Центр / Точка зрения 19 мая 2011 г. 13:07

Коттеджи-на-крови

Interfax-Russia.ru – Одно из самых трагичных мест российской истории – Бородинское поле - постепенно застраивается элитными домами. Против этого уже вместе выступили общественность и силовики.

Как известно, почти 199 лет назад в 125 километрах от Москвы произошла самая кровопролитная однодневная битва в мировой истории. В принципиальном противостоянии сошлись русская армия под предводительством Михаила Кутузова и французская во главе с императором Наполеоном. Суммарное число погибших с обеих сторон составило тогда более 90 тыс. человек. В течение нескольких последующих недель в окрестностях находили, сжигали и хоронили трупы. Бородинская битва стала главным сражением Отечественной войны, под впечатлением от которой Россия находилась еще несколько десятилетий.

Опасения в том, что к 200-летию Отечественной войны 1812 года трагичное для страны место вдруг окажется коттеджным поселком, общественность высказывала последние несколько месяцев.

"Есть основания предполагать, что в 2012 году, когда на празднование победы съедутся гости из разных стран, мы увидим дачную застройку и лишь местами - кое-где сохранившиеся памятники", - говорил еще в начале февраля исполняющий обязанности руководителя Росохранкультуры, зампредседателя Общественного совета Виктор Петраков.

Интересно, что в это время уже началась проверка правоохранительных органов по факту строительства, но сама застройка не прекратилась. Петраков выразил надежду, что к решению проблемы с культурным наследием, которое не бережется, подключится руководство Подмосковья.

Ведь согласно федеральному закону, разрешены только работы по сохранению памятника, а также хозяйственная деятельность, не нарушающая его целостность и не создающая угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения.

Вскоре на призыв общественности отреагировал губернатор Московской области Борис Громов. Он сначала заявил, что застройка остановлена, а потом сообщил, что строить коттеджи на самом поле никто не собирался. Строительство, по его словам, показханное в эфире телеканала "Подмосковье", велось на территории сельских поселений в пределах 600 га, принадлежавших частным лицам. Но и там строительства не будет, заявил губернатор.

По словам Громова, когда в 1994 году определялись границы заповедника, из 11 тыс. га 600 га по каким-то причинам не были оформлены по закону. В итоге, на них смогли совершенно законно претендовать частные лица и сельские поселения.

Впрочем, несмотря на введенный губернатором тотальный запрет на строительство в районе Бородинского поля, некоторые застройщики им пренебрегли.

В результате вмешаться в происходящее в конце марта пришлось прокуратуре.

Она, в частности, признала незаконными четыре распоряжения главы Можайского района Подмосковья, которыми разрешалось строительство в охранной зоне Бородинского поля.

"В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований вблизи деревень Фомкино, Семеновское, Старое Село и Татариново, расположенных в границах территории Бородинского музея-заповедника, ведутся земляные и строительные работы", - отметили в Генпрокуратуре РФ.

Как подтвердили в ведомстве, проверка обнаружила в указанных деревнях складированные бревна и стройматериалы, строительный вагончик, снятый грунт, недостроенные срубы, поляны, разбитые на участки и подъездные дороги, одна из которых была со шлагбаумом.

Главе Можайского района прокуратура внесла предостережение. С Бородинским полем пообещал разобраться в первую очередь назначенный после громких отставок в подмосковной прокуратуре новый прокурор Подмосковья Александр Аникин.

Тогда же в подмосковном правительстве предложили организовать общественные патрули, в которые могли войти члены патриотических объединений, а также все желающие. Эти патрули должны были сообщать правоохранительным органам о случаях незаконной застройки.

Однако все это не решало коренную проблему – как запретить строительство не только надзорными методами.

Для окончательного решения проблемы с застройкой в середине апреля власти Подмосковья предложили федеральному центру выкупить у частников землю на Бородинском поле. Общая площадь земли под выкуп, по оценкам властей, около 1200 га.

"Это земли акционерных обществ, бывших четырех колхозов, крестьянско-фермерских хозяйств", - пояснил заместитель председателя правительства Московской области Виктор Егерев. При этом, отметил он, в собственности Бородинского музея-заповедника находится только 120 га.

В противном случае, по словам Егерева, строительство так и будет продолжаться. Впрочем, даже если оно остановится, объяснил он, полю все равно необходим соответствующий уход.

