Центр / Точка зрения 27 августа 2014 г. 16:50

Магнит для инвестиций

Interfax-Russia.ru – Рабочие приступили к строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Вокруг нее появятся торговые и деловые комплексы, однако некоторые земельные участки могут изъять.

ЦКАД - трасса, которая пройдет по территории Подмосковья и "новой" Москвы в 50 километрах от МКАД. Планируется, что ЦКАД "замкнется" в 2018 году и даст мощный толчок к росту экономики московского региона.

Проезд по трассе будет платным, кроме участка на западе от столицы. Как сообщала "Российская газета" со ссылкой на начальника главного управления дорожного хозяйства Московской области Константина Ляшкевича, ориентировочная плата за километр составит 2,3-2,5 рублей.

Четырехполосное кольцо

Значимое для московского региона событие состоялось 26 августа 2014 года – на территории "новой" Москвы состоялась закладка памятного камня и начались работы по строительству ЦКАД.

Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе госкомпании "Автодор", всю ЦКАД разбили на пять пусковых участков, четыре из которых будут строить параллельно до 2018 года. Эти четыре отрезка образуют собой кольцо на расстоянии примерно 50 километров от МКАД. Еще один пусковой участок будет представлять собой "ответвление" к существующему участку трассы А-108 (Большое Московское кольцо) и реконструкцию этого участка.

"Малый круг (ЦКАД – ИФ) планируется построить и вводить к 2018 году. А второй пусковой участок будут вводить уже после 2020 года, когда нагрузка на дорогах вырастет", - пояснила собеседница агентства.

Как сообщается на сайте "Автодора", первый участок ЦКАД строят на юге от столицы. Он пройдет по территориям городского округа Домодедово, Подольского и Наро-фоминского районов Подмосковья и Троицкого административного округа Москвы.

В 2015 году начнут строить пусковой комплекс N5, проезд по которому, в отличие от остальных, будет бесплатным. Для его создания реконструируют уже существующую дорогу, проходящую по территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигород Московской области.

В 2016 году рабочие начнут строительство пускового комплекса N3 на северо-востоке Московской области. Его будут возводить от пересечения со строящейся скоростной автомобильной дорогой М-11 "Москва – Санкт-Петербург" до пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга". В частности, дорога пройдет по землям Солнечногорского, Дмитровского, Пушкинского, Щелковского и Ногинского районов, а также Черноголовки.

В том же году начнут строить пусковой комплекс N4, который пройдет по юго-востоку Подмосковья, от пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" до пересечения с автомагистралью М-4 "Дон". Этот отрезок ЦКАД будет проходить через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, а также Электросталь и Домодедово.

Как говорится в сообщении "Автодора", финансирование строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников. Каждый пусковой комплекс будет построен в рамках отдельного государственно-частного проекта.

Протяженность "кольца" ЦКАД составит 339 километров, а вместе с "ответвлением" на Большое Московское кольцо – 529,9 километров. Дорога будет оснащена автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеорологического наблюдения, вертолетными площадками, средствами экстренной связи, стоянками для отдыха водителей и зонами дорожного сервиса. ЦКАД будет четырехполосным – по две полосы в каждую сторону.

Новостройки "уйдут" от Москвы

ЦКАД, по мнению властей Подмосковья, девелоперов и специалистов по недвижимости, даст толчок к развитию прилегающих к ней территорий региона.

Так, коммерческий директор ФСК "Лидер" Григорий Алтухов считает, что существенный импульс для развития в связи со строительством ЦКАД и освоением прилегающих к ней территорий получат подмосковные города, находящиеся на расстоянии 30 и более километров от столицы.

"Это те самые города, которые расположены в непосредственной близости от прохождения ЦКАД. Несмотря на то, что ЦКАД проходит в общем-то в обход городов, на расстоянии 3-5-10 км расположено очень много городов. Это Апрелевка, Климовск, на востоке - Электросталь и Ногинск", - сказал Алтухов.

Он пояснил, что сейчас эти территории относительно слабо застроены.

