Центр / Точка зрения 31 марта 2011 г. 16:44

Под одним крылом

Interfax-Russia.ru – Российские власти заявили об объединении "Внуково" и "Шереметьево" в единый комплекс. Цель объединения - стать их конкурентами лучших аэропортов мира и удвоить пассажиропотоки.

Вместе навеки

Идею объединения нескольких крупных российских аэропортов под "одно крыло" вынашивали в Минтранспорта еще в 2006 году. Тогда предполагалось, что в уставной капитал единой госкомпании, которая будет управлять аэропортами, будут переданы их контрольные пакеты. Главным аэропортом страны должен был стать "Шереметьево", однако такому ходу вещей воспротивились в Минэкономразвития – ведомство категорически не устраивали показатели работы московского аэропорта. Спустя два года движение к возможному объединению нарушил начавшийся мировой экономический кризис.

Тогда российские власти решили сосредоточиться на менее глобальной, но более амбициозной задаче – объединить аэропорты московского узла, хотя бы для достижения общей цели. Впервые об этом заявил вице-премьер Игорь Шувалов летом 2010 года, опираясь на заключения международных инвестиционных компаний.

"Принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов - между "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово", что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами", - заявил тогда Шувалов, намекая на то, что владельцам трех аэропортов нужно вырабатывать общий взгляд на перспективы развития. Между тем, до него как раз было далеко. Ведь именно тогда глава "Шереметьево" Михаил Василенко обвинил московские власти в начале реконструкции Ленинградки со всем последующим транспортным коллапсом близ "Шереметьево", для того чтобы перетянуть пассажиров в подконтрольное мэрии "Внуково".

Так что о реальном объединении вопрос еще не стоял довольно долго. Даже осенью 2010 года "Внуково" (75% которого принадлежат правительству Москвы) хотели просто приватизировать - за это после отставки Юрия Лужкова высказывался, в частности, новый мэр Сергей Собянин, и об этом говорил министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Но позднее взгляд на эту тему немного изменился. В конце марта в правительстве Москвы пояснили, что пока торопиться с продажей акций аэропорта, стоимость которых оценивается в 27 млрд рублей, в мэрии не намерены, хотя и не исключили приватизации в ближайшем времени.

Очевидно, что власти Москвы уже знали о возможном объединении с "Шереметьево", 100% акций которого принадлежит государству. Эксперты замечают, что сейчас необходимость создания единого комплекса подсказывает сама судьба: во время ремонта перекрестья взлетно-посадочных полос во "Внуково" многие рейсы (в том числе и, так называемые "литерные", на которых перевозят высшее руководство страны) переходят как раз в "Шереметьево".

Стоимость самого "Шереметьево" (ОАО "Международный аэропорт Шереметьево") аудиторы оценивают в 53 млрд рублей, недавно построенный терминал D (ОАО "Терминал") еще в 10,7 млрд рублей. Все эти оценки сейчас производятся для того, чтобы определить и согласовать доли каждого участника в будущей объединенной компании, поясняют источники в авиационных кругах.

Если с долями пока еще не все ясно, то схема объединения уже в общих чертах согласована, рассказал министр транспорта РФ Игорь Левитин: сначала ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" будет объединен в единый комплекс с терминалом D, а затем "единое" "Шереметьево" объединят с "Внуково".

Что положительного принесут эти изменения, пояснил сам премьер-министр.

"Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока", - заявил Владимир Путин.

Интересно, что столица при таком раскладе оказывается в выигрыше. Во-первых, исчезает лишняя головная боль, связанная с развитием непрофильного актива. А, во-вторых, как пообещал Владимир Путин, исторические затраты Москвы на Внуково (это около 45-50 млрд рублей) будут ей возмещены. Мэр Сергей Собянин уже заявил, что планирует потратить вырученные средства на развитие метро и железнодорожных транспортных узлов. Премьер-министр поддержал это решение.

Помимо объединения "Шереметьево" ожидает еще одно существенное новшество: у него должна будет появиться третья взлетно-посадочная полоса. По мнению министра транспорта, "ограничения (пассажиропотока) в "Шереметьево" по двум полосам мы достигнем к 2013 году".

На строительство третьей полосы, как сообщалось ранее, потребуется 25-28 млрд руб. В настоящее время материалы и документы на нее проходят обсуждение. Если все юридические вопросы будут улажены, то к строительству полосы могут приступить уже в начале 2012 года. Кстати, в том же году планируется завершить реконструкцию "Внуково".

