рублей, а обслуживать его могут три человека: библиотекарь, водитель и IT-шник. Жителям той или иной деревни о своем приезде они сообщают с помощью громкоговорителя.
Первые библиомобили появились в регионах в прошлом году. Сейчас они колесят по дорогам Вологодской, Ивановской, Архангельской, Иркутской, Челябинской, Костромской областей, а также в республиках Коми, Татарстан и Чувашия.
Для регионов их приобретают по федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)". Как правило, на паритетных началах – половину стоимости комплекса платит регион.
Между тем, к читателям библиомобиль добирался несколько лет – его презентация прошла осенью 2003 года. Чудо техники активно продвигал российский некоммерческий фонд "Пушкинская библиотека", консультировали его создание британцы и американцы, а первым поддержала администрация Волгоградской области. Вот почему первый опытный образец был создан на базе автобуса "Волжанин" с учетом зарубежного опыта. Планировалось, что "отечественность" марки позволит удешевить траты на его производство и сделать его серийным. Однако впоследствии библиомобили начали делать на базе более надежных японских грузовиков Isuzu.
Многие эксперты соглашаются, что в настоящее время существует большая необходимость организовать в селах современные информационные центы. Ведь даже в городских библиотечных системах информационная обеспеченность далека от совершенства. Как признается генеральный директор фонда "Пушкинская библиотека" Мария Веденяпина, в России сейчас действуют около 36 тыс. библиотек, лишь в 6 тыс. из них есть свои компьютеры, а интернет дошел едва ли до 30% "компьютеризированных" библиотек.
В том, что такие библиомобили будут востребованы, сомнений у создателей проекта нет. "В России 120 тыс. сел и деревень, в которых нет библиотек. Библиобус может обеспечить право жителей этих населенных пунктов на доступ к информации", - сообщает Мария Веденяпина.
"В целом довольно похвальное занятие, - признается Interfax-Russia.ru сотрудник Центра изучения информационных технологий "Сфера" Петр Зиятдинов. – Чем больше вокруг человека источников информации, тем адекватней его представление об окружающем мире. К тому же важно, чтобы человек ощущал свою сопричастность к человечеству, вне зависимости от того, где он живет. А эта функция, возможно, даже важней, чем информационная. Неважно даже для чего он придет в этот "библиомобиль" - воспользоваться ксероксом или почитать бульварный роман".
По мнению эксперта, проблемами, которые подстерегают такие "библиомобили", являются две извечные российских беды – дураки и дороги. "Если от немногочисленных первых такие мобильные комплексы еще удастся отстоять - в крайнем случае, милиция поможет, то вторые куда опаснее. К самым далеким деревням, к сожалению или к счастью, не построены автобаны", - заключает эксперт.
Кстати, прототипом нынешних суперсовременных библиотек стали первые "книжные фургоны", ездившие в США более ста лет назад. Затем они стали популярны в Европе, Азии и Латинской Америке. В качестве транспортного средства порой использовались не только фургоны, но и автобусы, трамваи и даже вьючные животные. Известно, что в "стране фьордов" Норвегии мобильные библиотеки размещают на катерах. Так удобнее добираться до наиболее отдаленных поселений, разбросанных по многочисленным островам в Норвежском море.
Судя по масштабу российских просторов, для таких "передвижных" нужд лучше бы всего подошла малая авиация. Впрочем, с существующими проблемами финансирования мысль о том, что когда-нибудь библиотекари прилетят к своим читателям, как волшебники на вертолете, и "бесплатно покажут кино", остается, к сожалению, утопичной.
Обозреватель Алексей Максимович