Центр / Точка зрения 20 августа 2010 г. 17:17

Мозаика катастрофы

Interfax-Russia.ru – Россия передала польской стороне новые данные, которые могут пролить свет на причины крушения под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского.

Белые пятна

Расследование жуткой авиакатастрофы, которая произошла 10 апреля 2010 года близ смоленского аэропорта "Северный" и унесла 96 жизней, в том числе президента Польши Леха Качиньского и его супруги, а также представителей политической и военной элиты Польши, продлится еще как минимум полгода. Об этом заявил на днях, ссылаясь на СКП РФ, министр юстиции РФ Александр Коновалов. Этого требуют объективные обстоятельства – появляются новые свидетельства, данные новых экспертиз и т.д.

И в Москве, и в Варшаве сразу выразили заинтересованность в том, чтобы мозаика катастрофы была восстановлена полностью, без каких-либо белых пятен. Именно поэтому российские и польские эксперты, занимавшиеся расследованием крушения "литерного" Ту-154, с первых дней после трагедии начали работать в тесном контакте. Договоренность об этом была достигнута на высшем политическом уровне.

В начале июля вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил журналистам, что Польша получила от России все материалы по делу о ЧП под Смоленском. "Уже больше нечего передавать. Все, что можно было передать – передано", - сказал Иванов и добавил, что "понять уже нетрудно все".

Однако поляки восприняли это заявление, мягко скажем, без энтузиазма. Разговоры о том, что российская сторона удерживает ряд важных свидетельств и затягивает расследование, велись в Польше в период предвыборной президентской гонки. В начале августа польский премьер Дональд Туск попросил Россию объяснить причины задержки в передаче ключевых материалов расследования авиакатастрофы, заметив, что "сотрудничество с россиянами выглядит хуже, чем в начале (расследования – ИФ)". А на днях главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский уточнил, что именно рассчитывали получить от России следственные органы Польши.

"Я неофициально знаю, что еще не хватает нескольких доказательств – генетического исследования пилотов, которое позволит установить, какой человек был в каком месте", - сказал Парульский. Кроме того, поляки захотели получить оригиналы пленок с "черных ящиков" разбившегося Ту-154 (31 мая Россия передала только копии записей бортовых самописцев).

Получили, что хотели

И вот 19 августа поляки получили хорошие новости из СКП РФ. Следственный комитет передает польской стороне заключения экспертиз, которые позволят четко определить круг лиц, находившихся в кабине пилота Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Это как раз те заключения, о нехватке которых говорил военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский.

"По окончании судебно-медицинских экспертиз лиц, погибших в результате авиакатастрофы, в том числе лиц, которые могли присутствовать в кабине экипажа, копии заключений с приложениями в виде схем и фотографий будут направлены в компетентные органы Польши через Генпрокуратуру РФ", - заявил в четверг "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

Он отметил, что всего следствие направило польской стороне ответы на 5 ходатайств о правовой помощи, и 17 томов копий процессуальных документов из материалов уголовного дела. "В ранее предоставленных компетентным органам Польши шести томах следственных документов направлены копии: заключений молекулярно-генетических судебных экспертиз идентификации тел и фрагментов тел погибших; 28 протоколов допросов сотрудников аэродрома "Северный" и других свидетелей; 39 протоколов осмотров предметов и документов, обнаруженных на месте катастрофы", - рассказал Маркин.

В очередных 11 томах, представленных в Генпрокуратуру РФ для передачи компетентным органам Польши, находятся копии заключений судебно-медицинских экспертиз по 107 фрагментам тел погибших с фотографиями, схемами, а также с результатами химико-токсикологических исследований; 33 протокола осмотров предметов и документов, обнаруженных на месте катастрофы; 28 протоколов допросов сотрудников органов внутренних дел; 23 протокола допросов очевидцев катастрофы; 19 протоколов осмотров места происшествия с фотографиями и схемами.