"Основной пояс строительства сосредоточен на участке от 10 до 30 км от МКАД: на этом участке сегодня строится более 600 жилых комплексов, это десятки млн кв. м. Чуть дальше количество проектов сокращается, причем сокращается в разы, поскольку спрос на эти жилые комплексы ниже. (...) Основная причина - транспортная недоступность этих территорий", - отметил Алтухов.

Он подчеркнул, что строительство ЦКАД позволит решить эту проблему и, соответственно, приведет к увеличению строительства жилых и инфраструктурных объектов.

Коммерческий директор ГК "МИГ-Недвижимость" Ольга Гусева считает, что районы, прилегающие к ЦКАД, могут стать даже более интересными с точки зрения жилой застройки, чем территории ближнего Подмосковья.

"Потенциал тех районов, которые попадут в зону ЦКАД гораздо больше, чем даже у того, что есть в ближайшем Подмосковье, поскольку существует запас цены и спроса", - сказала Гусева.

При этом она добавила, что в "зонах влияния" ЦКАД цены на недвижимость в этих районах подскочат.

"Конечно же цены вырастут, потому что потенциал данных районов будет значительно увеличен. Всегда если где-то появляется развязка, открывается станция метро или создается какая-то иная инфраструктура, которая позволяет улучшить транспортную систему, то на это цены реагируют не менее чем на 5-7%, в некоторых случаях - даже на 10-15%", - отметила Гусева.

В презентации к деловой сессии на XVI Международной отраслевой выставке "Строительная неделя Московской области" сообщалось, что "зона влияния" ЦКАД может составить от 30 до 35 тыс. га, при этом почти половину данной площади планируется отдать под жилищное строительство.

При этом региональные и муниципальные власти Подмосковья уже отобрали первые 10 площадок в зоне влияния ЦКАД, где могут разместиться техно- и индустриальные парки, жилищные комплексы, объекты социальной и иной инфраструктуры, однако их расположение пока не озвучивается, сообщил гендиректор ОАО "Корпорация развития Московской области" Николай Милькис.

Власти Подмосковья подсчитали, что строительство ЦКАД значительно увеличит плотность населения в прилегающих районах.

"На этой территории (прилегающей к ЦКАДу - ИФ) к 2030 году, очевидно, будет проживать больше 4 млн человек. Их прирост составит не менее 1 млн. Причем у нас повысится мобильность населения, скорость передвижения и рабочих мест в этой зоне будет значительно больше", - сказал заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Юрий Новоселов.

Взлет "новой Москвы"

Не только Подмосковье, но и Москва надеется извлечь крупную выгоду от проекта. В ближайшие полгода будет разработан проект планировки территории, располагающийся вдоль ЦКАД в границах "новой Москвы".

"За полгода мы разработаем проекты планировки территории в районе ЦКАДа на расстоянии одного километра в каждую сторону от магистрали. Это позволит определить перспективы развития земельных участков, прилегающих в дороге", - сообщил "Интерфаксу" руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин.

Он отметил, что на этих участках могут появиться новые рабочие места, логистические центры, объекты инженерной инфраструктуры и придорожный сервис.

Однако владельцам соответствующих земельных участков радоваться пока рано - Жидкин не исключил, что какие-то участки могут быть изъяты под эти цели.

Разрешения на строительство вдоль ЦКАД в границах Москвы не будут выдаваться до разработки единого проекта планировки территории, заявил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

"Мы не хотим, чтобы ЦКАД превратился в "торговую улицу". Поэтому до разработки единого проекта планировки прилегающих территорий разрешения на строительство вдоль магистрали выдаваться не будут", - сказал заммэра.

Он отметил, что подрядчик уже готовит площадки для строительных работ на Центральной кольцевой автодороге в границах Москвы. "До конца года работы будут развернуты в полном объеме", - добавил заммэра.

При этом власти Москвы уже заявили о том, что намерены построить три крупные развязки на ЦКАД в границах "новой Москвы".

"Это будут развязки на пересечении ЦКАДа с Варшавским и Калужским шоссе, а еще одна - в районе 26-го пикета. Общая протяженность новой дороги на территории "новой Москвы" составит 22,4 километра", - сказал "Интерфаксу" Жидкин.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"