"Если бы земля была выкуплена, на поле, где в значимые для истории даты воспроизводятся сражения, проходят массовые мероприятия, можно было бы восстановить ландшафт. Ведь территория поля не ухожена. Необходимо отслеживать, чтобы она не была заброшена, на ней не было мусора, она не зарастала деревьями и сорняком", - подчеркнул зампред областного правительства.

Однако федеральная власть такое финансовое решение вопроса отвергла. В частности, вице-премьер Сергей Иванов выступил за силовой сценарий развития событий.

"Конечно, там надо навести порядок. Если там что-то не получается, надо действовать жестко, - заявил в конце апреля вице-премьер. – В таких случаях призывать к совести, разглагольствовать бесполезно. Это как мертвому припарки. Действовать надо жестко, если нужно, - с помощью правоохранительных органов и силовых структур. Говорю об этом открыто, потому что совсем уже оборзели, извините, совесть потеряли. Торгуют землей и наживаются на этом".

В дальнейшем события стали развиваться именно по ивановской схеме "силового нажима". В частности, 11 мая следственные органы возбудили уголовное дело по ч.3 ст.159 УК (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) в отношении главы подмосковного сельского поселения "Бородинское" Майи Склюевой.

Так, по данным следствия, Склюева с января 1997 года по март 2008 года, используя служебное положение и заведомо подложные документы, завладела земельными участками общей площадью около 1 га, расположенными в границах Бородинского военно-исторического заповедника.

По словам представителя СК РФ Владимира Маркина, в результате противоправных действий чиновницы и иных неустановленных лиц сельскому поселению был причинен имущественный ущерб в крупном размере.

"Кроме того, следствием проверяются действия Склюевой по выделению под дачное строительство земельных участков площадью более 50 га, также расположенных в границах Бородинского музея-заповедника вблизи деревень Татариново, Семеновское-Фомкино и Старое Село", - отметил представитель Следственного комитета.

В результате данных действий на территории музея-заповедника в нарушение закона было возведено более 100 жилых домов и различных хозяйственных построек. По оценкам музейщиков, цена одного только участка земли могла составить больше 50 тыс. евро. Не говоря уже о цене возведенных объектов недвижимости.

В случае доказательства вины чиновнице может грозить наказание до шести лет лишения свободы.

Интересно, что ранее (еще до возбуждения уголовного дела) журналистам Склюева говорила о необходимость развития территории. Однако, по словам корреспондентов "Вестей", строительство коттеджей велось на Бородинском поле по довольно своеобразной схеме: покупалась крестьянская изба, издавна стоявшая на законных основаниях, и на ее месте возводился современный коттедж.

"Если с точки зрения экономики схема может и безукоризненна, то с точки зрения морали и исторической памяти очень сомнительна, - считает Interfax-Russia доктор исторических наук Лев Анисимов. – Я слышал, некоторые защищающие возможность строительства в Бородино приводят аналогии с Ходынским полем в Москве (здесь во время праздника по случаю коронации Николая II в 1896 году в давке погибло от 1 до 3 тыс. человек - ИФ), которое тоже не избежало застройки. Но это сравнение некорректно даже с исторической точки зрения. В случае с Бородино решалась судьба страны. Ходынка – это, безусловно, трагический и страшный, но все же эпизод российской истории".

По мнению прокуратуры, описанных выше махинаций со строительством удастся избежать, если границы Бородинского музея-заповедника будут закреплены документально.

В Генпрокуратуре отметили, что решением вопроса сохранения этого военно-исторического музея "занимается значительное количество органов государственного контроля, которые до настоящего времени работали по этой проблеме разрозненно, каждый - в пределах своей компетенции". Сейчас за это возьмутся региональная власть и федеральная в лице ведомств, ответственных за культурные достояния, и силовых структур. Скорее всего, к юбилею будут определены и зафиксированы все новые границы.

Необходимость этого очевидна. Главным мероприятием празднования 200-летия Отечественной войны собирались сделать праздник на Бородинском поле, в ходе которого будет воссоздано сражение с участием воинских клубов. Общая численность участников битвы в августе 2012 года должно составить близкое к историческим – 300 тыс. человек. Глупо будет сражаться между коттеджей, построенных потомками, считают специалисты.

Впрочем, ограничения стройки важны не только для памятного события. Вряд ли можно стать процветающей страной, позволяя делать бизнес практически на крови тех, кто когда-то спас страну.

Обозреватель Алексей Максимович