Отпустим на свободу

После успешного завершения проекта объединения государство планирует выйти из него, проведя приватизацию получившейся компании.

"У государства нет цели вечно сидеть в этих активах, этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать", - подтвердил Владимир Путин.

Позднее то, что государство может отказаться от контроля единой компании, повторил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Однако пока в российском правительстве не уточняют ни сроков этого объединения, ни сроков приватизации.

Из столь амбициозных планов оказался "исключенным" третий аэропорт московского авиаузла, зато самый крупный "Домодедово". Он, в отличие от своих "собратьев", является частным. И, по мнению экспертов, сейчас в этом больше минусов, чем плюсов.

"Домодедово", как и "Шереметьево", необходима третья взлетно-посадочная полоса. Причем, по оценкам как правительства, так и самого "Домодедово", земли зарезервированной под строительство, хватит на 10 полос (в отличие от "Шереметьево", где возможно только одна дополнительная полоса). Однако пока все упирается в обсуждение с Минтранспортом - оно не спешит дать добро.

В частности, Игорь Левитин считает, что для решения вопроса необходимо заключение экспертов. Кроме того, строительство новой полосы может привести к большим транспортным проблемам уже в самой Москве.

"Если мы выходим на три полосы в "Домодедово", нам нужен дублер Каширского шоссе в Москве, потому что поток пассажиров из "Домодедово" существующая автомобильная дорога пропустить не сможет", - пояснил министр транспорта.

В свою очередь премьер-министр посоветовал руководству аэропорта продолжить консультации с министерством транспорта.

Сейчас стоимость строительства третьей полосы в "Домодедово" оценивается в 20 млрд руб. При этом аэропорт готов направить 2,5 млрд руб. собственных средств на выкуп земли под реализацию проекта.

По сути принятых решений правительство пока не хочет вкладывать бюджетные деньги в строительство в частном аэропорту, поясняют эксперты. "Возможно, еще потому что в памяти свежи теракты и декабрьские простои, как следствия анти-достижений нынешнего руководства, - высказывает свое предположение Interfax-Russia.ru специалист Центра экономической экспертизы Евгений Бесчастный, - Однако рано или поздно к "Домодедово" (в правительстве - ИФ) еще вернутся. Ведь развитие московского авиаузла без развития самого крупного авиаперевозчика невозможно".

Пока правительство, занимаясь объединением компаний, отворачивается от "Домодедово", за него вступился "Аэрофлот". Гендиректор российского авиаперевозчика Виталий Савельев не исключил переезда в частный аэропорт, ведь именно он в будущем может стать хабом международного значения. "В 2020 году надо делать ставку на "Домодедово", - предположил Савельев. Сам переезд "Аэрофлота" возможен по уже упоминавшейся территориальной причине: для максимального развития мощностей "Шереметьево" (в отличие от "Домодедово") просто не хватит пространства.

Тройственный союз

Как бы ни складывалась ситуация дальше, отдаленные планы российского правительства учитывают развитие "Домодедово": так к 2020 году пропускная способность московских аэропортов должна будет возрасти в два раза – то есть, приблизительно до 100 млн человек. В прошлом году три московских аэропорта перевезли 51 млн пассажиров: 22,3 млн – "Домодедово", 9,5 млн – "Внуково" и 19,3 млн – "Шереметьево". Причем, рост по сравнению с 2009 годом составил 20%.

"Эти цифры близки к предельной пропускной способности существующей инфраструктуры столичного авиаузла, и очевидно, что в дальнейшем нагрузка будет только возрастать", - сообщил российский премьер-министр. Он отметил, что только за январь 2011 года перевезено 5,8 млн человек, и рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 11%.

Сейчас предельная пропускная способность наземной инфраструктуры столичных аэропортов – около 65 млн пассажиров в год, система организации воздушного движения позволяет обслуживать 80 млн пассажиров.

Если Москва по каким-то причинам не сможет справляться с такими нагрузками, то на помощь придет Санкт-Петербург, заявляют в российском правительстве.

Однако цель развития авиаузла – это в конечном итоге не только цифры и показатели. Она куда глобальней.

"Нам надо превратить московский авиационный узел - главную воздушную гавань России - в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня", - подчеркнул глава правительства РФ.

И в этом вопросе с ним трудно спорить.

Обозреватель Алексей Дружников