Наряду с этим, отметил представитель СКП РФ, получены результаты медико-трассологической судебной экспертизы фрагментов тел членов экипажа разбившегося Ту-154: командира Аркадиуша Протасюка, второго пилота Роберта Гживы, штурмана Артура Зентэка, борт-инженера Анджея Михаляка "с целью установления места их нахождения на борту воздушного судна в момент катастрофы".

Новые материалы расследования прибывший в Москву военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский лично получил из рук замгенпрокурора России Александра Звягинцева. "Мы решили произвести передачу материалов транспарентно и открыто", - заявил Звягинцев во время процедуры передачи документов.

В свою очередь Парульский заявил, что органы польской прокуратуры доверяют переданным материалам. "Это документы, которым мы полностью доверяем. Эти документы могут быть полностью использованы в нашем расследовании", - сказал он, поблагодарив российского коллегу за содействие.

Случайный свидетель

Отметим, что помимо результатов многочисленных экспертиз и свидетельских показаний польская сторона получила особое свидетельство очевидца – оригинал любительской видеозаписи, на которой запечатлены последствия крушения самолета Леха Качиньского, а также показания этого свидетеля, данные следователям позднее.

"Следователями установлен и допрошен в качестве свидетеля автор видеозаписи "Горит самолет", записанной непосредственно после авиакатастрофы и распространенной в сети Интернет", - отметил Маркин из СКП РФ. По его словам, в ходе следственных действий показания проворного "репортера" проверили на месте, а потом изъяли оригинальную видеозапись. "Данный материал по запросу о правовой помощи направлен компетентным органам Польши", - отметил Маркин.

Видеоряд представляет собой обзор места крушения Ту-154 спустя считанные минуты после катастрофы. Сейчас этот видеоролик можно увидеть на сайте польского канала ТВН-24.

Вместе с тем, остался нерешенным вопрос о передаче Варшаве оригиналов "черных ящиков" разбившегося борта "номер один". Как сказал 12 августа вице-премьер Сергей Иванов, Россия готова предоставить польской стороне оригиналы записей бортовых самописцев, но лишь после того, как соответствующее решение примет российская прокуратура.

"Это решение должно приниматься прокуратурой – органом власти, независимым от правительства. Как только российская прокуратура примет такое решение, технических проблем для передачи оригиналов никаких нет", - сказал Иванов.

Виновники живы?

Еще находясь в Москве, главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский сделал довольно неожиданное заявление. По его словам, некоторых людей могут привлечь к уголовной ответственности по итогам следствия. "Правду нам придется очень тщательно устанавливать. У нас есть осознание того, что результатом этой правды может быть привлечение некоторых людей к уголовной ответственности. И это – дополнительный элемент во время расследования", – сказал Парульский в интервью "Вестям".

Напомним, что дело в связи с крушением Ту-154 под Смоленском возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ – "нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Предположительно, авария могла произойти из-за ошибки пилотов, допущенной в тяжелых условиях – роковым утром 10 апреля над аэропортом "Северный" стоял густой туман.

В СКП РФ слова Парульского о возможных живых виновниках трагедии не прокомментировали, но отметили, что окончательное процессуальное решение по уголовному делу о крушении самолета польского президента в апреле этого года под Смоленском будет принято лишь после получения финального отчета межгосударственной комиссии о причинах происшествия.

"Процессуальное решение по уголовному делу (о крушении самолета – ИФ) будет принято после получения окончательного отчета Межгосударственной авиационной комиссии по расследованию причин авиапроисшествия и проведения комплексной авиационно-технической экспертизы", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

Добавим, что вскоре Россия может передать Варшаве еще одну "порцию" документов, касающихся самой резонансной авиакатастрофы в истории Польши. "Это не последняя передача. Я думаю, что дополнительная передача будет в течение месяца", - сказал замгенпрокурора РФ Звягинцев.

Параллельно над расследованием крушения Ту-154 под Смоленском продолжат работать российские специалисты. Как сказал журналистам глава Минюста РФ Александр Коновалов, "все лучшие силы следственных органов России работают, чтобы способствовать достижению истины".

Обозреватель Сергей Нагорный